Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в своем предварительном заключении по итогам воскресных выборов Президента Узбекистана отметила хорошую организацию избирательного процесса и меры по обеспечению прозрачности, но указала на необходимость проведения реформ для устранения «процедурных и системных недостатков».

Выступая на пресс-конференции в Ташкенте в понедельник, глава миссии БДИПЧ по наблюдению за выборами Питер Тейлер подчеркнул, что оценка миссии делается не для того, чтобы восхвалять или критиковать процесс выборов — любые выборы в мире имеют свои достоинства и минусы, а для того, чтобы обратить внимание на недостатки и предложить рекомендации по их исправлению.

Центральная избирательная комиссия проводила открытые сессии и вовремя публиковала свои решения, говорится в заключении миссии. Была проведена всеобъемлющая информационная кампания для избирателей через СМИ, в том числе, направленная против голосования за других лиц. Для избирательных комиссий низшего уровня также были проведены тренинги по процедурам в день выборов.

После предыдущих президентских выборов, согласно рекомендациям БДИПЧ, количество подписей в поддержку кандидата, необходимое для его регистрации, было снижено с 5% до 1% от общего количества избирателей. Кроме того, были разработаны законодательные нормы в отношении избирательной кампании и досрочного голосования., говорится в документе.

В качестве позитивного шага БДИПЧ также отметило учет потребностей людей с ограниченными возможностями и создание условий для их самостоятельного участия в голосовании.

«Подготовка к выборам была достаточно хорошо организована, и мы наблюдали улучшения технического характера, однако необходимо сделать еще достаточно много, — заметил посол Питер Тейлор. — Сохраняются системные недостатки, отраженные в предыдущих рекомендациях БДИПЧ».

К таким недостаткам БДИПЧ в очередной раз отнесло отсутствие централизованного реестра избирателей, а также возможность регистрации избирателей в день выборов. По мнению экспертов международной организации, это не позволяет гарантировать, что избиратель внесен только в один список и проголосует только один раз.

Нормы, касающиеся некоторых аспектов избирательного процесса, содержатся в различных нормативно-правовых актах и постановлениях ЦИК, что ухудшает согласованность законодательной базы. Некоторые вопросы регулируются постановлениями ЦИК, а не первичным законодательством, говорится в документе.

Другим минусом БДИПЧ ОБСЕ назвало невозможность самостоятельного выдвижения независимых кандидатов (они могут выдвигаться только зарегистрированными политическими партиями). Противоречащими международным обязательствам миссия наблюдателей считает некоторые требования к кандидатам, такие как ценз оседлости и отсутствие судимости.

Самой избирательной кампании недоставало соревновательного духа, все четыре кандидата воздерживались от оспаривания платформ друг друга и политики правительства, отмечается далее в заключении. Миссия также отметила отсутствие дебатов между кандидатами.

Наблюдение за работой СМИ показало, что сообщения и репортажи об избирательных программах кандидатах были похожими. Изобилие бесплатного эфирного времени и печатного пространства превосходило объем редакционных материалов. Аналитических материалов, в которых платформы кандидатов подверглись бы критическому обсуждению, практически не было.

Несмотря на масштабную и целенаправленную кампанию Центризбиркома по предотвращению «семейного голосования», наблюдателям БДИПЧ удалось заметить случаи голосования за других лиц.

БДИПЧ ОБСЕ в седьмой раз наблюдало за выборами в Узбекистане, однако наблюдение впервые осуществлялось полномасштабной миссией. В день выборов БДИПЧ задействовало 193 наблюдателей из 32 стран. Наблюдения за открытием выборов велось на 84 избирательных участках по всей стране, за процессом голосования — на 833. За подсчетом голосов члены миссии наблюдали на 81 участке, за подведением итогов голосования — во всех 14 окружных избирательных комиссиях.

Окончательный отчет миссии БДИПЧ ОБСЕ с рекомендациями должен быть опубликован в течение двух месяцев.