В статье «Регистрировать нельзя отказать» автором изложено недовольство по вопросам якобы сложности в регистрации ряда ННО и неоднократных отказов в регистрации со стороны органов юстиции.

В этой связи Министерство юстиции готово представить подробную информацию о причинах отказа в государственной регистрации какого-либо ННО при уточнении конкретного наименования ННО и даты подачи заявления о его регистрации.

Министерство юстиции является регулятором сферы деятельности ННО и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов ННО.

В результате принятых законодательных мер ННО все более занимают прочные позиции в общественном строительстве, становятся полноправным партнером государства, а их количество последовательными темпами увеличивается. На сегодняшний день общее количество ННО превышает 10 тысяч.

Характерной чертой развития ННО стало их проникновение во все сферы жизни общества. Традиционным является участие этих организаций в разработке и реализации государственных программ.

За последние несколько лет проведена работа по коренному совершенствованию, развитию и упрощению деятельности ННО:

  • снижены ставки госпошлины за госрегистрацию ННО (в 5 раз) и символик (в 2,5 раза);
  • снижена госпошлина за регистрацию ННО инвалидов, ветеранов, женщин и детей до 50% от размера госпошлин;
  • снижены ставки госпошлины за госрегистрацию республиканских, межобластных ННО с 4-кратного размера базовой расчетной величины до 3-кратного, а областных ННО — с 2-кратного до 1-кратного.
  • не взимается госпошлина за госрегистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительства и филиалы), в том числе наделенных правами юридического лица);
  • срок рассмотрения заявления о государственной регистрации ННО снижен с 2до 1месяца;
  • ННО освобождены от уплаты более 10 видов налогов и других обязательных платежей (налогов на прибыль, имущество, НДС);
  • роспуск, запрещение или ограничение деятельности ННО могут иметь место только на основании решения суда, а ликвидация ННО осуществляется только по решению ее высшего органа либо на основании решения суда.

Также согласно Указу Президента Республики Узбекистан (04.05.18 г.) значительно упрощены требования и процедуры к деятельности ННО:

  • отменен порядок согласования ННО мероприятий с регистрирующим органом ННО путем внедрения уведомительного порядка;
  • использование ННО денежных средств и имуществ, поступивших от иностранных государств, международных и иностранных организаций, осуществляется без всяких препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом;
  • грантовые средства поступают на специально открытые счета ННО в любых банковских учреждениях.
  • упорядочен порядок проведения проверок и мониторинга деятельности ННО, с установлением конкретных сроков и периодичности;
  • сокращены виды отчетности и упрощена форма отчетов ННО, предоставляемые в регистрирующие, налоговые, статистические органы.

В целях упрощения процедуры регистрации в настоящее время ННО можно зарегистрировать через веб-портал e-ngo.uz, который запущен Министерством юстиции. Данный веб-ресурс позволяет ННО получать в электронном виде ряд услуг:

  • госрегистрация, перерегистрация ННО и их символик;
  • уведомление о проведении ННО запланированных мероприятий;
  • предоставление ННО ежегодных отчетов о деятельности;
  • согласование ННО получения денежных средств и имущества от иностранных источников;
  • аккредитация сотрудников ННО, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении.

Вход в систему осуществляется посредством Единой системы идентификации OneID либо электронной цифровой подписи.

При Президенте создан Консультативный совет по развитию гражданского общества в составе которого из 42 члена Совета включены 33 представителя ННО. Практически при каждом государственном органе образованы общественные консультативные советы, которые позволили создать систему взаимодействия государства и общества.

Что касается причин для отказа в регистрации статуса ННО, то они прописаны в Законе «О негосударственных некоммерческих организациях» (далее — Закон).

Это четкий перечень, и орган юстиции не может его нарушить.

Перечень документов, требуемый для государственной регистрации ННО и представляемый в регистрирующий орган, установлен статьей 22 Закона.

Требование законодательства Республики Узбекистан соответствует международным стандартам. В частности, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В ходе подготовки документов Министерство юстиции рекомендует ознакомиться с требованиями законодательства в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций и тщательно проверить все данные.

Обращается внимание, что органы юстиции не вправе оказывать правовую поддержку в подготовке учредительных документов о государственной регистрации ННО, проводить проверку комплектности документов при их приёме:

Поскольку, во-первых, будучи органом, осуществляющим государственную регистрацию ННО, проводит экспертизу, осуществляет проверку достоверности документов на предмет их соответствия законодательству.

Во-вторых, при государственной регистрации осуществляет контроль за соответствием ее деятельности уставным целям и законодательству Республики Узбекистан.

Вышеуказанные обстоятельства являются противодействием возникновения конфликта интересов и коррупционных рисков в органах юстиции.

Далее, согласно статье 23 Закона, после сбора и сдачи документов, орган юстиции в месячный срок рассматривает их и принимает решение о регистрации либо отказе в государственной регистрации ННО.

Рассмотрение документов регистрирующим органом проводится в соответствии с требованиями Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года №57.

Тем самым вышеуказанным Положением создан открытый и прозрачный механизм порядка рассмотрения учредительных документов органами юстиции.

Официальное письмо отправляется в течение трех рабочих дней по адресу, указанному в заявлении. В нем указывают причину отказа и конкретные положения законодательства, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации. При этом разъясняется право подать в суд и оспорить решение, либо устранить ошибки, на которые было указано.

Поскольку в процессе создания и регистрации ННО возникает множество вопросов о том, что может послужить причинами отказа отмечается следующее:

Проведенный анализ показал, что недостоверные сведения и неправильно оформленные документы, сдаваемые учредителями, во многих случаях являются причинами отказа в регистрации.

Согласно статье 10 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» ННО могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

ННО в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).

Согласно Гражданскому кодексу (статьи 73−78) некоммерческие организации могут быть следующих видов: потребительский кооператив, общественное объединение, общественный фонд, учреждение, объединения юридических лиц, органы самоуправления граждан.

Также согласно статье 56 Конституции Республики Узбекистан общественными объединениями признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Перед выбором организационно-правовой формы для ННО очень важно понять, для каких конкретных целей создается данное ННО.

Список необходимых документов для регистрации ННО зависит от того, в какой форме заявитель планирует его зарегистрировать.

К примеру, заявитель, желая учредить Общественный фонд, не представил полную информацию по организационно-правовой форме ННО, сведения об учредителях, не указал его организационно-правовую форму. В данном случае регистрирующий орган в ответном письме, не располагая всеми точными сведениями по организационно-правовой форме, не имеет возможности указать сразу все недостатки по представленным документам.

Также во многих случаях при подаче документов заявителями не учитывается, что в соответствии с законодательством установлены разные требования к учредительным документам Общественного фонда, Ассоциаций, Общественных объединений, учреждений.

Ввиду того, что заявители не представляют в регистрирующий орган полный перечень документов и информации по организационно-правовой форме ННО, регистрирующему органу не всегда предоставлена возможность указать полный перечень допущенных недостатков по документам.

Во избежание такого варианта отказа необходимо соблюдать точный перечень требующихся документов и предоставлять пакет документов в полном соответствии с ним.

Отказать могут из-за фактических ошибок, например, несоответствие данных, которые представлены в учредительных документах тем, которые указаны в заявлении.

В данном случае, если указана формулировка «предоставление неверных данных», необходимо обратить внимание на:

  • соответствие сведений в учредительных документах и заявлении (при перерегистрации ННО и различных изменениях);
  • соответствие учредительных документов требованиям закона;
  • соответствие адресов;
  • подписи (важно, чтобы их оставляло уполномоченное лицо);
  • наличие всех дополнительных документов (например, решения о создании ННО или внесении изменений и т. д.).

Поскольку сотрудники органов юстиции открыты и доступны в своей деятельности, всегда готовы к ведению диалога с гражданским обществом, при возникновении каких-либо вопросов в случае отказа в регистрации ННО заявитель вправе обратиться в органы юстиции о предоставлении более подробной информации по отказу, также заявитель имеет право записаться на личный прием к руководителю.

В настоящее время в целях повышения роли участия негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в управлении делами общества и государства, создания дополнительных условий для активной их деятельности в данном направлении с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, подготовлен проект Кодекса об ННО, предусматривающий кодификацию и систематизацию законодательства о негосударственных некоммерческих организациях на основе изучения передового зарубежного опыта и сформировавшейся национальной правоприменительной практики.

Министерство юстиции