16 мая «Газета.uz» опубликовала резонансный материал, в котором мы призвали к реформам ГУБДД для обеспечения безопасности граждан. В частности, предложили заняться планированием улиц и сменить «инспекторов на обочине» на патрули.

ГУБДД МВД Узбекистана и УБДД ГУВД Ташкента незамедлительно отреагировало на публикацию и рассказали «Газете.uz» об ожидаемых реформах. Родилась совместная идея: провести день с инспекторами УБДД, чтобы детально разобраться в их работе. А заодно и побеседовать о проблемах.

Так, в 5.45 утра 22 мая, я оказался у Юнусабадского РУВД. Именно здесь начинается первая смена инспекторов УБДД, работающих в этом районе. Она продолжается восемь часов. В 14:00 нас сменят другие инспекторы, а тех перехватит третья смена.

06:00

Старший офицер делает «развод». В строю зачитываются необходимые установки, уточняется дислокация. Мои напарники на сегодня — майор Ахмат Рахимбоев и младший сержант Мухитдин Таджибаев.


Инспекторы получают указания и рассаживаются по патрульным машинам. Мы получаем Lacetti, оборудованную видеорегистратором и системой AutoCon. Это камера и монитор, установленные на «торпедке». Система распознает номера машин, движущихся в потоке.

06:20

Прибываем на первую точку дислокации — пост «Уч Кахрамон». Здесь мы оцениваем обстановку и помогаем инспекторам справиться с потоком автомобилей, который идёт в «час пик». На посту действует система камер «Автоураган». Если необходимо поймать определённую машину, из центра «на Глинке» дают команду. Как только подозреваемый попадёт в поле зрения камеры, громкоговорители протрубят тревогу.

При мне они осторожно сохраняли молчание, в отличие от служебных собак. Здесь работают два стража под руководством кинолога Дильмурода Умарова. Дроппи ищет оружие и взрывчатку, а Ллойд — наркотики. Дроппи в конце апреля нашла в багажнике пневматический пистолет. Но это редкость. У ее коллеги больше работы — наркотики попадаются регулярно.


В служебном кабинете на посту «Уч Кахрамон» сотрудники УБДД показывают нам, как работает система «Безопасный город» и как пробиваются нарушители «по базе». Не верьте слухам — все номера распознаются, штрафы выписываются. А через специальный терминал инспектор может узнать всю историю нарушений водителя по его имени и фамилии.

07:00

Прибыли на следующее место по дислокации — под эстакаду у Юнусабадского Универсама. Задача — бороться с нарушителями правил парковки. У автобусной остановки на улице Ахмада Дониша шестеро «бомбил». Завидев инспекторов, они неспешно отправляются здороваться, прижимая руку к сердцу. Но сегодня не их день. Всем оформляют протоколы.

Я же тем временем привлекаю внимание майора Рахимбоева к очевидной проблеме. Один за одним «дамасы», «газели» и просто автомобили останавливаются под эстакадой, чтобы высадить пассажиров. Затем пассажиры весёлой утренней толпой валят через улицу, подвергая себя очевидной опасности.

Я вижу изъян в городской планировке. Высадить пассажиров перед поворотом на улицу Ахмада Дониша водители не могут — там забор. Выходить за эстакадой и потом идти под землёй пешеходы, очевидно, не хотят. Понять их можно — в городе не должно быть подземных переходов. Люди должны ходить по земле.


Спорим с Ахматом Акромовичем. Он чертит план и объясняет, что сделать остановку перед поворотом нельзя, так как улица является высокоинтенсивной. Есть риск заторов. Предлагаю ему поддаться соблазну урбанизма и принять ценность: город должен подстраиваться под людей, а не наоборот. Решаем, что здесь нужна «зебра» — единственная возможность залатать эту проблему, которая находится в наших руках. Майор Рахимбоев чертит схему «зебры», заполняет заявку и обещает передать ее по инстанциям.

08:00

Отправляемся в патруль. В «час пик» инспекторы передвигаются по квадрату улиц и оценивают обстановку. Если где-то возникает затор, то они помогают его «разрулить». Объезжаем улицы Шарафа Рашидова, Абдуллы Кадыри и Амира Темура. В дороге беседуем о том, что вас, дорогие читатели, интересует больше всего.

«Я служу в УБДД уже 19 лет», — говорит майор Рахимбоев. Моя зарплата — 2,5 миллиона сумов. Чтобы выйти на пенсию, достаточно иметь стаж в 20 лет. Пенсия составит 50% от зарплаты. Мне остался один год, но я хочу и могу работать ещё. Если я отслужу 25 лет, то пенсия будет уже 75%.

Зарплата младшего сержанта Мухитдина Таджибаева, который управляет автомобилем, — 2,3 миллиона сумов. Он служит уже 15 лет. «Зарплата зависит от стажа и звания», — говорит он.

Инспектор УБДД служит 6 дней в неделю, по 8 часов в день. Ему полагается оплачиваемый отпуск размером в 30 дней, а после 15 лет службы — 45 дней. Сотрудники упомянули такие социальные льготы, как госпиталь, санаторий, детский сад, детский летний лагерь, театры и музеи.


Патруль не заметил никаких проблем, и мы решаем остановиться у печально знаменитого пешеходного перехода близ бывшего кинотеатра «Казахстан». «Газета.uz» дотошно объясняла с помощью российского эксперта Аркадия Гершмана, как сделать этот участок улицы Амира Темура безопасным.

Пока здесь не изменилось ничего, кроме того, что остановку перевели ближе к перекрёстку. Инспекторы уверяют меня, что они подали заявку на установку светофора на пешеходном переходе, и ее должны выполнить в ближайшее время.

К нам присоединяется инспектор Кахрамон Худойберганов. Его задача — раздавать памятки с базовыми правилами ПДД пешеходам и водителям. Он терпеливо показывает картинки взрослым людям и объясняет их смысл. Вот, мы выпустили эту каплю здравого смысла в море невежества и отправились дальше.

08:35

По рации поступил сигнал о ДТП у мечети Бодомзор. Принимаем вызов и едем туда. Matiz ударил сзади BMW. Но водители уверены — авария случилась потому, что на встречную полосу выехал Spark. Он скрылся с места происшествия, но его номер записали.

Инспекторы «пробивают» номер, и через 8 минут у нас есть имя, адрес и телефоны. Майор Рахимбоев объявляет план «Перехват». Это значит, что инспекторы всего города начали поиски автомобиля, а камеры настроены на распознавание его номера.


Пока младший сержант Таджибаев составляет план ДТП, майор Рахимбоев пытается дозвониться до нарушителя. У нас есть пять его телефонов, но ни на одном не удаётся его застать. Наконец, найден шестой телефон, и беглец поднимает трубку. Ахмат Акромович решает выманить его на место ДТП и применяет военную хитрость: говорит, что необходимо встретиться, чтобы решить проблему с техосмотром. Нарушитель «клюёт» на приманку и обещает приехать через 10 минут.

План сработал — на место происшествия приезжает Spark с пожилым водителем 1961 года рождения. Хитрость позволила сэкономить уйму времени и ресурсов и найти беглеца менее чем за час. Он предъявляет документы и талон, на котором нет места от предыдущих штрафов — злостный рецидивист. На нарушителя составляется протокол за оставление места ДТП и создание аварийной ситуации. Его ждёт большой штраф и, возможно, лишение прав на 6 месяцев. Это будет решать судья.


На место происшествия приехал заместитель начальника Отдела по контролю за организацией движения ГУВД Ташкента Шавкат Норматов. Пока оформлялись документы, мы поговорили о перспективах урбанизма в Ташкенте: «У нас новое руководство, новые люди. Посмотрите улицу Газалкент в Мирзо-Улугбекском районе. Это наша образцовая улица. Там брусчатка, столбики, хороший асфальт, светильники. По этому эталону мы будем делать остальной город. Я изучаю по интернету все современные тенденции, посещал Израиль».

10:00

Мы вынуждены ехать вместе с водителями на судебно-медицинскую экспертизу. Инспекторы недовольны: «На весь город всего два отделения. Мы сейчас поедем в Чиланзарский район и обратно, потеряем не меньше часа служебного времени. Если бы сделать хотя бы одну экспертизу на два-три района, мы бы сэкономили очень много времени».

Судмедэкспертиза мне неинтересна, поэтому затеваю с инспекторами разговор о самом важном. О взятках. Инспекторы не стесняются. Никто не скрывает, что проблема есть. Спрашиваю мнения: что нужно делать? Отвечают: в самое ближайшее время инспекторы начнут получать поощрение за каждый выписанный штраф. 3% от каждого штрафа в Ташкенте и 5% в областях.

По мнению инспекторов, это даст им дополнительный доход, и нечистые на руку сотрудники не будут тянуться к лишнему суму. Они также напомнили, что в системе ГУБДД есть служба собственной безопасности. Если на сотрудника приходят жалобы, то им обязательно займутся: могут даже устроить слежку и инсценировку передачи взятки.

11:13

Прибыли в школу №70. За каждым сотрудником УБДД закреплена школа, в которой он проводит уроки ПДД. Майор Рахимбоев даёт краткий инструктаж в трёх разных классах. Первый класс самый активный, с интересом смотрит на человека в форме.


Старшеклассников удивить уже посложнее. Для них на доске рисуют схемы и с помощью «человечков» объясняют, как нужно переходить дорогу. Ахмат Акромович в этой школе звезда. В фойе нас окружают преподаватели и наперебой рассказывают, как его здесь любят и ценят.

Выезжаем на следующее задание: разбор жалоб от населения, которые поступили через вебсайт УБДД и Телеграм-бот. В дороге слушаю мнение Шавката Норматова об эффективности патрулей вместо инспекторов с жезлами: «Никто не отрицает, что патрулирование — это самый эффективный способ борьбы с нарушителями. В машине есть радар и регистратор. Мы за автопатрули. И мы к этому идём. Покупаются новые автомобили и оборудование».

Мои напарники разделяют это мнение: «Эффективнее всего ездить в патруле по квадрату и проводить на каждом перекрёстке по 10−20 минут», — считают они.

12:09

7-й квартал Юнусабада. Поликлиника №56. Местный житель написал жалобу, что пациенты паркуют автомобили прямо на тротуаре. Смотрим: это действительно так. Инспекторы просят водителей убрать машины и ограничиваются предупреждением.


Майор Рахимбоев считает, что нужно установить здесь знак «Пешеходная дорожка». Составляется схема, и заявка на знак будет передана по инстанциям. На этом работа не заканчивается. По инструкции нужно осмотреть все вокруг на предмет возможных нарушений.

Напротив поликлиники — платная парковка стоимостью 1000 сумов в час. Она полупустая. Пациенты предпочитают парковаться везде, где угодно, но не там. На одном из таких водителей инспекторы решают опробовать новинку — дистанционный штраф за нарушение правил парковки. Они выписывают уведомление и прикрепляют его на стекло. Делают фотографию — она придёт нарушителю по почте вместе с протоколом.


Осматриваем проезд рядом с поликлиникой. Здесь припаркован целый ряд машин врачей. Инспекторы просят убрать их на парковку. Врачи сопротивляются. В итоге решаем, что врачи уберут машины, а инспекторы включат в заявку знак «Стоянка запрещена» для этого проезда.

Внезапно один из инспекторов обнаруживает: на заднем дворе поликлиники есть огромная собственная автостоянка. Она пустая. На вопрос, почему не используется, следует ответ: «Безопасность…» По дороге к автомобилю инспекторы штрафуют незадачливую любительницу поговорить по телефону за рулем.

12:56

Внезапно заговорила рация, инспекторы приходят в оживление. Возле зоопарка угнали Spark цвета «металлик».

Немедленно отправляемся туда, слушая подробности происшествия по рации. Водитель Джамшид Д. 1989 года рождения приехал посмотреть с семьёй на животных и оставил автомобиль на парковке открытым и с ключами. Удивительно, что его не оказалось на месте, думаю я. Джамшид позвонил 102. На месте происшествия обнаруживаем следственную группу и потерпевшего. Все оцеплено, работают криминалисты.


Нам здесь делать нечего. Второй раз за день объявлен план «Перехват». Одна из камер системы «Безопасный город» засекла угонщика — он двигался через Юнусабадский круг за Универсамом. Каждому инспектору в городе определена точка, на которой нужно вести наблюдение. В быстром темпе выдвигаемся на Юнусабадский круг.

На месте инспекторы рассредотачиваются, чтобы контролировать все потоки, и начинают методично останавливать все «Спарки» цвета «металлик». Нужно проверять всех вручную, потому что на камеры полагаться нельзя: преступники используют поддельные или украденные государственные номерные знаки. Их ставят на угнанные машины. Мы собираем целую коллекцию из «Спарков» — всего остановили более 20 автомобилей.

Угонщика мы не нашли, но получили интересный побочный результат: двое водителей оказались без прав. На штрафстоянку.


По рации сообщение: один из инспекторов заметил угнанный автомобиль в махалле «Хасанбой». Все «перехватчики» бросают свои сектора и мчатся что есть духу в махаллю. У нас настоящая погоня с сиреной. Участвуют патрульные машины инспекторов, «бобики» и автомобили следователей. Мы сбиваемся с пути и отстаём от основной группы.

13:51

Махалля «Хасанбой». У магазина брошенный Spark. Цвет «металлик». Номера наши. Нашли! Прошло 55 минут. Угонщика нигде нет — он скрылся. Впрочем, его засекли камеры наблюдения на магазине. Место происшествия огораживают.


Кинолог пускает собаку на водительское место. Она берет след. Бежим за собакой, но скоро устаём. Надеемся, что ей удастся произвести задержание.

Тем временем, начинает работу группа криминалистов. Они собирают улики. Самые важные — отпечатки пальцев. Если угонщик был ранее судим, то отпечатки найдутся в базе, и дело можно считать раскрытым. Возвращается собака — след удалось взять до кольцевой дороги, дальше он потерялся. Возможно, преступник уехал на попутке.


На место приезжает потерпевший Джамшид. Пытаюсь взять у него интервью, но он даже не хочет на меня смотреть. Коротко бросает, что он счастлив, снимает ленту и пытается открыть багажник. Инспекторы в ужасе: нельзя трогать вещдоки! Водителя бережно уводят в сторону.

14:00

Для потерпевшего все закончено — к лучшему. Для меня и моих напарников майора Ахмата Рахимбоева и младшего сержанта Мухитдина Таджибаева тоже. Конец смены.

Хотел бы я работать инспектором УБДД? Нет. Слишком большой стресс. Постоянное давление командной цепочки, разрывающийся от звонков телефон и вой рации. Никакого шанса на спокойную минуту. Необходимость общения с людьми, которые не всегда ведут себя адекватно. Пожалуй, эта профессия не для меня.

Что важно: сегодня и я, и майор Рахимбоев, и младший сержант Таджибаев стали участниками исторического события. По крайней мере для «Газеты.uz». В прежние времена невозможно было представить себе такой уровень открытости деятельности УБДД. Теперь — можно. И этот факт вселяет надежду.

Я завершил свой рабочий день в чайхане за обедом. А вот инспекторы отказались разделить его со мной. Хоть рабочий пост они и покинули, пост священного месяца Рамадан для них в самом разгаре.

«Газета.uz» благодарит ГУБДД МВД Узбекистана и УБДД ГУВД Ташкента за проявленный профессионализм и желание быть открытыми для общества.