В мае товары и услуги на потребительском рынке Узбекистана в среднем подорожали на 0,8%. Цены на товары повысились в среднем на 0,4%, услуги — на 2,1%, сообщил Государственный комитет по статистике.

В последний месяц весны сохранилась тенденция опережающего роста цен и тарифов на услуги по сравнению с товарами, которая проявилась в апреле.

Продовольственные товары ч за месяц подорожали в среднем на 0,2%. Лидерство по росту и снижению цен принадлежит, соответственно, фруктам (+4,8%) и овощам (-13,6%).

Заметно подорожали рис — на 4,2%, рыба — на 3,9%, говядина — на 3,4% баранина — на 2,5%. Окорочка и мясо домашней птицы подешевели на 2,1% и 1,9% соответственно.

Из фруктов и овощей сильно подорожали морковь — на 9,9%, яблоки — на 6,3%, цитрусовые — на 5,3%. Значительно подешевели огурцы — на 27,1%, помидоры, на 21,7%, лук — на 9,7%, картофель — на 5,7%.

Непродовольственные товары за месяц подорожали в среднем на 0,6%.

Продолжился рост цен на строительные материалы — на 1,5%. Табачные изделия подорожали на 5,9% в связи с повышением цен на продукцию производителем.

Изменение конъюнктуры на рынке горюче-смазочных материалов и связанное с этим повышение биржевых котировок привели к росту цен на пропан и метан, реализуемые населению через сеть газозаправочных станций (соответственно на 5,3% и 0,9%).

Отмечен небольшой рост цен на обувь и запчасти для автомобилей — на 0,5%, одежду, кухонные принадлежности и приборы, средства связи, печатную продукцию — на 0,4%, основные бытовые товары и электроприборы, ковры и ковровые изделия — на 0,2%. Наряду с этим, в среднем на 1,8% подешевели телевизоры за счет снижения цен отечественными производителями.

Услуги для населения в мае в среднем стали дороже на 2,1%. Основное влияние на индекс потребительских цен оказали тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые за месяц в среднем повысились на 2,3%.

Плата за холодное водоснабжение и канализацию повысилась в мае во всех регионах, кроме Навоийской области, где повышение произошло уже в марте. Ощутимее всего размеры платы выросли в Ташкенте — на 22,4% и Кашкадарьинской области — на 20,4%. Наименьшим рост был в Сырдарьинской и Наманганской областях — соответственно на 7% и 7,4%.

В мае также введены новые тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения. Наиболее значительным был рост тарифов в Джизакской области (отопление и горячее водоснабжение — на 34,6% и 34,5%) и Хорезмской области (на 22,7%). Минимальным было повышение в Самаркандской области (на 4,3%). В Навоийской области тарифы также повысились с марта.

Размеры взносов членов товариществ частных собственников жилья за содержание общего имущества увеличились в шести регионах, при этом наиболее значительным был рост в Сурхандарьинской области — в среднем в 1,7 раза, а меньше всего — в Сырдарьинской области (в среднем на 1,8%).

Услуги пассажирского транспорта за месяц стали дороже на 2,3%. На основании решений хокимов Андижанской, Наманганской, Самаркандской областей и Совета Министров Каракалпакстана в этих регионах была повышена плата за проезд в городских автобусах. В Андижанской и Наманганской областях рост составил 66,7%, Самаркандской — 33,3%, в Каракалпакстане — 28,6%.

Причиной понижения стоимости проезда в поездах дальнего следования (на 9,3%) стало снижение курса швейцарского франка по отношению к национальной валюте и уменьшение коэффициента индексации к базовому тарифу по ряду направлений.

Билеты на самолеты в среднем стали дешевле на 3%, что связано со снижением курса евро по отношению к национальной валюте.

Услуги бытового характера за месяц стали дороже на 1%.

Из других видов услуг значительнее всего повысились цены и тарифы на услуги бань и душевых — на 2,9%, платных автостоянок — на 1,8%, по ремонту электротехнической аппаратуры и жилья — на 1%.

Гостиничные услуги стали дороже в связи с повышением в ряде регионов стоимости проживания в номерах. В таких традиционных центрах туризма, как Самаркандская и Хорезмская области, рост был ощутимее (соответственно на 18,8% и 17,2%), в то время как в Андижанской области повышение составило лишь 2%.