Главное управление безопасности дорожного движения МВД Узбекистана в своем текущем виде, как бы жестко это ни звучало, нам просто не нужно. К чему обществу содержать сотни инспекторов с жезлами, их автомобили, здания и руководство, если они не в состоянии обеспечить нашу безопасность?

57 человек погибли с января по май только в Ташкенте. Пятьдесят семь. 544 травмированы. 190 человек погибли в 2017 году. Это чрезвычайная ситуация! По стране счет идет на тысячи. После этих цифр большинство сотрудников ГСБДД, в моем представлении, должны встать, сказать всем узбекистанцам: «Извините, мы не справились». И уйти.

Я не чувствую себя в Узбекистане безопасно. Ни как пешеход, ни как водитель. Процесс перехода улицы в Узбекистане предполагает обдумывание завещания и произнесение молитвы.

Я вижу противоречие в самом названии ГУБДД. Управление безопасности, которое не управляет безопасностью. ГУБДД штрафует, наказывает, угрожает. То есть, устраняет последствия. Но не занимается причинами.

Заборы — они в головах

Мы говорили, говорим и будем продолжать повторять одно и то же. Главное условие для безопасности — это правильное планирование городских улиц. Такое, которое физически не позволит большинству аварий и наездов случиться.

Все рецепты известны. Все уже сделано в других городах, сказано и пережевано по двести раз. Только возьми и повтори. Но сейчас мы не видим в руководстве службы людей, которые понимают эти базовые принципы. Возможно, они есть, но судя по публичным заявлениям сотрудников, в их голове совершенно иные концепции. Я осмелюсь сказать — ложные.


Типичная ташкентская улица. Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».

Несколько примеров. «Газета.uz» регулярно пытается выяснить взгляды представителей УБДД столицы на современные подходы к планированию улиц. Все очень грустно. В управлении отрицают меры, которые в других городах работает идеально и спасают жизни:

Мы много раз писали о столичном «проспекте смерти» — Амира Темура. Представители ГСБДД разного уровня отвечают одинаково: ограничение скорости, светофоры на пешеходных переходах, сужение проезжей части и другие меры приведут к заторам и будут мешать комфортному проезду делегаций и кортежей на высокой скорости.

В апреле экс-руководитель УБДД Ташкента на наш вопрос о проспекте Амира Темура ответил: «Обновим зебры, установим камеры на переходах». Это просто иллюзия вместо реальных, рабочих мер.

И еще одна старая мозоль: «Надземные переходы помогли разгрузить дороги в Ташкенте». Нет, это неправда! Надземных переходов в городе быть не должно (как и подземных в их нынешнем виде). Мы подробно объясняли почему, и привозили эксперта, который разложил все по полочкам. Бесполезно. УБДД нужно еще 22 таких перехода.

Мы обращаемся к руководству МВД: пожалуйста назначьте в Ташкенте нового, прогрессивного руководителя УБДД. Такого, который был за границей. Который понимает, почему светофор должен быть на каждом пешеходном переходе. Который разбирается в урбанизме. Пошлите его в Грузию на месяц. Пожалуйста. Это очень важно — речь о жизнях людей.

Неотвратимость наказания

Еще один вопрос. Если мы называем себя прогрессивной страной, то пора уже перестать притворяться, что инспекторы с жезлом имеют отношение к безопасности. Они — советский атавизм. От них уже избавились почти все наши соседи — и Казахстан, и Таджикистан. Только в Узбекистане они гордо стоят на улицах.

Нет инспекторов с жезлами в развитых странах мира. Они неэффективны. Почему опять только мы должны идти «особенным путем развития»? Давайте, наконец уже, сделаем как у других.

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz».

Будем откровенны: инспектор с жезлом — это живой памятник коррупции. Мне кажется, что ГУБДД не подаст на нас в суд за клевету. Потому что там все понимают: сказанное выше — это правда. Каждый узбекистанец от мала до велика это знает. Я уверен, что среди них есть честные люди. Но как цельная служба институт инспекторов себя давно скомпрометировал.

Они не могут обеспечить самого главного: неотвратимости наказания. С инспектором можно договориться. С камерой — нет.

Поэтому их нужно убирать с улиц. А заменит их триада «патрули + камеры + граждане».

Всех инспекторов нужно пересадить в патрульные автомобили, оснащенные регистраторами. Это правильно. Патрули смогут фиксировать большинство нарушений на видео. Никакой возможности для коррупции. Останавливать автомобиль они будут только в случае крайней угрозы для безопасности и включать свой нательный регистратор. Как во всех нормальных странах.

Уличные камеры как-то зависли. Количество перекрестков не увеличивается, «меню» нарушений не расширяется. По городу ходит упорный слух, что на некоторых перекрестках камеры не реагируют и штрафы не приходят. Я ехал в такси, водитель которого с бахвальством проехал на красный и сказал: «Я точно знаю, где они работают, а где нет». Такие случаи можно наблюдать каждый день.

Движение гражданских наблюдателей нужно расширять. Это самое перспективное направление. В 2017 году в Москве жители через приложение «Помощник Москвы» зафиксировали 800 тысяч нарушений ПДД. Зачем нам профессиональные инспекторы, если каждый может им быть? Нужно призывать граждан через СМИ к активному участию.

УБДД ГУВД Ташкента начало принимать заявления о нарушениях через сайт и Telegram-бот. Это стоит приветствовать, но механизмы нужно дорабатывать. Необходимо удобное и простое приложение для телефонов. Нужно ускорить обновление законодательства.

Премирование самых активных «гражданских инспекторов» — тоже неплохая идея. Представляю, какое развернется «социалистическое соревнование».

Рецепт безопасности

Все очень просто. Многого не нужно:

  • Нужен прогрессивный руководитель УБДД, который займется планированием улиц вместе с хокимиятом Ташкента.
  • Нужно менять инспекторов с жезлами на патрули для обеспечения неотвратимости наказания.
  • Необходимо расширять функции и возможности «гражданских инспекторов».

И напоследок, предчувствуя десятки одинаковых комментариев. Пожалуйста, не используйте никогда аргумент про то, что нас спасет «культура вождения» и «культура пешеходов». Эта культура не появится сама по себе никогда. Ее никак не воспитаешь.

Она может зародиться лишь как следствие принятых мер безопасности. Когда инспектора будут уважать и бояться, а не пытаться договориться. Когда пешеход осознает неотвратимость наказания и будет выбирать, что лучше — деньги в кармане или перебежать дорогу побыстрее.

Когда на дороге ты будешь спиной чувствовать — если сейчас развернешься через сплошную, сзади тебя снимут три видеорегистратора. Вот только тогда культура и начнет складываться.