В Узбекистане с начала текущего года действует Ассоциация перевозчиков «Такси и лимузины». Ее возглавил Мирджалил Абдуллаев, ранее работавший начальником Отдела перевозок легковыми автомобилями Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта при хокимияте Ташкента. В интервью газете «Сегодня» он рассказал о целях и задачах новой ассоциации, а также о продолжающейся работе по созданию в стране цивилизованного рынка такси.

– Учредителями Ассоциации перевозчиков «Такси и лимузины» выступили предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров маршрутными и линейными такси, а также компании, оказывающие услуги по транспортному обслуживанию торжественных мероприятий, – отметил руководитель ассоциации. – Целями нашей негосударственной организации являются развитие рынка пассажирских перевозок в стране, оказание содействия участникам рынка в решении имеющихся проблем и защита их интересов.

Наша основная задача на данном этапе – помочь становлению цивилизованного рынка линейных такси в Узбекистане в свете прошлогоднего постановления Кабинета Министров об упорядочении деятельности в этой сфере. Вы знаете, что с 1 января в нашей стране введены обязательные единые требования к внешнему виду и внутреннему информационному оформлению линейных такси, а также к их водителям.

Сегодня мы ведем разъяснительную работу с таксистами, работающими нелегально, объясняем требования правительственного постановления и преимущества работы на основе лицензии. Очень много людей приходят, интересуются условиями работы, однако, к сожалению, не все пока до конца осознают, что это не кампанейщина, а целенаправленная работа по наведению порядка в сфере таксомоторных перевозок. Пока еще нелицензированных таксистов уговаривают и разъясняют, но государство, в конце концов, начнет строже требовать исполнения своих постановлений.

Напомню, что в нашей стране еще с 2006 года ведется работа по выявлению нелегальных перевозчиков, и это правильно – помимо того, что платные услуги по перевозке пассажиров должны оказываться на основе лицензии, необходим постоянный контроль технического состояния автомобиля и состояния здоровья водителя.

Убедить нелегальных таксистов перейти на новый метод работы довольно сложно. Понять водителей можно – они привыкли по много лет работать так, как им удобно, выходить на работу по желанию, самим выбирать, куда ехать, а куда нет. А тут им предлагают каждый день проходить медосмотр, техосмотр, заполнять путевой лист, ехать по требованию пассажира, устанавливают рамки по соблюдению тарифной политики.

Кроме того, водителей отпугивают и расходы на перекраску и переоборудование автомобиля. В этом аспекте хотел бы подчеркнуть очень правильную политику, выбранную ассоциацией «Тошшахартрансхизмат». Всем пяти таксомоторным компаниям в ее составе были выделены серьезные суммы, чтобы они могли взять на себя затраты на покраску и экипировку автомобилей, лицензирование и так далее. Возврат этих расходов производится через год, то есть людям дается возможность начать работать в соответствии с новыми требованиями, заработать и только потом покрывать расходы, причем небольшими частями.

Нельзя не заметить, что на улицах Ташкента за последние два месяца стало намного больше линейных такси цвета слоновой кости. Несмотря на разговоры о том, что многие компании уйдут с рынка в связи с новыми требованиями, количество компаний выросло, постепенно появляются новые предприятия. Это говорит о том, что наша работа дает плоды.

Кроме работы, которую я описал, мы также занимаемся консультативной и юридической помощью перевозчикам, готовы оказывать содействие в разработке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, ведем переговоры по поставкам новых автомобилей и оборудования для них – таксометров, плафонов, при необходимости даже аптечек. Со временем мы займемся оказанием помощи компаниям, предоставляющим транспортные услуги по проведению торжеств, уже сегодня мы готовы оказывать консультативные и юридические услуги предприятиям, владеющим маршрутными такси. В дальнейшем мы намерены заниматься проектами по развитию пассажирского транспорта в стране.

– Каковы условия членства в ассоциации?

– Членство в ассоциации добровольное, это общественная негосударственная организация. Заинтересованные предприятия, видящие перспективы в сотрудничестве, могут обратиться к нам с письменным заявлением. Решением учредителей членский взнос для линейных такси установлен в размере одного минимального оклада в год за один автомобиль, для микроавтобусов – полтора оклада.

Пока у нас 32 компании-члена, представляющих только Ташкент. В первом полугодии мы планируем провести показательные мероприятия в Самарканде, в одной из областей Ферганской долины и, возможно, в Хорезме или Каракалпакстане. Там мы смоем ближе познакомиться с перевозчиками, узнать их проблемы, а они везде разные – даже тарифы на перевозку в Ташкенте и в областях разные, отличаются расстояния, количество светофоров. Есть области, где перевозка в основном внутриобластная, там свои требования и проблемы. Для их решения мы работаем, в том числе, с органами безопасности дорожного движения.

Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить все насущные вопросы и добьемся цивилизованной работы линейных такси.

– Какие проблемы сдерживают развитие рынка?

– Один из актуальных вопросов – налогообложение предприятий отрасли. В настоящее время для работы на едином налоге по упрощенной системе налогообложения количество сотрудников предприятия не должно превышать 25 человек. Если для Ташкента нужно 9-10 тысяч линейных такси, то представьте, сколько компаний нужно создать в одной только столице. В эти 25 человек входят и руководители, и бухгалтера, и инженеры, и ремонтники, и персонал. Из-за этих ограничений многие предприниматели вынуждены создавать по три-пять компаний, чтобы предоставлять услуги такси.

Мы предлагаем ввести фиксированный налог, скажем, в размере одной минимальной зарплаты в месяц с машины, и пусть у руководителя не болит голова по поводу числа сотрудников – пусть их будет 300, 500, 1000. Отпадет необходимость создавать по несколько компаний. По действующим требованиям каждое предприятие должен возглавлять специалист с высшим профильным образованием, при этом он должен иметь стаж работы минимум пять лет и не может быть руководителем сразу в двух предприятиях. Естественно, лучше иметь крупные предприятия, с опытным руководителем. Это также создаст новые рабочие места, в том числе для наших выпускников.

Наше предложение считают уместным и приемлемым. Теперь нам предстоит более детально обсудить этот вопрос на круглом столе с участием всех заинтересованных структур – ГУБДД, ГНК, УзААРТ, Минюста, а также транспортных организаций.

Другой вопрос – оснащение автомобилей терминалами для приема пластиковых карт. Терминалы выделяются Ассоциацией банков Узбекистана коммерческим банкам, а банки выдают их своим клиентам. Аренда терминала составляет 15 евро в месяц, что, хоть и небольшая, но ощутимая сумма. Мы обратились в Центробанк и Ассоциацию банков, нам обещают помочь в этом вопросе.

Как я уже отметил, мы также работаем с органами безопасности дорожного движения. Один из прорабатываемых в настоящее время вопросов – установка табличек под знаками, запрещающими остановку, разрешающую остановку автомобилям такси.

– Многих читателей волнует культура вождения и обслуживания на транспорте. Ведется ли какая-то работа с водителями в этом направлении?

– Начну с того, что для тех, кто профессионально занимается перевозкой пассажиров, есть требование обязательно раз в год проходить 30-часовое повышение квалификации. Кроме того, ежедневно при прохождении медосмотра водителя и техосмотра автомобиля руководство компании проводит инструктаж по безопасности, культуре обслуживания. Не хочу сказать, что это является гарантией того, что водители перестают нарушать правила движения. К сожалению, за последние годы мы практически потеряли профессиональных водителей такси. Если с первых лет независимости в сфере городских автобусов, трамваев, метрополитена работа велась, то легковыми такси серьезно занялись только год назад. Конечно, работа эта сложная и займет годы, но нет ничего невозможного. Водитель такси – очень ответственная работа, к которой должны предъявляться серьезные требования.

– Не могли бы вы привести данные о количестве лицензированных такси в Ташкенте?

– По данным на 1 марта в городе насчитывалось 1565 лицензированных линейных такси, почти все из которых – 1529 машин – уже перекрашены в требуемый цвет. Специальные государственные номерные знаки установлены на 828 автомобилях. 70 машин оборудованы терминалами. Всего услуги перевозки пассажиров линейными такси оказывают около 110 компаний.

По Ташкенту в прошлом году было создано 18 стоянок для такси. На этот год Департаментом по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта при хокимияте и нашей ассоциацией при помощи сотрудников автоинспекции было отобрано еще 50 мест для стоянок, сейчас этот список рассматривает Главное управление благоустройства столицы. До конца года мы должны завершить их обустройство.

Согласен, на некоторых стоянках можно увидеть другие автомобили, не такси, но это, опять же, вопрос уважения водителей к закону и к другим водителям.

Думаю, в ближайшие два-три года нам по силам навести порядок в работе такси и поднять его до уровня, соответствующего мировым стандартам.

Материал по теме:

Какие изменения ждут такси в новом году, 30.12.2011