Правление Центрального банка Узбекистана 21 января приняло решение сохранить основную ставку на уровне 14% годовых, сообщили «Газете.uz» в пресс-службе ЦБ.
«Решение принято в целях формирования условий для дальнейшего снижения инфляции, сохранения в экономике положительного уровня реальных процентных ставок, а также создания благоприятных условий для продолжения восстановления экономической активности», — пояснили в Центробанке.
ЦБ намерен совместно с правительством принимать все необходимые меры по достижению промежуточного целевого показателя инфляции ниже 10% на конец года.
Инфляция и инфляционные ожидания
Со второй половины 2020 года относительная стабильность регулируемых цен, сдержанность потребительского спроса и изменившиеся макроэкономические условия способствовали замедлению годовых темпов прироста цен. По итогам года уровень инфляции составил 11,1%, опустившись с 15,2% в 2019 году.
Наибольший вклад в инфляцию — 6,5% — внёс рост цен на продовольствие. Инфляция этой группы товаров оставалась существенно выше общей и по итогам года составила 15,3%.
Повышательное давление на продовольственную инфляцию в основном оказывали сезонные факторы, устойчивый спрос, повышательная динамика цен на мировых рынках продовольствия и в странах — основных торговых партнёрах.
Наиболее значительный эффект оказало повышение цен на базовые продукты питания. Цены на картофель выросли на 42%, яйца — 38%, масло и жиры — 27%, сахар — 21%, мясопродукты — 18,1% и хлебопродукты — 15,2%.
Темпы роста цен на непродовольственные товары и услуги в 2020 году были значительно ниже общего уровня и составили 8,8% и 7,1% соответственно.
Годовой уровень базовой инфляции в декабре продолжил формироваться выше общего роста цен, незначительно ускорившись до 11,7%, отражая тенденции роста цен на продовольственные товары и относительной стабильности регулируемых цен.
В течение 2020 года под влиянием возросшей неуверенности и неопределённости наблюдался рост инфляционных ожиданий населения и предпринимателей. Пики всплесков пришлись на апрель и июль, тогда как в августе ожидания снизились и зафиксировались на уровне 17−18% для населения и 18−19% — для предпринимателей. Это указывает на «незаякоренность инфляционных ожиданий», отмечает ЦБ.
В странах — основных торговых партнёрах также был отмечен рост и незаякоренность ожиданий, что отражает глобальные процессы возросшей волатильности цен на продовольственные товары и неуверенности экономических агентов в отношении будущих тенденций.
Экономическая активность
В четвёртом квартале 2020 года продолжилась тенденция к восстановлению экономики. По итогам года ожидаются положительные темпы роста по большинству макроэкономических и отраслевых индикаторов.
По предварительным расчётам рост ВВП по итогам 2020 года превысит базовые прогнозы Центрального банка (1−1,5%). Это, поясняет ЦБ, обусловлено ростом промышленности на 0,1% за январь-ноябрь прошлого года, розничного товарооборота — на 2,4%, приростом в секторе услуг и строительства на 2,2% и 8,7% соответственно.
Кроме того, альтернативные индикаторы также указывают на определённое превышение прогнозов основных макроэкономических показателей. Общий объём сделок на Республиканской товарно-сырьевой бирже в третьем-четвёртом кварталах устойчиво возрастал. В четвёртом квартале этот показатель вырос в 1,3 раза по сравнению с тем же кварталом 2019 года.
Суммарное количество транзакций через межбанковскую платежную систему в четвёртом квартале выросло на 17,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Объёмы поступлений выручки и в сфере торговли и платных услуг также выросли на 19,7% к третьем кварталу 2020 года.
Денежно-кредитные условия
В 2020 году в экономике сохранились положительные реальные процентные ставки. Средневзвешенная процентная ставка межбанковского денежного рынка в декабре составила 14,4% и формировалась в границах процентного коридора с положительным спрэдом к основной ставке.
Разница между среднедневным оборотом денежных средств и их остатком на корреспондентских счетах банков (ликвидность) в 2020 году сократилась на 38% по сравнению с 2019 годом, что указывает на повышение эффективности распределения ликвидности и увеличение оборотов денежного рынка, подчёркивает ЦБ.
Среднемесячный объём транзакций денежного рынка в четвёртом квартале 2020 года достиг 7,5 трлн сумов, что на 44% больше показателя третьего квартала этого же года.
В прошлом году общий объём депозитов в национальной валюте вырос на 25% (9,6 трлн сумов), в том числе депозиты физических лиц увеличились на 31,6% (4,1 трлн сумов). Ставки по депозитам физлиц в нацвалюте по итогам года сформировались на уровне 17%, а юрлиц — 14,4%. Учитывая замедление темпов инфляции, реальные процентные ставки по депозитам в течении всего года находились на уровне около 5% для физлиц и 3% — для юрлиц.
По итогам года остаток кредитов в экономике увеличился на 34,3%, или до 280,4 трлн сумов. Несмотря на определённые трудности в экономических условиях и временную пролонгацию погашения кредитов, коммерческие банки выделили 127 трлн сумов кредитов, что близко к показателю 2019 года.
Средневзвешенные ставки по кредитам в национальной валюте в декабре находились на уровне 18,8%. При этом в течение года проценты по краткосрочным кредитам снизились до 18,4%, а по долгосрочным кредитам — до 19,1%. ЦБ отчасти объясняет это внедрением механизма приемлемых ставок.
Спрос на иностранную валюту в четвёртом квартале складывался на более высоком уровне, что ЦБ объясняет проявлением отложенного из-за карантинных мер спроса и восстановлением экономической активности. За 2020 год курс сума ослаб на 10,1%.
К концу года после мартовского и октябрьского укрепления реальный обменный курс сума приблизился к долгосрочному тренду за счёт изменения курсов валют и повышения инфляции у основных торговых партнёрах, а также относительного снижения инфляции в стране.
Прогнозы на 2021 год
С учётом показателей четвёртого квартала 2020 года и первой половины января, макроэкономические условия формируются по базовому прогнозу Центрального банка.
Фискальное стимулирование и эффекты относительного послабления денежно-кредитных условий в 2020 году будут способствовать поддержанию экономической активности в первой половине 2021 года со стороны спроса. Рост реального ВВП в этом году прогнозируется на уровне 4,5−5,5%.
Основными драйверами экономики в 2021 год и следующие годы будут структурные изменения и реформы в реальном секторе экономики, направленные на развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и инфраструктуры.
Объём кредитных вложений в экономику в 2021 году, по оценке ЦБ, будет пропорционален росту номинального ВВП — в пределах 16−20%.
С учётом неизменности регулируемых цен и баланса факторов инфляции ожидается её снижение до 9−10% к концу года.
ЦБ отмечает, что требуется время для полной трансмиссии ранее принятых решений по снижению основной ставки, а также адаптации экономики к относительному смягчению денежно-кредитных условий.
По оценкам Центрального банка, текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики достаточны для поддержания базового прогнозного роста экономики в первой половине года и обеспечения положительных реальных ставок (на уровне 3−4%) на денежном рынке.
Возможные риски
В ближайшие месяцы сохраняется низкая вероятность преобладания повышающих факторов инфляции в экономике. В то же время есть риски, связанные с возникновением разовых факторов инфляции и сохранением инфляционных ожиданий на высоком уровне, отмечает ЦБ.
Одним из таких рисков в ближайшей перспективе остаётся рост цен на продовольственные товары. Политика протекционизма, введение ограничительных мер (квот и тарифов) на экспорт основного продовольствия также может привести к удорожанию импорта основных продовольственных товаров.
Повышение стабильности и устойчивости продовольственных рынков будет во многом зависеть от разработки и реализации комплексной стратегии продовольственной безопасности в стране. Важное значение будут иметь меры реагирования по стабильному обеспечению внутреннего рынка необходимым объёмом товаров, в том числе за счет диверсификации географии и снижения концентрации импорта базовых продовольственных товаров.
Центральный банк продолжит тщательное изучение характера факторов и рисков инфляции, принимая во внимание внешние и внутренние условия, и будет принимать соответствующие решения по основной ставке.
Промежуточное заседание правления Центрального банка по рассмотрению основной ставки назначено на 11 марта.
Денис Плужников
“В ближайшей перспективе есть риск повышения цен на продовольственные товары.“ Это шутка?? Какой риск? Есть гарантия повышения цен!
Зохир Умаров
Почему тогда выросли с начала года процентные ставки на кредиты в банках
Узбекистана
Ашот Саильянц
Потому что не хватает ресурсов выдавать всем желающим кредиты.
Zokir Isakhodjaev
В РФ и в КЗ кредитные годовые ставки начинаются от 5 — 6 %.
А у нас? Ипотека — 18 %, займ — 24 %, автокредит — 30 %
ILDAR Gal
Что значит риск повышения цен? Они и так растут ежемесячно.
Bakhtiyor
Zokir Isakhodjaev --- а на депозиты там тоже 18% годовых выдают? в ваших любимых странах?
john smart
если ЦБ верит, что инфляция будет не выше 10%, то зачем сохранять ставку рефинансирования на уровне 14%. Если ЦБ как эмитент национальной валюты, т.е. сума не будет выпускать долгосрочные сумовые ресурсы на денежным рынке, то они там никогда не появятся. Пусть для начало ЦБ даст долгосрочные сумовые ресурсы коммерческим банкам чтобы они имели возможность конвертировать свои валютные кредиты в сумы. Валюту вернуть в ЦБ. ЦБ будет сидеть на валюте как король. Этого не произойдет поскольку сам ЦБ, не верить в то что сам говорит. Значит надо готовиться к жесткой посадке экономики после выборов.
Рустам Бухара
Разница между колониальными и развитыми странами как раз в процентах банков, кредиторов, чем больше процент, тем больше инфляция, от того, что дебитор-должник вложит процент банка-кредитора в розничную цену своего продукта. Банальный грабеж банковских бездельников скрывается неграмотностью большинства нас. Грамотное меньшинство давно прикормлено, остальные разбежались по всему миру.