Как коммунальным службам Узбекистана создать и использовать единую базу учета потребителей, и какие вопросы при этом нужно решить? Об этом говорили участники круглого стола «Создание биллинговой системы и единой клиентской базы данных для коммунальных служб», состоявшегося в Ташкенте 19 февраля, сообщает НИА «Туркистон-пресс».

Обсуждение было организовано Министерством финансов, Агентством «Узкоммунхизмат», хокимиятом Ташкента и совместным проектом правительства Узбекистана и ПРООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство».

Как было отмечено в ходе обсуждения, в последнее время правительством Узбекистана принят ряд мер по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в крупных городах страны. Постановлением Кабинета Министров №337 от 30 ноября 2012 года предусмотрено создание единых технических требований и стандартов для клиентских баз данных и биллинговых систем. В связи с этим предусмотрена разработка и внедрение в Ташкенте пилотного проекта по созданию единой автоматизированной системы учета потребителей коммунальных услуг тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, а также санитарной очистки.

Прозрачность в вопросах биллинга позволит избежать большинства вопросов, которые возникают между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями.

Начнем с самого понятия «биллинг», которое означает организацию автоматизации учета абонентов, поступления денежных средств и начисления. Биллинг должен предоставлять информацию о количестве оставшихся денег на лицевом счету абонента в реальном времени и прочие данные информационного характера, позволяя экономить время поставщика услуг и абонента. Биллинг подразумевает автоматизированный контроль и управление безналичных форм оплаты при поступлении денежных средств на лицевые счета абонента, предоставление информации о произведенных ранее оплатах, информации о наличии задолженности и т. д. Естественно, этот процесс требует четкости в системе учета — за что выписывают, кому и за какой период. Прозрачность в этом вопросе позволит избежать большинства вопросов, которые возникают между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями.

Обсуждение выявило наличие больших проблем на пути создания единой системы учета клиентов. Как отметил в интервью агентству заместитель начальника управления Министерства финансов Ильхом Джалолов, сегодня каждая служба использует свои локальные программы для учета потребителей, которые значительно отличаются друг от друга. В ходе презентаций представители водо-, тепло- и газоснабжающих служб называли разные цифры обслуживаемых абонентов по Ташкенту. Исследования показали расхождения в количестве абонентов даже в домах, где услуги коммунальных служб присутствуют параллельно. При этом специалисты согласны, что теряет при этом и служба, и потребитель. А значит, есть смысл в том, чтобы интегрировать всю информацию и на ее базе создать единую платформу учета, которую будут использовать все коммунальные службы.

«При этом для потребителей создаются дополнительные удобства при получении справок о состоянии задолженностей при переоформлении квартир, имущества, — отметил Ильхом Джалолов. — Работодатели при необходимости смогут получить такую информацию через интернет, а не посылать людей собирать справки. А службы будут гораздо точнее знать данные абонентов, что также должно исключить различные недопонимания, в том числе и неизвестно откуда взявшиеся задолженности по газу и другим услугам, что имело место в столице в конце 2012 года».

Данное обсуждение стало первым шагом в решении постановленной правительством задачи, далее последует создание рабочей группы, которая пошагово будет заниматься задачей продвижения единой базы данных для коммунальных служб. В каком виде будет доступна информация, пока решается. Есть предложение о создании единого сайта или, например, общего программного продукта, через который коммунальщики организуют информационный обмен. Уже есть опыт более ранних пилотных проектов, которые выявили существующие проблемы.

«С февраля 2011 года был организован пилотный проект в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента, — рассказал в интервью директор Центра UZINFOCOM Джалолатдин Рахимов. — Он должен был в итоге предоставить населению возможность просматривать свои счета онлайн по четырем коммунальным службам. При этом были задействованы имеющиеся биллинговые системы данных служб и сделана попытка консолидировать эту информацию с тем, чтобы потребитель мог получить информацию обо всех своих счетах в режиме „единого окна“ через один сайт (E-kommunal.uz — ред.), не ходя в эти организации. Однако выявилась проблема — состояние баз данных разных коммунальных служб таково, что сопоставить один и тот же адрес в разных базах довольно сложно».

Как выход из положения Джалолатдин Рахимов предлагает использовать базу данных кадастровой службы, которую можно применить в биллинговой системе в части обозначения домов и квартир. Это помогло бы базам данных соответствовать друг другу или, проще говоря, быть едиными. Пока вопросов больше чем ответов, однако современные условия хозяйствования диктуют коммунальщикам свои требования, и их консолидация — одно из них.