В нижней палате парламента прошло обсуждение законопроектов «Об обращениях физических и юридических лиц», а также «О внесении изменений в статью 144 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и статью 43 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Право граждан на обращения закреплено в Конституции. В ней говорится, что «каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям. Заявления, предложения или жалобы должны быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные законом».

Отношения в области обращений граждан в государственные органы и учреждения, а также их рассмотрение регулируются законом «Об обращениях граждан» от 1994 года, принятым в 2002 году в новой редакции.

Как сообщает УзА, в новом законе «Об обращениях физических и юридических лиц», проект которого проходит обсуждение, наряду с другими изменениями будет конкретизирован ряд важных положений. Будет расширена сфера его действия, к субъектам наряду с физическими лицами будут добавлены юридические лица, заполнится правовой пробел в части регулирования общественных отношений, связанных с рассмотрением их обращений.

В связи с развитием в стране информационных технологий новшеством законопроекта также является правовое закрепление обращения в электронной форме.

Законопроект «Об обращениях физических и юридических лиц» тесно связан с проектом закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», нормы которого в этом году проходят апробацию в ходе правового эксперимента в Бухарской и Самаркандской областях. В проекте закона об открытости деятельности госорганов подразумевается рассмотрение запроса физических и юридических лиц органами государственной власти и управления в течение 15 дней со дня его регистрации, а запросы СМИ — в срок, не превышающий 7 дней.

В статью 144 Уголовного кодекса и статью 43 Кодекса об административной ответственности вносятся нормы, усиливающие ответственность должностных лиц за своевременное рассмотрение обращений граждан.