Директор Республиканского центра образования Шухрат Сатторов в интервью «Газете.uz» высказал мнение, что при написании учебников не должна ставиться цель сделать из ученика всезнающего «универсального человека», а учителям необходимо дать свободу на пути достижения целей, намеченных в стандартах. Он также рассказал о целях и задачах Национальной учебной программы и трудностях в создании учебников.

— Самым крупным проектом Республиканского центра образования за последний год было создание национальных учебных программ по всем школьным предметам. В чём была необходимость их создания? Чем отличается Национальная учебная программа от действующих государственных образовательных стандартов?

— Во-первых, если отвечать на вопрос «Что такое вообще Национальная учебная программа?», это — документ, который должен точно и ясно нарисовать портрет выпускника школы, кого мы хотим видеть. Чем точнее стандарт, тем легче будет учителям преподавать. Можно сказать, что стандарт — своего рода компас, а учитель должен действовать, ориентируясь по этому компасу.

На недавнем образовательном форуме Всемирного банка польские эксперты отметили, что одним из факторов, обеспечивших успех образовательных реформ в их стране, было чёткое определение того, чему должна служить наука и какие навыки следует развивать. (Согласно анализу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), реформы образования в Польше в 1999 году привели к улучшению показателей страны в исследованиях PISA — ред.) Мы сейчас делаем то, что они делали в начале 2000-х: определяем навыки, которые необходимо развивать в учащихся в рамках каждого предмета. До сих пор в госстандартах были установлены требования только для выпускных классов (4, 9, 11), но не определены навыки, которыми должны овладеть учащиеся в разрезе каждого класса.

Второй аспект — после того, как мы определили цели, какому контенту мы должны обучать для достижения этой цели? Мы до сих пор учили, в том числе, по устаревшему, изжившему свой век контенту. Ещё одной проблемой было огромное количество тем. В Национальной учебной программе мы сократили теоретические темы и сосредоточились на более практических темах. Теперь объем практических тем в национальной программе увеличился с 20% до 60%. Больше внимания уделили темам, которые готовят детей к жизни и служат формированию жизненных навыков.

При выборе тем мы также учитывали интересы учеников. Кроме того, учтены междисциплинарная интеграция и взаимосвязь предметов. За счёт междисциплинарной интеграции появилась даже возможность объединить некоторые предметы. Например, с 1-го по 6-й класс появилось единое «Естествознание», куда входят элементы физики, химии, биологии и географии.


Отличие между Национальной учебной программой и предыдущими стандартами заключается в том, что мы поставили цель развивать основные компетенции, необходимые учащемуся для успеха в XXI веке. Это — критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, работа с информацией, навык саморазвития и активная гражданская позиция.

Какое поколение нам нужно? Нам нужны люди, которые думают о будущем, уверенные в себе, движутся к своей цели, способны принимать независимые решения и успешно решают проблемы. Такие люди смогут развивать экономику, управлять обществом, менять нашу жизнь. Мы стремимся воспитать таких людей, включив в Национальную учебную программу навыки XXI века.

Ещё одно серьёзное отличие от образовательных стандартов 2017 года состоит в том, что если стандарт был основан на линейной подаче материала, то в Национальной программе мы видим спиралеобразный подход. В линейной программе ученик прошел одну тему и к этой теме больше не возвращается. В спиральной программе учащиеся возвращаются к уже изученным концепциям, углубляют их и формируют на их основе новые навыки.

Другой важный аспект — если государственные образовательные стандарты состояли из трёх компонентов, то в Национальную учебную программу включены ещё три — это концепция, методология и система оценки.

Как изменилась методика? Стандарты 2017 года были основаны по большей части на запоминании. Преобладал метод лекций, то есть учитель говорит, а ученик слушает. Ученик, который привык слушать в течение 11 лет, захочет слушать и на 12-й год. У него не будут развиты навыки принятия решений. В результате он не сможет самостоятельно принимать решения. Мы попытались изменить это в Национальной учебной программе.

Например, в финском опыте есть понятие «феноменальное образование». Это обучение, основанное на окружающих ребёнка явлениях, на том, что происходит вокруг, что ребёнок слышит и видит. В зарубежном опыте встречается также понятие «Inquiry-based learning» (перед учащимися ставятся проблемы, и они учатся в процессе решения этих проблем — ред.). В Национальной учебной программе мы пытались заложить методику обучения, основанную на этих подходах: ученики наблюдают за происходящими вокруг событиями, ставят вопросы, ищут ответы и тем самым учатся.

Мы предлагаем обучение на основе проектов. Давайте дадим учащимся сделать что-то своими руками. Работая над проектами, ученики учатся работать в команде. При работе в команде может появиться хороший руководитель, менеджер, хороший собеседник, хороший журналист, хороший художник. Если такие навыки будут развиваться у ученика с 1-го класса, в дальнейшем будет легче направить его на определенную профессию.

Например, мы ввели занятия по естественным наукам — «STEM-занятия». Они охватывают несколько предметов, помогают учащимся выстроить целостную картину мира. Например, в теме «вода» учащийся изучает воду с точки зрения географии, биологии, физики.

— На основе Национальной учебной программы созданы учебники для 1−2-го классов. В чём их отличия?

— До недавних пор большинство учебников писались учёными. Учебники написаны сложным языком, не учитывают степень психологической и физической подготовки учащихся. Мы превратили школу в академию наук. Мы пытались создать «универсального человека», но большая часть поколения, которых мы учили таким образом, многого не умеет. Потерянное нами поколение, в их числе большинство мигрантов, уехавших за границу, — жертвы неправильного образования.

Учитывая всё это, мы по другому подошли к созданию учебников. Теперь писать учебник будут не только два или три учёного. С ними будут работать и педагоги. По мере написания каждой темы учителя проводили занятия и практиковали в классах. То есть учебники создают не те, кто сидел в кабинетах и не видел школ.

Один автор недавно заявил: «Вы не имеете права отстранять меня от авторства, потому что я основал эту дисциплину». Я задал вопрос: «Когда вы в последний раз были в школе?» Он не смог вспомнить. В процессе написания учебника должен участвовать педагог, тот, кто работает с учениками.

Прежде чем писать стандарты, программы и учебники, мы неоднократно обучали наших специалистов с помощью международных экспертов. Именно на этом этапе были отобраны авторы.

Рассажу один случай из практики. По проекту мы подписали контракт с авторами старшего поколения. Срок выполнения контракта истёк, но они так и не написали новые стандарты. Затем эта команда приносит нам старый материал, и нам пришлось привлекать уже другую команду, молодую. Новая команда согласилась работать, но через некоторое время от них приходит отказ. Выяснилось, что старая команда вышла на научных руководителей новой команды и через них оказала давление.

Были и случаи открытого конфликта. Например, при разработке материалов по математике старая команда авторов говорила: «Мы потомки Аль-Хорезми, Аль-Беруни, как мы можем упростить математику?» На наш взгляд, новые учебники математики должны были быть проще, более жизненными и практичными. Но математики старшего поколения выступали против упрощения.

Наши международные партнеры говорят, что аналогичный процесс происходил в США в начале 2000-х годов. При попытках приближения математики к реальной жизни были возмущения: «Почему вы упрощаете математику?» На самом деле это упрощение помогло детям лучше понять математику.


Новый учебник по математике для 1-го класса.

Подобные примеры можно увидеть в любом предмете. В предмете «Родной язык и читательская грамотность» (в Национальной учебной программе в начальных классах родной язык и чтение объединены в один предмет) мы сосредоточились на развитии языковых навыков, а не на заучивании правил грамматики. Большинству ученых старшего поколения было трудно это принять. Много научных работ проделано у нас в области грамматики, но мало внимания уделялось развитию языковых навыков.


Новый учебник «Родной язык и читательская грамотность» для 1-го класса школ с узбекским языком обучения.

Разрыв между поколениями, конфликт взглядов был и будет всегда. Старое поколение будет стараться придерживаться своих принципов, а новое поколение будет пытаться привнести свои взгляды. Практически во всех случаях предложения молодых были отвергнуты старшим поколением. Поэтому при создании учебников пришлось оставить лишь тех специалистов, которые открыты к новому, не боятся работать над собой, а от остальных пришлось отказаться.

Когда некоторых авторов старого поколения не привлекали к написанию новых учебников, были попытки оказать давление, звонки, обращения третьих лиц. Большая опасность включения таких людей в команду — у нас опять будут учебники по старой методике. Кроме того, в команде усилится конфликт. Ведь кому-то когда-то уже была дана эта возможность, и сегодня мы пожинаем плоды. Теперь нужно дать возможность и новым авторам, только так появится конкуренция.

Я был свидетелем того, что большинство авторов не признают наши взгляды. В процессе написания учебников были случаи, когда мнения и предложения методистов и учителей неоднократно безосновательно отклонялись. И чтобы эти авторы сделали для себя выводы, поняли, что они не незаменимы, что им есть конкуренция, нужно было привлечь новых специалистов. Это подтолкнёт авторов работать над собой.

— Считаете ли вы, что учебник нужен вообще, и нужен ли единый учебник?

— Побывав во многих регионах страны, я увидел, что учителя зависимы от учебников. У них нет академической независимости, то есть большинство из них не знает, что значит работать на основе стандартов. Учителя не знают, какие именно навыки нужно развивать в определённом классе, потому что их не обеспечили стандартами с чёткими требованиями по каждому классу. Поэтому для учителя учебник заменил стандарт.

Когда я посещал Сурхандарьинскую область, учителя спрашивали: «Почему в учебниках по предмету „Воспитание“ нет правил? Что мы должны давать ученикам для заучивания?»

Есть страны, в которых нет учебников, но образование качественное. Нам нужно избавить учителей от зависимости от учебников. Только тогда в образовании произойдут коренные изменения.

Не должно быть единого учебника. Когда мы посещаем частные школы, мы видим, что в процессе обучения используются разные учебники. Наша цель — наличие разных учебников, наличие выбора. Например, учебники по родному языку, математике, английскому языку и информатике сейчас создаются двумя группами одновременно. Разные учебники по одному и тому же предмету. Авторы Республиканского центра образования создают одни учебники по этим предметам, а другая группа местных специалистов работает над другими. Второй проект финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и реализуется некоммерческим институтом RTI International. В следующем году мы хотим дать учителям некоторых предметов возможность выбирать, какие учебники использовать.

В рамках проекта локализуются кембриджские учебники по английскому языку и информатике, то есть их готовят к публикации здесь.

Может возникнуть вопрос: почему не открыли дорогу конкуренции (не объявили конкурс на создание учебников для издательств)? Первая серьёзная причина — отсутствие школы авторов. Многих авторов учебников уже нет в живых, и [авторское право] на учебники передалось их детям, которые выступают против изменения учебников. Кроме того, многие авторы уже преклонного возраста и не могут принять новшества, новые подходы. Есть молодые учёные, исследователи, но они почти никогда не занимались написанием учебников.

Вторая причина — потенциал издателей. В издательствах также нет системы управления подготовкой учебников. Издатели не знают, с кем нужно работать.

Даже если бы мы объявили конкурс в нынешней ситуации, вероятнее всего нам представили бы старые учебники.

Мы объединились с молодыми учёными и исследователями и попытались ответить на вопрос: «Что такое современный учебник?» К этому процессу мы привлекаем местных экспертов, практикующих преподавателей и международных экспертов. Эти три стороны вместе исследуют вопрос: «Что такое современный учебник?» и пытаются создать современный учебник. В этом процессе формируется потенциал, школа авторов, мы узнаём, кто на что способен. В наших ближайших планах выпустить их на открытый конкурс. Издатели могут обращаться к ним, сотрудничать с ними, чтобы создавать свои собственные учебники и создавать конкурентную среду.

— Информация о преподавание узбекского языка в школах с русским и другими языками обучения на основе методики иностранного языка вызвала дискуссии в соцсетях. Во многих случаях выпускники русскоязычных школ не владеют узбекским языком на должном уровне. Смогут ли новые учебники узбекского языка обучать языку представителей других национальностей?

— В качестве основы для разработки Национальной учебной программы по узбекскому языку (для школ с русским и другими языками обучения) использовался стандарт CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком — ред.). Самым большим плюсом такого подхода является то, что квалификационные требования были разработаны с учётом возрастных характеристик ученика. Для каждого класса определялось, сколько слов нужно знать ребенку, какими лингвистическими знаниями он должен владеть. На основании этих квалификационных требований разработана программа, на основе которой и готовится учебник.

Если мы посмотрим на нынешние учебники, они с первых уроков дают нам сложные стихи, сложные слова. Их трудно понять не только детям других национальностей, но даже детям из узбекских семей. Из-за использования сложных слов, сложных стихотворений, сложных предложений у ученика пропадает мотивация учить язык. В новом учебнике мы сделали упор на речевые ситуации и диалоги, а не на художественные тексты. В команде работающих над учебником есть учителя-практики, они знают проблему.


Текущий (наверху) и новый (внизу) учебники узбекского языка для 2-го класса школ с русским и другими языками обучения.

— Для школ с узбекским и другими языками обучения учебники русского языка созданы совместно со специалистами из России. В связи с этим звучали опасения, не является ли это возможностью для России внедрять свои интересы и идеологию? Как бы вы это прокомментировали?

— В рамках проекта учебники готовятся в Узбекистане, авторами тоже являются наши-специалисты. Российские партнеры в лице Российского государственного педагогического университета им. Герцена оказывают методическую помощь. Учебники основаны на методике преподавания русского языка как иностранного.

При обучении языкам мы должны работать с носителями языков. Например, мы сотрудничаем с Кембриджским университетом в создании учебников английского языка. Конечно, в учебниках иностранного языка будет информация и о самих странах, где используется этот язык, об их культуре. В современном образовании есть такая компетенция — межкультурная коммуникация, толерантность, уважение к другим нациям и культурам.

Недостаточно просто выучить язык. Например, если вы выучили язык страны, куда вы собираетесь ехать, но не понимаете местных традиций, не будете относиться к ним с должным уважением, то это ошибка образования. Учебники могут содержать информацию о странах изучаемого языка, об их истории, культуре. Это не означает, что внедряется идеология.

Методика преподавания языков у нас на уровне 1950−60-х годов. Не секрет, что большинство наших соотечественников хотят отдавать своих детей в классы с русским языком обучения, чтобы они могли выучить русский язык. Но разве нельзя выучить русский язык в классах с узбекским языком обучения? К сожалению, учебники русского языка, написанные для узбекских школ, основаны на методике первого (родного) языка с упором на изучение грамматики.


Новый учебник русского языка для 2-го класса школ с узбекским и другими языками обучения.

— Недавно некоторые сайты обратили внимание на включение эволюционного учения в учебники истории и биологии и написали, что «в наших школах учат, что люди произошли от обезьяны». Некоторые учёные также высказали своё мнение на этот счёт. Какой контент должен был включен в учебники, а какой — нет? Кто это определяет и что конкретно будет учитываться?

— Темы для учебника подбираются на основе стандартов и учебных программ. Нет никаких указаний или ограничений, определяющих эти темы. Какие темы освещать в учебнике и как их освещать — определяется на этапе сотрудничества педагога и автора. Кроме того, в каждой области науки есть научно-исследовательские институты, с которыми мы сотрудничаем. Мы также изучаем и принимаем во внимание международный опыт, при этом уделяя внимание и национальным ценностям и традициям.