Если бы общество уделяло больше внимания не тому, что не по силам детям с ограниченными возможностями, а тому, чего они могут достичь, это отвечало бы интересам как самих детей, так и сообществ, в которых они проживают.

Об этом говорится в ежегодном докладе ЮНИСЕФ «Положение детей в мире», который был представлен 20 ноября в Ташкенте главой представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Робертом Фудеричем в партнерстве с Республиканским центром социальной адаптации детей.

20 ноября отмечался День прав ребенка, и презентация доклада в Узбекистане в этот день послужила напоминанием, что дети с ограниченными возможностями имеют те же права, как и все другие дети.

Глобальная презентация отчета прошла ранее в этом году во Вьетнаме. На мероприятии страны были призваны предпринять шаги по активизации усилий для интеграции детей с инвалидностью и сокращения неравенств, от которой их маргинализация только усиливается.

В презентации доклада на национальном уровне приняли участие более 80 участников, представляющих министерства, правительственные структуры, комитеты Олий Мажлиса, ННО, агентства ООН, СМИ, а также дети с инвалидностью и их родители.

«Дети с ограниченными возможностями имеют те же права, как и все дети во всем мире, — подчеркнул Роберт Фудерич. — Мы должны думать прежде всего о детях, а не об инвалидности. Мы должны ценить детей с ограниченными возможностями в качестве активных участников, а не в качестве бенефициаров благотворительности».

В докладе говорится о том, как общество может интегрировать детей с ограниченными возможностями, поскольку от их полноценного участия в жизни общества в конечном счете выигрывают все. К примеру, инклюзивное образование не только дает возможность реализовать свой потенциал детям с инвалидностью, но и расширяет горизонты всех детей.

В докладе «Положение детей в мире, 2013 год: дети с ограниченными возможностями» утверждается, что такие дети имеют наименьшие шансы на получение доступа к медицинскому обслуживанию или школьному образованию. Они оказываются в большей степени уязвимыми к насилию, жестокому обращению, эксплуатации и отсутствию ухода, особенно если их скрывают от посторонних глаз или помещают в специализированные учреждения. Зачастую это объясняется негативным отношением к ним в обществе или повышенными затратами на их воспитание.

В результате воздействия перечисленных выше факторов дети с инвалидностью оказываются в числе наиболее маргинализированных групп населения в мире. У детей, живущих в бедности, шансы на посещение местной школы или клиники малы, однако если эти дети еще и имеют ту или иную форму инвалидности, то вероятность получения ими образования или медицинских услуг оказывается еще ниже.

Около трети стран мира до сих пор не ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов. В докладе содержится призыв к правительствам всех стран выполнить свои обязательства и гарантировать всем своим гражданам — в том числе наиболее маргинализированным и уязвимым детям — равные права.

В области интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь общества отмечается определенный — хотя и неравномерный — прогресс, и в докладе «Положение детей в мире, 2013 год» излагается программа дальнейших действий. В нем предлагаются пути для правительств, частного сектора, международных доноров и агентств, парламентариев и других организаций выполнить эту программу посредством сильного партнерства. Доклад содержит призыв к правительствам ратифицировать и эффективно осуществлять Конвенцию о правах инвалидов.

До февраля 2013 года 128 стран, а также Европейский Союз подписали данную конвенцию. В регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ ее ратифицировали 15 стран. Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали, но не ратифицировали конвенцию, в то время как Беларусь и Таджикистан документ не подписали.

Авторы доклада настоятельно призывают правительства ратифицировать и эффективно осуществлять Конвенцию о правах инвалидов и Конвенцию о правах ребенка, а также оказывать помощь семьям с тем, чтобы они могли покрывать более высокие расходы по уходу за детьми с инвалидностью.

Необходимо принять меры, направленные на борьбу с дискриминацией со стороны широкой общественности и поставщиков услуг в таких важных сферах, как школьное образование и здравоохранение. В докладе подчеркивается важность проведения консультаций с детьми и подростками с ограниченными возможностями с целью их вовлечения в разработку и оценку предназначенных для них программ и услуг. Инклюзивный подход, предусматривающий доступность и универсальность среды, которая позволяет как можно большему числу людей пользоваться всей инфраструктурой, без какой бы то ни было адаптации, отвечает общим интересам.

Международные учреждения должны добиться того, чтобы оказываемая ими странам консультативная и иная помощь соответствовала положениям Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов. Как отмечается в докладе, такая помощь должна предусматривать содействие выполнению согласованной программы глобальных исследований по вопросам инвалидности для получения данных и результатов анализа, которые лягут в основу планирования и выделения ресурсов.

«Узбекистан организует и способствует становлению и развитию системы реабилитации социально уязвимых детей и инициирует программы для обеспечения их активного участия в общественной жизни, — отметила директор Республиканского центра социальной адаптации детей Василя Алимова. — Вместе с тем, необходимо продолжить работу по адаптации и совершенствованию образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений и услуг для обеспечения свободного доступа детей с инвалидностью. Мы должны активизировать совместные усилия по созданию наилучших и благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития всех детей и молодежи, уделяя особое внимание детям с особыми потребностями».