У Узбекистана имеется огромный нереализованный потенциал развития текстильной и швейной промышленности, говорится в аналитической записке ПРООН, представленной в Ташкенте в пятницу.

В публикации «Текстильная промышленность Узбекистана: как реализовать потенциал развития?» подробно проанализированы текущее состояние и потенциал, а также факторы конкурентоспособности и проблемы развития текстильного сектора страны.

В исследовании отмечается, что Узбекистан является одним из ведущих мировых экспортеров хлопка-волокна и хлопковой пряжи. Однако поскольку это продукция с низкой долей добавленной стоимости, страна по сути упускает имеющиеся возможности производить и экспортировать более дорогую продукцию.

«Мировой опыт показывает, что при наличии благоприятных условий развитие текстильной промышленности может носить взрывной характер», – отметил один из авторов публикации, представитель Центра содействия экономическому развитию Юрий Наумов.

«За счет глубокой переработки сырья происходит значительный рост добавленной стоимости, что позволяет увеличить доходы населения, предприятий и государства, а также обеспечить высокие темпы роста экспорта и сокращение объемов импорта», – пояснил он.

Для Узбекистана важность развития текстильной промышленности связана, прежде всего, с наличием собственной сырьевой базы (хлопок, шелк, шерсть), а также с относительно высокой трудоемкостью этой отрасли, что важно с точки зрения решения вопросов занятости и повышения уровня жизни населения.

Сегодня текстильная промышленность – динамично прогрессирующая отрасль экономики страны. Правительство проводит активную политику по дальнейшему развитию сектора. Однако в отрасли остается ряд проблем, связанных как с недостаточной глубиной переработки хлопкового волокна, так и с низкой конкурентной способностью продукции конечных ступеней производства – тканей и швейных изделий.

Среди основных факторов, ограничивающих развитие отрасли, в аналитической записке ПРООН называются сложности в доступе предприятий к качественному сырью по приемлемым ценам, относительно высокая стоимость обслуживания долгосрочных кредитов и трудности при осуществлении внешнеторговых операций.

Местные производители при доступе к хлопку-волокну сталкиваются с такими проблемами, как необходимость покупать сырье по мировым ценам и за валюту, а также невозможность бронировать необходимые сорта и типы хлопка-волокна.

Другими словами, узбекские производители, работающие на внутренний рынок, несмотря на наличие собственного производства хлопка, фактически лишены каких-либо преимуществ в доступе к хлопковому сырью по сравнению с производителями из стран, у которых нет своей сырьевой базы, говорится в исследовании.

Одной из причин сложившейся ситуации авторы публикации называют избыточное стимулирование экспорта хлопка-волокна и продукции из него с низкой долей добавленной стоимости.

Для эффективного решения существующих проблем аналитическая записка предлагает ряд рекомендаций по совершенствованию регулирования текстильной отрасли. В частности, рекомендуется создать дополнительные возможности доступа к хлопковому сырью для местных производителей продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулировать развитие ткацкой промышленности и сократить барьеры на пути экспорта готовой продукции и испорта сырья и оборудования.

Координатор ПРООН по человеческому развитию в Узбекистане Елена Данилова-Кросс (на фото слева) выразила надежду, что издание поможет в решении проблем в текстильной индустрии и будет способствовать дальнейшему развитию отрасли. Целевой аудиторией документа являются лица, определяющие политический курс страны, донорское сообщество, аналитики и другие заинтересованные стороны.