Сюжет с критикой внешнего вида учащихся и учительниц школ Ташкента, показанный в среду телеканалом «Узбекистан 24», стал одной из самых обсуждаемых тем последних суток. Выяснилось, что сюжет был подготовлен Международным пресс-клубом для сессии «Социальная ответственность и современные решения проблем в эпоху фундаментальных реформ в сфере образования».

Заместитель директора телеканала «Узбекистан 24» Хайдар Хасанов в комментарии «Газете.uz» сообщил, что телеканал выступил в качестве площадки. «Мы предоставляем им только эфирное время. Есть автор материала, обращайтесь к нему», — сказал он.

Корреспондент «Газеты.uz» поговорил с председателем Международного пресс-клуба, ректором Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзодом Кудратходжаевым, заведующей школы №110, попросившей не указывать ее имя, а также и учителем-дефектологом Рано Макаренко.

«Это не публичное унижение детей. Мы показали реальную ситуацию в школах»

Фото: МПК.

Председатель Международного пресс-клуба (МПК), ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзод Кудратходжаев в интервью «Газете.uz» сообщил, что в передаче были показаны шесть-семь разных сюжетов, и обсуждаемый сюжет «грубо вырвали из контекста».

«Пресс-клуб — это площадка, где собираются руководители, эксперты и журналисты. В понедельник затрагивались многие темы в области образовании, но мы сказали, что Узбекистану нужно переходить на другой уровень реформ, и должны поставить вопрос формы». На сессии МПК были представлены примеры нескольких стран Европы, а также Сингапура и США, где «форма — в порядке вещей», отметил он.

«У нас это не проблема детей, а проблема родителей, которые обсуждают, надо ли или нет. Поэтому показали сюжет о состоянии наших школьников и учителей. В частности, было показано, какие бывают пробки у школ, что вызывает дискомфорт у людей, которые живут там… Мы также сказали, что в Узбекистане сотни школ, где нет водопроводной воды, туалетов, компьютеров. Нужны инновации, нужно вводить новое образование, нужно, чтобы мужчины преподавали, чтобы были физики, химики. Обидно, что вырвали из контекста и публика на это „ведется“. Не собака управляет хвостом, а хвост управляет собакой», — заявил Шерзод Кудратходжаев.

По мнению главы Международного пресс-клуба, в школу ребята должны приходить учиться, а не хвастаться одеждой и дорогими гаджетами.

«Школа — это место, где должны концентрироваться знания. Форма одежды учителя должна соответствовать правилам этики и эстетики. Непозволительно, чтобы учитель ходил перед детьми в мини-юбке, либо в открытых лямках. Какого уровня демократическим обществом мы бы ни были, здесь речь не идет об уроне демократии. Демократия — это ответственность, демократия — это соблюдение и уважение чужих прав», — подчеркнул он.

Шерзод Кудратходжаев считает, что государство имеет право требовать общепринятую форму. «Информационное сообщество заражено неправильной бациллой, и все „повелись“ на это. И очень плохо, что социальные сети сегодня так себя ведут, потому что если государство тратит триллионы сумов на ремонт, содержание школ, бесплатное образование, оно имеет право требовать, чтобы была общепринятая форма, чтобы учителя одевались по этике и эстетике», — сказал он.

Комментируя тот факт, что лица детей были показаны в эфире телевидения, Шерзод Кудратходжаев сказал, что в сюжете никто не был предметно в чем-то обвинен, и персональные данные детей не озвучивались.

«Мы показали состояние нынешних школ, мы никого там конкретно, предметно не обвиняли. Я не хочу сказать, что это было негативом, мы показали то, что есть. Почему общество возмущается? Ему самому негоже, видимо. Говорят же, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Мы показали сегодняшнее общество, общество не хочет это видеть. Но, к сожалению, это истина, которая сегодня есть», — указал глава МПК.

Ректор нового вуза считает, что современный Узбекистан должен пройти вопрос с формой, чтобы достичь уровня образования, как в Гарварде или Кембридже. «[Министр народного образования Шерзод] Шерматов прав, что вопрос формы — не самое главное. Мы сказали, что на этом пресс-клуб закрывает эту тему и больше не будем возвращаться к ней», — сказал он.

По его мнению, журналисты имеют право затрагивать вопросы и проблемы общества. «Люди говорят: какое они имели право? Журналист имеет право. Какое право имеют социальные сети обвинять, ругать нас? Журналисты имеют право затрагивать вопросы и проблемы общества. Думаю, что в этом заключается их главная миссия. Они должны показывать обществу, какие у нас есть болячки, а мы этим гриппом никак не можем переболеть. Форма — вопрос гриппа, который мы должны переболеть и пойти дальше, чтобы иммунитет у нас был нормальный», — подчеркнул Шерзод Кудратходжаев.

Он выразил недоумение, почему глава МНО Шерзод Шерматов не отреагировал на сюжет в ходе сессии пресс-клуба в понедельник. «Почему он в тот день промолчал? Я не согласен с ним. Это не публичное унижение детей. Мы показали реальную ситуацию в школах. Если общество так воспринимает, значит, это проблемы общества. Зачем закрывать лица детей? Мы не хотим кого-то дискриминировать закрытием лиц, они не преступники. Мы не обвиняем их», — пояснил председатель МПК.

Отвечая на вопрос, было ли разрешение на проведение съемок в школах, он сообщил, что разрешение не требуется. «Это государственная школа. Снимает государственная телерадиокомпания. У кого надо было [спрашивать]? Съемкой я не руководил, но, кажется, с журналистами были представили райОНО или горОНО», — отметил он.

Комментируя неприкосновенность частной жизни, Шерзод Кудратходжаев указал, что школа — это общественное место: «Частная жизнь бывает дома, в кинотеатре… а это — государственная школа».

В ответ на замечание Шерзода Шерматова, что высококвалифицированных учителей и так мало, и что «неправильно переходить от школьный формы к одежде учителя», руководитель МПК отметил, что учителя «не должны приходить в школу полуголыми из-за того, что их мало».

«Журналистов не интересовал позитив»

Кадр из сюжета.

Заведующая школы №110 сообщила, что съемочная группа посетила образовательное учреждение в понедельник. «Они не брали разрешения [на съемку]. Мне позвонила завуч по духовности и воспитанию и сказала, что к нам идут со съемкой. Они предоставили лишь [служебные удостоверения] о том, что являются журналистами, никакого разрешения у них не было», — сказала она «Газете.uz».

По словам заведующей, учителя отреагировали на сюжет негативно. «Потому что это был нонсенс для нас. Когда мы показывали хорошие качества нашей школы, журналисты говорили между собой: „Нам это показывать не надо, нам нужен негатив“».

Она отметила, что ученицы, попавшие в кадр, вовсе не были «безобразно одеты», и видеоряд не свидетельствует о серьезных нарушениях устава школы в части, касающейся внешнего вида учащихся. Несмотря на отсутствие в школе №110 единой общеустановленной формы, администрация требует соблюдения классической деловой формы — черные юбочки и белые блузки.

Кроме того, педагоги и руководители следят за аккуратностью причесок детей. «Родители в этом нас поддерживают. У нас нет единой формы, но мы придерживаемся этикета и офисного стиля», — уточнила она.

Заведующая сказала, что приветствует введение единой школьной формы, однако варианты, предложенные Министерством народного образования, родителям учеников не понравились. Она добавила, что в целом на успеваемости ношение единой формы никак не отражается, значение имеют лишь профессионализм учителя и дисциплина.

Представитель школьной администрации рассказала, что после выхода репортажа в эфир и широких общественных обсуждений директор школы собрала учителей и спросила, как получилось, что съемка прошла без уведомления главы школьной администрации, и почему отдельные учителя были одеты не в том стиле, которого принято придерживаться в школе.

В то же время, отметила она, учителя поговорили с учащимися, объяснив им, что было показано в сюжете, на что надо обратить внимание, что правильно и что неправильно.

Реакцию родителей учеников заведующая также описала как негативную: «Очень неприятно, потому что родители доверяют школе и знают, какие в ней установлены требования».

Коллектив школы, по ее словам, охарактеризовал сюжет как предвзятый и заказной, направленный на принижение престижа школы.

«Показ детей в негативном ключе — форма насилия»

Фото: МПК.

Учитель-дефектолог Рано Макаренко считает, что высмеивание, показ на телевидении в негативном ключе детей — своеобразная форма насилия, которая подрывает их эмоциональное состояние. «Даже при наличии закрытых лиц на видео такого рода публикация наносит эмоциональную травму. Государство должно защищать честь и достоинство детей. После таких „открытых показов“ дети теряют веру в способность нашего общества защитить их от негатива, от нареканий со стороны взрослых», — заявила она.

По ее мнению, сюжет должен быть убран из публичного доступа, а дело по данному факту необходимо передать в правоохранительные органы, так как видео нарушает права детей, озвученные в Конвенции о правах ребенка, которая вступила в силу для Узбекистана в 1994 году. А именно — статью 16:

  1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию;
  2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Рано Макаренко указала на необходимость индивидуальной консультации психолога детям и их семьям, которые могли пострадать от данного видео, а также проведения антибуллинговых тренингов в школах для профилактики травли со стороны других учеников.

Специалист считает, что если государство решило делать акцент на внешний вид школьника, то все предложения должны быть обоснованы.

«По какой причине форма должна быть определенного цвета, длины, покроя? По какой причине волосы должны быть подстрижены или собраны? Каждая статья внешнего вида ученика должна иметь рациональное подкрепление, так чтобы учителям в общеобразовательных учреждениях возможно было наглядно и понятно объяснить причину введения данной формы или требования к стрижке, прическе. На вопрос ученика „Почему?“ — ответ „Так надо“. Вот и все, что мы имеем. Может, стоит задуматься, почему нам нужна форма, и постараться дать ответ на языке, понятном для детей», — заключила она.