В Ташкенте появились улицы, спроектированные с учетом международных стандартов безопасности дорожного движения. Вдоль них разрешено свободно парковать автомобили. Водители на них не могут сильно разогнаться или заехать на тротуар, а пешеходы, включая детей чувствуют себя защищенными. Это оказалось возможным, несмотря на многолетние заверения чиновников в том, что строить такие улицы не позволяют стандарты.

Речь идет о небольших улицах в Tashkent City (получивших название Янги Тошкент, Укчи и Заргар), обратить внимание на дизайн которых стоит чиновникам, представителям ГУБДД, разработчикам и исполнителям программ по реконструкции улиц, благоустройству городов, сел и махаллей, да и всем желающим. «Газета.uz» поговорила с Озге Гёкманом, ландшафтным архитектором турецкой компании MDesign, которая участвовала в проектировании парка и улиц в Tashkent City.

Как рассказал Озге Гёкман, при разработке дизайна улиц Tashkent City в приоритет было поставлено удобство их использования пешеходами. Для обеспечения безопасности пешеходов в парке применены «экологические и эстетические инструменты».

Проектировщики использовали разные элементы, которые способствуют успокоению движения транспорта, а также служат «визуальным и сенсорным сигналом» для снижения скорости. Говоря простым языком, где это необходимо, водители ощущают наезд машины на элементы проезжей части.


Приподнятые пешеходные переходы не только видны лучше обычных. Приближаясь к ним, водители вынужденно снижают скорость. В отличие от «лежачих полицейских» ширина таких переходов позволяет автотранспорту, в том числе автобусам, каретам скорой медицинской помощи и другим, плавно, без встряски, преодолевать их.

Это эффективное решение, широко используемое во всем мире, но игнорируемое в Узбекистане, значительно повышает безопасность участников дорожного движения. Особенно оно необходимо возле школ, детсадов и других людных мест.

Поскольку переход занимает всего две полосы, безопасно себя на нем чувствует даже ребенок, несмотря на отсутствие светофоров. Кроме того, такая узкая ширина не позволяет водителям парковаться на переходе, что является распространенной проблемой. Вопреки опасениям, которые «Газете.uz» неоднократно высказывали представители ГУБДД и хокимиятов, узкие пешеходные переходы не способствуют образованию заторов.


Столбики и бетонные полушария не позволяют машинам заезжать на тротуар.

Количество полос движения — не более одной в каждую сторону — и их ширина рассчитаны на спокойное движение транспорта. В местах, подразумевающих безопасность и приоритет пешеходов, важно сохранять небольшое количество полос, подчеркивает Озге Гёкман. Увеличения числа полос и их ширины ведет к увеличению скорости движения транспорта.


Предупредить такие нарушения помогут островки безопасности.

Вдоль широкой разделительной полосы установлены отражатели. Этот необязательный элемент дизайна улиц улучшает видимость краев проезжей части в темное время суток. Звуковой и сенсорный эффект при наезде на отражатели предупреждает водителя об опасности выезда за полосу.


Тротуары находятся рядом с проезжей частью, но выше ее уровня на 15 см. Это распространенный в мире стандарт, призванный предотвращать заезд автотранспорта на пешеходную часть. Разница в высоте эстетически предпочтительнее ограждений, которые к тому же ограничивают доступ с проезжей части на тротуар и обзор водителя. Безопасность пешеходов на таких улицах обеспечивается другими элементами.

Парковочные зоны вдоль проезжей части приспособлены для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, они служат своеобразной защитой пешеходов от движущихся автомобилей. Полоса для парковки не тянется вдоль всей улицы, а разделена на отрезки, или «карманы», вмещающие примерно по четыре автомобиля. Это заставляет водителей парковаться правильно, думая о других (правда, не всех).


Водители продолжают неправильно парковаться «елочкой», суживая единственную полосу и создавая неудобства движущимся автомобилям.

Вдоль улиц высажены многолетние растения, не требующие постоянной пересадки. Дизайн проезжей части и тротуаров спроектированы с учетом дальнейшего озеленения, отметил архитектор. Вместо арыков используется система дождевой канализации закрытого типа (с решетками).

Решение о количестве парковочных мест на территории Tashkent City и потребности в них принималось на основе оценки факторов и условий городской среды. Спрос на парковочные места будет расти, но это не значит, что городские пространства всегда должны обеспечивать эту потребность, подчеркнул представитель MDesign.

Tashkent City ставит в приоритет пешеходов. Это означает, что интерес индивидуального транспорта учитывается в последнюю очередь. Создаются все условия для того, чтобы граждане делали выбор в пользу пешего передвижения, общественного транспорта, велосипедов, самокатов и т. д.

Части перекрестка, на которые запрещено выезжать, если на пути образовался затор, обозначены так называемой «вафельной разметкой».


Вопрос соблюдения ПДД — уже не к проектировщикам.

Рабочий проект улиц Tashkent City выполняла российская инжиниринговая компания «Спектрум». В разработке эскизного проекта также участвовала московская компания КБ Стрелка. По ее проекту в 2018 году была реконструирована часть проспекта Амира Темура.