Сотрудники ОВД Термеза Сурхандарьинской области 29 января задержали блогера Отабека Сатторий. В социальных сетях распространилась видеозапись, на которой правоохранители насильно сажают мужчину в автомобиль и увозят его.
Сообщение Следственного департамента
По данным Следственного департамента при МВД от 1 февраля, житель махалли «Курган» Шерабадского района, руководитель дехканского рынка «Чинора Гул барака» Лочин Т. 29 января обратился с заявлением о вымогательстве. По его словам, в декабре районный хокимият поручил ему организовать на территории рынка продовольственную ярмарку, а блогер Отабек Сатторий заснял на мобильный телефон недостатки рынка. 28 января блогер якобы позвонил руководителю рынка и потребовал купить ему новый телефон Vivo Х50 вместо Redmi 5, который сломался во время съёмки рынка, и пригрозил распространением видео в социальных сетях, если его требование не будет выполнено.
Следственный департамент отмечает, что к заявлению также прикреплена запись разговора с блогером.
В рамках оперативного мероприятия Отабек Сатторий был задержан при передаче телефона Vivo Х50 стоимостью 5,04 млн сумов возле его дома. Отмечается, что телефон был подвергнут специальной химической обработке (вероятно, для отслеживания отпечатков).
Следственное управление УВД Сурхандарьинской области возбудило уголовное дело по части 1 статьи 165 (вымогательство), Отабек Сатторий привлечён к делу в качестве подозреваемого и задержан в процессуальном порядке, говорится в сообщении.
«Дело сфабриковано»
Адвокат блогера Шавкат Шокиров в интервью «Газете.uz» сообщил, что считает дело сфабрикованным. По его словам, 1 февраля Термезский городской суд по уголовным делам избрал в отношении его подзащитного меру пресечения в виде заключения под стражу. Защита подала апелляцию, но Сурхандарьинский областной суд по уголовным делам 5 февраля оставил решение без изменений.
«Дело было возбуждено по части 1 статьи 165 УК (вымогательство / наказывается ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет), но на следующее утро дело внезапно было переквалифицировано на часть 2 статьи 165 (наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет). Хотя для этого никаких оснований не было. На суде мы об этом заявили, но наши замечания не учли. Если бы это была часть 1 этой статьи, то было бы сложнее избрать меру пресечения в виде заключения под стражу. Поэтому они искусственно квалифицируют часть 2, чтобы заключить его под стражу», — заявил он.
Адвокат отметил, что Отабек Сатторий категорически не признаёт вину «ни по части 1, ни по части 2 статьи 165 УК».
«Здесь речь идёт о возмещении ущерба. Если бы Отабек был простым гражданином, а не блогером, то, как мы видим на практике, уголовное дело не возбуждается. Это считается делом в рамках гражданско-правовых отношений. Что касается телефона, то во время съёмки рынка у него забрали телефон, который затем был повреждён. Отабек обратился к хокиму Шерабадского района о повреждении его телефона. Ему пообещали решить вопрос. Говорят про шантаж, но на самом деле никакого материала про шантаж нет. Что он может опубликовать в соцсетях, если видео, которое он заснял, удалили?» — заявил он.
Шавкат Шукуров отметил, что спустя месяц после происшествия Сатторий «пытались посадить на 15 суток» в рамках административных дел.
«Когда это не получилось, они в течение одного дня быстро получают заявление по случаю месячной давности. Отабеку сообщают, что хотят отдать телефон. При передаче его тут же задерживают и обвиняют в вымогательстве», — рассказал адвокат.
По его словам, следственный орган всё ещё не представил ни одного доказательства, которое подтверждает его вину.
«Если следственный орган вместе с прокуратурой не хочет терять своего лица, то он должен его выпустить с заявлением об отсутствии признаков преступления. Боюсь, что сейчас они заняты „созданием“ другого факта правонарушения… Сейчас Отабек считает, что вся система работает против него»
Адвокат заявил, что в отношении Отабека Сатторий не применяется сила, но при этом после его задержания заместитель начальника ОВД заявил: «Вот что происходит, когда вмешиваешься в политику, можем посадить в любое время».
«Так сказал Отабек, но попросил никому не говорить. Но я всё равно сделал устное предупреждение следователю… Сейчас с ним всё хорошо, ему никто ничего лишнего не говорит», — отметил он.
Шавкат Шукуров считает заключение под стражу слишком жёсткой мерой пресечения.
«Мы попросили отпустить его под залог. Пусть он сидит дома. Его личность известна, место жительство известно. Никуда он не сбежит… На суде следственный орган заявил, что это тяжкое преступление из-за части 2, поэтому попросили его заключить под стражу», — сказал адвокат.
«Попытки посадить на 15 суток»
Ещё до заключения под стражу и уголовного дела о вымогательстве Отабек Сатторий во время видеоэфира 30 января рассказал, что его пытаются посадить на 15 суток.
По его словам, 29 января его на допрос вызвал старший следователь Муминжон Маматкариев. Повестка была оставлена по месту проживания. После совершения пятничного намаза в мечети он вернулся домой, узнал о повестке, позвонил следователю и уведомил, что собирается к нему через 15 минут.
На встрече со старшим следователем блогер обсуждал два заявления, которые были поданы против него, — об ущемлении чести и достоинства от сотрудника хокимията Азимжона Хамдамова по делу «о падении ёлки в Термезе» и Холмамата Джумаева из Денауского района по «угольному делу».
Отабек Сатторий уточнил, что в первом случае речь идёт о публикации фотографии упавшей ёлки в Термезе в группе в Facebook. Он заявил, что фотографию он взял из социальных сетей, а впервые она была опубликована в СМИ.
Блогер подчеркнул, что незнаком с заявителями. Кроме того, он подал ответные заявления на них, но его обращения не были приняты.
Помимо этих двух заявлений, на него подали ещё одно заявление по делу о зоопарке, где рабочие якобы допустили смерть двух оленей.
«Насколько это правильно, что после разговора со мной в ОВД следователь хочет забрать меня в суд прямо из здания ОВД? Даже если я говорю, что не поеду, они заявляют, что применят силу, а затем в принудительном порядке завезут в здание суда. Я что, заключённый? Следователь заявил, что я могу сказать об этом на суде и попросить отсрочить заседание. Я говорю: „Ты не дал мне возможности взять адвоката, ознакомиться с решением“», — рассказал он.
Отабек Сатторий утверждает, что в тот момент к ним на личном автомобиле Cobalt подъехал начальник следственного отдела.
«Я почувствовал запах „заказного дела“… Я сказал, что обращусь в прокуратуру, чтобы дело перепроверили… Меня в принудительном порядке привезли к зданию суда, но во время следствия не провели очную ставку с заявителями. В ответ мне показали удостоверение и заявили, что я зайду в принудительном порядке. Я воспринимаю это как ущемление моих прав и попытку посадить меня на 15 суток. Это заказ. Они пытаются заткнуть мне рот и заставить потом извиниться»,
По его словам, в тот день суд не состоялся «из-за незапланированности заседания».
Реакции
Отабек Сатторий и Расул Кушербаев.
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев, комментируя ситуацию с задержанием блогера, заявил, что Отабек Сатторий ранее во время личной встречи сообщал о давлении со стороны чиновников Сурхандарьи за критические высказывания.
«Отабек несколько месяцев назад в рамках общественного контроля снимал цены на рынке в Шерабадском районе. В это время к нему подошли несколько агрессивных сотрудников, порвали на нём одежду и сломали телефон. Потом он подал заявление в ОВД и встретился с хокимом района. Хоким района попросил Отабека не публиковать случай в интернете и обещал приобрести новый телефон вместо сломанного, таким образом возместить ущерб», — рассказал он со слов Сатторий.
Парламентарий сказал: пусть блогер возьмёт сломанный телефон, но руководитель рынка должен ответить за насилие на рынке. Расул Кушербаев попросил Сатторий связаться с ним, если заявление останется без рассмотрения.
«В Узбекистане наблюдается открытость благодаря политике президента. Даже если чиновники в Сурхандарье не смотрят на закон, наверняка они не выступают против политики президента», — сказал депутат, подбодрив его.
Он выразил сожаление, что не обратил серьёзного внимания на его предупреждение.
«Я не думал, что они пойдут на такую низость. Знаете, это мятеж чиновников Сурхандарьи не только против одного критикующего блогера, а против всей свободы слова, политики открытости президента. Если сейчас мы будем молча наблюдать, завтра каждого из нас могут обвинить в вымогательстве за критику», — считает Расул Кушербаев.
Он также указал, что судебное заседание по избранию меры пресечения под стражу прошло в закрытом режиме. Депутат потребовал от Генеральной прокуратуры провести объективную проверку дела.
На ситуацию также отреагировал посол Великобритании в Узбекистане Тим Торлот.
«Если нет убедительных доказательств вымогательства, то этот арест не только тревожный, но и ещё одно действие, подрывающее свободу слова. Важно, чтобы милиция выполняла свою работу и защищала общественность, но также важно, чтобы она предоставляла доказательства того, что это не просто арест за критику», — написал он в Twitter.
Viktoria Smirnova
Ничего не бойтесь, за вами стоит Президент
Тимур Мамин
Кто там говорил, президент за вами?
Макс Ли
Да уж, 4я власть давно ест у владетелей с рук. А 5я, сетевые издания и блогосфера, лишь частично. Вот и пытаются заткнуть и поставить под контроль окончательно. Сейчас телегу выкупят у Павлика Дурова, вообще тишь и гладь будет.
Но интернет помимо очевидного вреда, предоставляет и массу возможностей узнать реальную повестку! Контуры, новых СМИ, 6й уже власти, явно видны в картине будущего. И их заткнуть будет тяжко! Это будут проекты без миллиардных капитализаций. Поглядим, посмотрим, какую окончательную форму примет всё.
Maermir Mirzaev
ч.2 ст. 165:
Вымогательство, совершенное:
а) повторно или опасным рецидивистом;
б) в крупном размере;
в) по предварительному сговору группой лиц.
Коммент:.
Пункт "а" — НЕ ПОДХОДИТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ!
Пункт "б" — НЕ ПОДХОДИТ (стоимость телефона менее 300 БРВ).
Тогда что — остаётся пункт "в"? С кем же он, блогер, вступил в “предварительный сговор“? С хокимом?
Странная “арифметика“ у следствия получается..
Ravshan Sultanov
Генпркуратура, ждём ваших действий…
Anvarxon
Очередная атака на свободу слова.
Андрей Андреев
В цивилизованных странах подозреваемому вручается уведомление о подозрении в котором подррбно изложено в совершении какого преступления он подозревается с указанием места и время преступления, здесь же все в этом плане подобно Сомали, Конго, ЦАР
Zokirkhoja Isakhodjaev
А где президент, который сказал что за всеми журналистами и блогерами? Уважаемый президент, обратите внимания на данный инцидент
Sanjar Rajabov
с момента задержания прошло уже почти две недели а все кто должен защищать блогера — молчат в тряпочку. Даже на областного хокима у них нет управы.
Зато когда польская журналист просто опубликовала ОДИН пост в Твитетр, на СЛЕДУЮЩИЙ день ее приняли в МИДе и решили вопрос положительно.
Какой вывод? Стоимость граждан Узбекистана стоит дешевле польских. Гораздо.
Sherkhan Tlepov
Так он же не под 1ю не под 2ю часть 165 статьи не подпадает. Судья для начала хоть бы УК почитал бы. Самоуправство от низа до верхушки власти.
Максим
Скорее всего произойдёт чудесное вмешательство и справедливость восторжествует. Год выборов как никак
Zara5678
Захват ПОДОЗРЕВАЕМОГО в возможном вымогательстве телефона проводят на улице группа из 10 сотрудников ОВД, вы серьёзно..???
Или это показательная акция для тех кто не боится говорить прямо то что думает…?
Renat Akchurin
Ясно, что дело сфабриковано. Увы, мы живем не в правовом, не в демократическом, не в цивилизованном государстве.
John Cromwell
узбекчилик. Это надолго.
Один президент не сможет это изменить. Тем более при ручном управлении. Нужно менять систему, начиная с фундамента. И пересажать наверху всех чьи семьи слишком быстро разбогатели и не смогли объяснить где они взяли столько денег.
Dulat Haydariy
Всем блогерам урок. Не надо брать взятки. Судя по всему (якобы) простой блогер вымогал целых района хокима. А этот хоким вынужден был обратится к правоохранительными органами с заявлением, что его угражает и вымогает какой-то бандит. И вот попался с поличным. Хотя блогер просил у работников хокимята просто востоновит разбитую сотовую телефон. Который был разбить сотрудниками хокимята.
R. G.
Лучше будет если судья сам оставит своё “тёплое „ местечко и уйдёт потихонечку, пока его не убрали с позором за незнание уголовного кодекса. И все, кто был замешан в этом мутном деле. Если сами не хотят, тогда работа прокуратуре разобраться и наказать тех, кто был замешан в фабрикации этого дела от низа доверху. Чтоб другим неповадно было! Это что за боярское отношение к людям? Человек снимает происходящее вокруг, чтоб народ был в курсе, а “бояре“ решили наказать “халопа“. Прокуратура проснитесь уже пока международные организации не вмешалась и опозорили узб суд, хокимов и правоохранительные органы!
Val Smirnov
Похоже, что райхоким — это очередной кандидат на “снятие с должности“ как саботажника (“предателя“) политики гласности, проводимой главой страны. Очевидно, что изъятие, повреждение телефона и одновременное уничтожение информации в нем было известно хокиму (если не сказать — что по его поручению). В любом случае “опасность“ для местной власти была “ликвидирована (обезврежена)“ и достаточно было поручить компенсировать имущество блогеру в ходе якобы “ошибочного\случайного“ изъятия. Он уже был безвреден. Но хоким решил пойти дальше, показать кто “хозяин жизни“, решил показательно “проучить“ блогера и ему подобных, посмеливших подать голос. Однако “услужливые“ подчиненные органы наломали дров — пошли на фабрикацию, а когда и это не склеивалось — на нарушение закона, подтянув за уши часть 2 ст 165, в надежде, что народ безграмотен и это прокатит. И будет очень жаль (и позор для политики) если “прокатит“. Считаю дело блогера надо проинспектировать ( начиная от “подтягивания“ его на 15 суток и до апеляции по 165-й) и наказать всех причастных строго по закону. И уверен это будет так, ведь там вмешался Кушербаев. Но у нас более 200 районов, а Кушербаев -один, его на все дела не хватит. А у нас ВСЕ хокимы абсолюnно “честные-пречестные“ и как наш акфамен всегда не причем, даже когда их подчиненные совершают преступления. связанные с их работой и полномочиями. Меня еще настораживает позиция облсуда по УД. Не думаю, что это безграмотность (хотя и вопиющая), но кое-что похуже. Это сфера интересов о правосудии уже лично Президента.
Abdulaziz Komilov
Судья то куда смотрит? Какую еще “часть 2“ в этом деле можно увидеть? Даже абсолютному обывателю ясно, что статья не применима в этом случае. Ну или мы что-то не знаем, ведь процесс то закрытый!!! Нужно разрешить транслировать все судебные процессы онлайн и записывать их в архив, кроме тех, что связаны с государственной тайной. Думаю тогда, перед такой “аудиторией“ как вся страна, никто не рискнет так позориться. Столько говорим о гласности, но её не видно.
Туляган Эрматов
Сурхондарё ИИБ ходимларига жавоб бериш вақти келиптида энди. Тавба қилишмас эканда, хали Қашқадарёда, хали Сурхондарёда ИИБ ходимлари беспределларини ўқиймиз. Ахмоққа аён бўлиб туриптику иш тўқилганлиги. Тухмат билан бир оиланинг боқувчисини қамаб Аллоҳни ғазабига учрашдан қўрқишса бўларди худо бехабарлар. Давлатимиз раҳбарлари бу ишни шундоқ қўйиб қўймасликларига ишониб қоламиз.
Туляган Эрматов
Хадеб мақтайвермасдан бу ишга юзаки қараб ИИБ диктовкаси билан қамоққа олиш эҳтиёт чорасини қўллаган “одил судъяни“ жавобини бериш лозим деб ўйлайман.
Жамшид Садыков
Он всего-то требовал возместить поврежденный телефон, где корыстный мотив, 'потерпевший' в данном у/д, наверняка прямо или косвенно имеет отношение к поломке телефона или тот кто очень хотел удалить видеозапись, если это так то и потерпевшим его нельзя назвать, налицо мотивы тех кто все это организовал они- то точно хотели избавиться от неугодного блогера.
мехри аббасова
Я верю словам блогера и парламентария. Всё правдоподобно, где использована старая схема подставы и капканов.
alisher achilov
даже в 90-х ТАКОГО НЕ БЫЛО, тут полнейший беспредел.. не понравилось как тот или иной человек носит шапку на голове или не правильно одел рубашку, куртку.. расстрел.. ладно уговорил 10 лет тюрьмы.