Современное таможенное законодательство Узбекистана характеризуется комплексным подходом к регулированию таможенных отношений. Таможенное право становится отраслью, регулирующей различные аспекты общественных отношений, прямо или опосредованно связанных с предметом правового регулирования – перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Проект Таможенного кодекса в новой редакции включает не только разделы о таможенном оформлении, таможенном контроле, таможенных платежах, но и о таких направлениях деятельности таможенных органов, которые характеризуют их как правоохранительные органы, как-то: личный досмотр, осмотр помещений и территорий. Комплексный характер регулирования таможенно-правовых отношений также предполагает определение статуса таможенных органов как участников механизма валютного контроля и т.д.

Во всех упомянутых ситуациях важно, чтобы, во-первых, нормы Таможенного кодекса не противоречили соответствующим нормам «профильных» законов (Кодексу об административной ответственности, Уголовно-процессуальному кодексу, в части проведения дознания, Налоговому кодексу, законам о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.), а во-вторых, не содержали предписаний, регулирующих правоохранительные и иные «сопутствующие» функции таможенных органов, которые до этого отсутствовали в «профильных» законодательных актах.

Особенно важно обеспечить сопряженность таможенного законодательства и законодательства о внешнеэкономической деятельности. При отсутствии взаимоувязки этих двух отраслей законодательства практически блокируется реализация мер нетарифного регулирования (лицензирования, квотирования и т.д.) и снижается эффективность применения законодательства о таможенных режимах.

Заседание Экспертного cовета по таможенной реформе было организовано совместным проектом Программы Развития ООН и Государственного таможенного комитета «Совершенствование системы таможенного администрирования в Республике Узбекистан». Целью мероприятия стало продолжение конструктивного диалога между правительством, частным сектором и другими заинтересованными сторонами по совместному обсуждению положений законопроекта, регламентирующих вышеуказанные вопросы.

В ходе обсуждения были затронуты такие вопросы, как необходимость внесения корректировок в определение базы для исчисления таможенных платежей, применения НДС и акцизного налога (в соответствии со ст. 206, 211 и 230 Налогового кодекса), регламентирования исчерпывающего перечня лиц, имеющих право участвовать в производстве по делам о таможенных правонарушениях, установления конкретного срока рассмотрения ходатайств, приведения норм, регламентирующих ведение таможенной статистики внешней торговли в соответствии с нормами Закона «О государственной статистике» и многие другие, которые показали наличие спорных моментов.

По итогам обсуждения стороны договорились о дополнительной проработке представленных замечаний и предложений и направлении обоснованных рекомендаций в Рабочую группу по доработке проекта Таможенного кодекса в новой редакции, сообщили Газете.уз в ПРООН.