Структурные реформы, проводимые правительством Узбекистана с 2016 года, устранили многие недостатки в экономике. При этом самые сложные реформы, которые несут значительный политический риск и риск исполнения (риск того, что планы не сработают), еще впереди. Об этом говорится в пресс-релизе рейтингового агентства Moody’s.
«Текущая программа реформ в Узбекистане — источник как положительного, так и отрицательного давления. Ослабление государственного контроля, реформирование государственных институтов и переориентация внешней политики позволяет реформам напрямую устранять институциональные слабости, которые являются главным ограничением для [улучшения] рейтинга Узбекистана», — заявил Нишад Маджмудар, помощник вице-президента и аналитик агентства Moody’s.
Вместе с тем, открытие внутренней экономики для частной и международной конкуренции может привести к экономическим потрясениям, тогда как «социальная стабильность может оказаться под угрозой, если не будут приняты меры по распределительным эффектам от рыночных реформ».
В частности, власти отменили контроль над ценами, сняли ограничения на покупку иностранной валюты и провели сельскохозяйственную и земельную реформы, а также находятся в процессе реструктуризации судебной системы, указали в Moody’s.
Аналитики агентства считают, что в долгосрочной перспективе Узбекистану предстоит провести более сложные и чувствительные реформы — создание эффективных институтов для борьбы с коррупцией и приватизация более 500 государственных предприятий, которые доминируют в экономике и часто защищены от конкуренции.
Государственный долг Узбекистана будет умеренно расти до 2023 года, но останется ниже медианного значения рейтинга B, следует из пресс-релиза. И хотя большая гибкость обменного курса позволит местной валюте адаптироваться в соответствии с фундаментальными экономическими показателями, она также может создавать риски, связанные внешним долгом Узбекистана, выраженным в иностранной валюте (90% общего госдолга). Кроме того, банковский сектор остается сильно долларизованным.
Долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана остаётся на уровне «B1» со стабильным прогнозом.
Ранее «Газета.uz» писала, что уровень долларизации экономики планируется снизить с 50% до 45% в 2021 году. Показатель вырос из-за того, что банки предпочитали привлекать внешние заимствования для финансирования крупных проектов.
Владимир Владимирович
Moody’s еще не в курсе как лакомые куски и заказы достаются без тендеров и через танишбилиш отдельными постановлениями правительства. Технопарк со своими газовыми счетчиками яркий тому пример.
Макс Ли
Ну начинается! Им что речи один сценарист пишет? Так и слышится “вы уже демократия дорогие „местные жители“, только самые лакомые куски своей экономики нам отдайте“! Что МВФ, что Moody’s. Посмотрим, поглядим, когда дойдёт до требований либерализации рынка земли, приватизации АГМК, НГМК, хим. прома, добычи углеводородов и прочих ценных активов! Обычно еще требования улучшения транспортной инфраструктуры добавляют, чтобы местные сами и без рисков вывозили свои ценности. Сейчас еще и навязывание “зеленой энергетики“ присутствует!
И что мы видим, через полностью контролируемые штатами и англичанами Пакистан и Афганистан, планируется строительство железной дороги! За что их стоит уважать, так это за системный подход, жертва обкладывается, как волк флажками.
Dulat Haydariy
Всем нам мир спокойствие. Где наши умные образованные экономисты? Напишите что нибудь, что мы Узбекистанцы правильно живём и правильно движимся вперёд. А то после такой статьи, у многих есть страх. Думали вот вот будет стабильность. Похоже опять 25 или 35.
外人
вы прежде чем за новое браться нормально и до конца разберитесь с теми реформами за которые уже взялись!, а то до сих пор все это выглядит как какая то кривая стрижка!, — там отхватили тут отхватили (да еще и не по уму а как придется-как попало-как получится) в итоге пока общий вид у всего этого “произведения“ лишь как у какого то потрепанного бомжа, все только “всклокочено“ а даже намеков на некий финальный вариант-результат все еще даже на горизонте не брезжит!! О_о..
Дмитрий Басов
Как впереди? Ещё 30 лет?!
Bah Alimov
Пока не примут в Уголовный Кодекс самые суровые статьи против коррупции, лжесвидетельства, мошенничества разной формы, ни о какой, будь она более сложной или чувствительной реформы в Узбекистане, не может быть и речи?! Только зря теряем время и труды. Закон должен равносилен как в Китае, Малайзии, Юж. Кореи, Сингапуре и т.д. странах.
Сергей Малевин
Народ, мудис призывает вас потуже затянуть пояса. Энергетика и водоснабжение будут проданы за копейки частникам. Вот тогда и начнётся самое интересное. Вобщем, ничего приятного от этого правительства и данного экономического курса не ждите. Для чего берутся кредиты? Что они дали лично каждому простому (не чиновнику и депутату, не хакиму) гражданину? Они могут ответить: мы строим метро, строим дороги и мосты. Но я отвечу: я плачу транспортный налог, плюс штрафы ПДД. Я не один такой, нас миллионы. Где эти деньги? Пока я наблюдаю лишь строительство новостроек, которые мне либо не по карману, либо просто не нужно за чертой города. Это строительство — не добрый жест и не подарок. Любой объект приносит предпринимателям прибыль. При этом долгосрочную прибыль получают и банки, оплачивая ипотеку для покупателей. Так для чего берутся кредиты? Для чего мы обязаны затягивать свои пояса? За ништяки тех, кто имеет доступ к этому корыту? Может ли правительство озвучить свои траты от полученных кредитов? Заранее приношу извинения за дилетантскую постановку вопросов. Я не экономист. Просто люблю логику.
Muhammadrasul Usmanov
То ли еще будет, дегани бу.
Abdulaziz Komilov
Опыт Грузии по моему показал, что реформы нельзя тянуть на слишком долгий промежуток. Лучше рывками. Иначе реформы начнут буксовать и положительный эффект быстро нивелируется за счет новых, более умных коррупционных схем и традиционной бюрократии. Чисто ИМХО.
Alisher Muhitdinov
Многие реформы которые Казахстан провел еще 20 лет назад у нас еще не проведены. Поэтому наши сельские жители едут в Казахстан собирать хлопок “потому что в Казахстане с 2001 года хлопковые поля и другие сельские земли частные, а в Узбекистане государственные“. Аналогично и в других отраслях
Борзунов Алексей
Вопрос только один: сколько будет длиться III ренессанс и когда он закончится?
P.S. достали, дайте стабильность. Что не день, то новшества непродуманные.
Artur Artur
Узбекистан еще ждет шоковая терапия, т.к. через это проходят все при переходе на рыночную экономику. Честно сказать в Узбекистане реформы только начинаются, но мне не вериться, что будет полный переход к рыночной экономике в связи с боязнью отказа от некоторых монополии из за чего Узбекистан будет вариться в собственном соку.