Государственный оператор пассажирских перевозок «Тошшахартрансхизмат» (ТШТХ) в тестовом режиме передал автобусный маршрут №129 частной компании Alixan Trans Servis. Ожидается, что предприниматели повысят качество услуг и доходность.

Маршрут №129 курсирует между городком Авиастроителей и 17-м кварталом Юнусабада. По словам начальника Управления транспорта Ташкента и врио председателя правления ТШТХ Анвара Джураева, это один из самых убыточных маршрутов 2-го автобусного парка.

«Когда работали „Мерседесы“, убытки ТШТХ составляли более 50%. Например, за девять месяцев маршрут зарабатывал около 1,6 млрд сумов, а расход составлял более 3 млрд. Мы выбрали из этого парка несколько убыточных маршрутов и предложили их перевозчику. Он выбрал 129-й маршрут», — сказал Анвар Джураев. Ранее на маршрут выезжали 5−7 машин, хотя по графику автобусов должно быть 10. Интервал составлял 22−25 минут.

Частный перевозчик поставил на маршрут 10 автобусов китайского производителя Asiastar, работающих на газовом топливе. Вместимость — 70 человек. Сейчас автобусы начинают работу в 06:10, на последний рейс автобус выезжает в 21:44. Стоимость проезда, как и на всех маршрутах ТШТХ, составляет 1400 сумов, проездные принимаются. С первых чисел февраля должна быть доступна оплата проезда транспортными картами.

Анвар Джураев отметил, что согласно договору, заключенному между ТШТХ и Alixan Trans Servis, государственный перевозчик обязуется выделять предпринимателю средства от реализации проездных карт. Механизм расчета компенсации предусмотрен постановлением правительства о порядке финансирования операторов общественного транспорта.

Анвар Джураев признал, что автобусы Asiastar уступают по уровню комфорта Mercedes и MAN. Однако приобретение автобусов средней вместимости частными компаниями уже можно назвать прогрессом, считает он. По словам главы ТШТХ, раньше частные перевозчики опасались приобретать более вместительные машины, чем Isuzu. У предпринимателей не было уверенности в этом бизнесе.


Фото: «Тошшахартрансхизмат».

«Частник должен поверить, что государство [поддержит и создаст все необходимые условия для частных перевозчиков]. Что он будет работать на тех же условиях, что и государственный автопарк, и будет те же деньги получать за счет льготников и проездных карточек», — подчеркнул Анвар Джураев.

«Это был шаг — показать, что убыточный маршрут может быть прибыльным в руках предпринимателей. Так во всем мире. В Москве более 2000 автобусов — частные, 6500 — государственные. Именно 10−12−18-метровые автобусы. У нас такого соотношения даже нет», — добавил глава ТШТХ.

Анвар Джураев продолжил, что цель Управления транспорта Ташкента — создание конкуренции на рынке общественного транспорта между ТШТХ и частными компаниями и развитие услуг. После передачи маршрута частному перевозчику другие участники рынка также заинтересовались такой возможностью. Два предпринимателя изъявили желание поставить на маршруты электробусы, отметил он.

По результатам работы первых двух недель, несмотря на меньшую вместимость автобусов, Asiastar, Alixan Trans Servis ежедневно перевозит на 300−400 пассажиров больше, чем ТШТХ на том же маршруте. Этого удается достичь за счет сокращения интервалов движения, заявил Анвар Джураев.

Чем меньше интервал, тем больше доход, подчеркнул он. У пассажиров появляется уверенность в маршруте. Они готовы пересаживаться или проехать две-три остановки. При этом автобус может оставаться полупустым.

Анвар Джураев заметил, что частные перевозчики также экономят на количестве сотрудников. Вместо содержания технического персонала предприниматель отдает эти услуги на аутсорсинг и требует гарантию с сервис-центров за оказанные услуги. Таким образом, сокращаются затраты на запчасти.

ТШТХ также выгоднее было бы отдать ремонтные работы на аутсорсинг, считает глава правления. Кроме того, предприниматель экономит на дизельном топливе за счет эксплуатации автобусов с газовым двигателем.

Таким образом, создав интерес среди предпринимателей, Управление транспорта сможет устанавливать требования частным перевозчикам в отношении параметров автобусов и качества услуг, уверен Анвар Джураев. В результате государство будет нести на себе лишь функции регулятора.