Нужны ли на улицах Ташкента разделительные заборы? Этому вопросу была посвящена встреча в хокимияте столицы, инициированная новым градоначальником, чья команда рассматривает имеющиеся в городе проблемы для их поэтапного решения.

Металлический разделитель, необходимость которого когда-то обосновывали тем, что это верный способ предотвратить «беспорядочное пересечение улиц пешеходами», за несколько лет стал обязательным атрибутом всех крупных улиц. Под ковш экскаватора пошли широкие буферные зоны с зелеными насаждениями (функцию буфера также выполняли обособленные трамвайные линии). Улицы превратились в широкие и шумные «скоростные трассы».

Установка забора до сих пор вызывает много вопросов: Почему был выбран именно такой тип забора? Чем руководствовались установщики, оборудуя переходы, не приспособленные для пешеходов (пример — на главном фото)? Как проектировщики, установщики и приемщики могли не замечать, что за забором не видно людей, автомобили, а в некоторых случаях — знаков и светофоров?

Остается радоваться, что призывы убрать заборы, наконец, услышаны. Возводить новые заборы прекратили. На многих улицах они уже демонтированы. Но остаются еще десятки километров, и властям нужно скорее принять верное и обоснованное решение.

На встрече в хокимияте звучали предложения как полностью забор убрать, так и оставить его, переделав участки возле пешеходных переходов, перекрестков и разворотов.

«Каждый божий день машины сбивают секции заборов. По нашим подсчетам, в год происходит около 1500 таких случаев. Причины разные. Основная — это скорость. Сколько людей погибло. Недавний пример — авария возле Аквапарка. Заборы надо убрать», — сказал представитель управления благоустройства, сотрудникам которого ежедневно приходится восстанавливать по 4−5 секции.

«Есть места, где забор можно убрать, но есть места, где этого делать нельзя», — возразил представитель УБДД ГУВД. Он добавил, что управление еще в 2016 году подготовило предложения о снижении высоты забора возле пешеходных переходов и перекрестков до 70 см или его демонтаже на расстоянии 50 м с каждой стороны. Однако реакции властей не было.

Учитывая, что скорость — главный фактор большинства ДТП, в правительство внесено предложение о снижении максимально разрешенной скорости с 70 до 60 км/ч, оно сейчас на рассмотрении. Контролировать соблюдение скоростного режима планируется за счет фоторадаров.

Отвечая на вопрос, дала ли установка забора положительный эффект, представитель УБДД ответил, что на определенных участках ситуация улучшилась, но есть места, где из-за ограничения видимости пешеходов сбивают прямо на «зебре».

Были озвучены предложения оборудовать все пешеходные переходы светофорами, соорудить островки безопасности, установить направленное освещение, ограничить скорость, по аналогии с другими странами сделать приподнятые переходы для принудительного снижения скорости водителями, в этих же целях сузить полосы и проезжую часть.


Пример приподнятого перехода на улице Лондона: автобусы могут проезжать беспрепятственно (но вынуждены делать это осторожно), легковым автомобилям приходится снижать скорость.

Не все из этих предложений были поддержаны представителем УБДД. По его мнению, на загруженных улицах, например Амира Темура, ограничение скорости и установка светофоров приведет к заторам, а в островки безопасности могут врезаться автомобили, движущиеся с высокой скоростью. Сделать же приподнятый переход нельзя, поскольку улица используется для перевозки делегатов разных конференций и других мероприятий.

Мнение «Газеты.uz»: «Сохранение жизни человека должно быть приоритетом». Это важнее всех других аргументов, которые часто оказываются преувеличенными.

Представитель УБДД также не согласился с утверждением, что если пешеходные переходы будут размещаться чаще, то люди будут меньше перебегать улицу в неположенных местах.

По итогам обсуждения принято решение выбрать в городе два-три участка с забором, где в экспериментальном порядке будут внедрены некоторые из перечисленных мер по повышению безопасности пешеходов.

Кроме того, предложено соорудить приподнятые переходы у одной или двух школ для изучения преимуществ такого подхода (к слову, самого доступного и широко используемого в мире для успокоения движения, но практически неизвестного в Узбекистане).

Возвышенность на улице Аммана для успокоения трафика.

«Наша задача — провести улучшение городской среды и оценить эффект. Постараемся сделать одну-две образцовые улицы. К этому можно привлечь заинтересованных спонсоров», — отметил представитель хокимията.

Другие проблемы безопасности движения

Как и ожидалось, обсуждение вышло за рамки темы разделителей на улицах. Это неудивительно, ведь организация движения и дорожная инфраструктура в целом — одна из самых больных тем для всего Узбекистана.

Участников встречи интересовала логичность запрета на остановку и стоянку на огромном количестве широких улиц (Навои, Шахрисабзская, Амира Темура, Северный вокзал, Паркентская (перед рынком) и многие другие). На улицах после капитального ремонта по бокам появляется желтая линия, запрещающая остановку (Богишамол, Махтумкули). Запрет на парковку не останавливает водителей: из-за отсутствия альтернативы наблюдается массовое осознанное нарушение правил, водители также паркуются на тротуарах и во дворах жилых домов.


Пока шла встреча в хокимияте, сотрудники ДПС снимали номера с машин перед Ташкентским университетом информационных технологий.

Представитель УБДД ответил, что управление не располагает достаточным количеством ресурсов для контроля всех таких нарушений. Решение проблемы УБДД видит во внедрении системы электронных протоколов, которая позволит «оформлять» нарушителей без их присутствия. В Ташкенте уже практикуется привлечение водителей к ответственности на основании фото- и видеоматериалов, присланных гражданами.

УБДД также против выделения правой полосы под парковку из-за опасений, что водители будут парковаться беспорядочно: «Наши водители не могут нормально парковаться. Дашь им одну полосу, они займут четыре».

Представитель хокимията спросил: «Не лучше ли создать условия для водителей, выделив одну полосу для стоянки, вместо того, чтобы точечно и неэффективно бороться с нарушением запретов? Зачем городу неработающие знаки?»


Неправильно размеченные полосы в Ташкенте способствуют нарушениям.

«Газета.uz» предложила перенять зарубежный опыт и разметить каждое индивидуальное парковочное место, ведь отсутствие четко размеченных мест и слишком широкие улицы, а также разная ширина полос только способствуют беспорядочной парковке. Стоит рассмотреть и вариант с ограничением парковки по времени суток или дням недели.


Размеченные места для парковки в Вене.

Острыми, по словам представителей монтажно-эксплуатационного департамента хокимията и УБДД, являются вопросы нехватки дорожных знаков и техники для нанесения разметки. Действующей машине для нанесения разметки — 22 года. Специалисты признали, что в Ташкенте есть районы, где разметка не обновлялась по два-три года.

Для решения проблемы недолговечности разметки ее планируется наносить преимущественно термопластиком, в том числе со светоотражающими элементами, что особенно актуально на малоосвещенных участках. Отмечалось, что долговечность разметки зависит в том числе от качества асфальта, которое не всегда соответствует требованиям.

В ближайшее время ожидается подписание хокимом решения о проведении работ по нанесению разметки только в ночное время, с обязательным уведомлением горожан за сутки.

В столице на данный момент имеется потребность примерно в 12 тысячах новых дорожных знаков (всего установлено 38 тысяч знаков), вызванная тем, что предприятие «Узавтойулбелги», определенное поставщиком дорожных знаков, все еще не начало их изготавливать. Рассматривается вопрос подготовки решения хокима или Кабинета Министров о заказе знаков в порядке исключения другим организациям.

Среди других высказанных предложений был вынос на перекрестках отдельной полосы для поворота налево, который остается одним из самых опасных маневров, с установкой светофорной стрелки.


Ограничение скорости в Стамбуле.

Представитель хокимията сообщил, что изучается мировой опыт нанесения знаков и предупреждений на проезжую часть.


Предупреждающие надписи (в данном случае — «Медленно») широко используются на улицах Лондона.

Говорилось о неудобстве надземных пешеходных переходов — они значительно удлиняют путь для людей. Ситуацию не спасают эскалаторы (которые работают только в одну сторону) и вряд ли спасут обещанные лифты.

В хокимияте также сообщили, что рассматривают возможность установки на ряде перекрестков пешеходных светофоров с таймером.

По итогам обсуждения решено проводить регулярные встречи с заинтересованными организациями, чтобы совместными усилиями сделать Ташкент безопаснее.