В августе Всемирный банк (ВБ) и Государственный комитет по инвестициям Узбекистана подписали соглашение, направленное на всестороннее консультирование властей по вопросам модернизации национального сектора гражданской авиации, сообщили «Газете.uz» в пресс-служба представительства ВБ в Узбекистане.

Впервые в истории двустороннего сотрудничества между ВБ и правительством Узбекистана было заключено соглашение о предоставлении консультационных услуг на возмездной основе.

ВБ сформулирует рекомендации для выработки государственной политики в секторе управления гражданской авиацией и улучшения ряда аспектов ее функционирования, включая институциональную, финансовую и организационную структуры.

Рекомендации также затронут вопросы привлечения частного сектора в развитие инфраструктуры аэропортов Узбекистана и их управление. С целью осуществления данных задач, ВБ будет работать в тесном сотрудничестве с Национальной авиакомпанией (НАК) «Узбекистон хаво йуллари», заинтересованными министерствами и ведомствами, а также частным сектором.

Ограниченная пропускная способность и высокие затраты на стоимость инфраструктуры аэропортов делают рейсы в Узбекистан и обратно очень дорогостоящими для пассажиров, говорится в сообщении ВБ в Узбекистане. Эти факторы, по мнению экспертов, препятствуют появлению иностранных авиаперевозчиков на местном рынке.

«С 2010 года сектор воздушного транспорта Узбекистана ежегодно рос всего лишь на 2%. Этот показатель является самым низким в регионе по сравнению с соседними странами. Для сравнения, сектор воздушного транспорта в Казахстане ежегодно увеличивался на 10%. В Узбекистане осуществляют деятельность 15 международных авиаперевозчика. Однако НАК обслуживает 75% всего пассажирского потока в стране», — говорится в сообщении.

Для извлечения выгоды из своего стратегического расположения в сердце Центральной Азии, Узбекистану необходимо значительно усовершенствовать транспортную взаимосвязанность с соседними странами и другими регионами мира. Высокие транспортные расходы и удаленность от главных экономических центров мира ограничили возможности Узбекистана в реализации своего крупного сельскохозяйственного потенциала, а также ограничивают экспорт его продукции на крупные рынки Европы и Китая, считают эксперты.

Несмотря на размеры территории страны и привлекательность ее исторического культурного наследия сектор туризма все еще не функционирует на достаточную мощность. Это также связанно с отсутствием эффективной системы авиасообщений, способной обеспечить удобную и приемлемую по цене перевозку иностранных туристов.

Так, в 2017 году в Узбекистан посредством воздушного транспорта прибыло около 2,8 миллиона посетителей. Для сравнения, Грузия с населением в 3,5 миллиона человек, что почти в девять раз меньше числа проживающих в Узбекистане, в год принимает по воздуху такое же количество посетителей.

«Сектор гражданской авиации является одним из приоритетных направлений для правительства Узбекистана, учитывая его значимую роль в стимулировании экономического роста и раскрытии туристического потенциала страны. С отменой визового режима для большого числа государств ожидается рост туристической индустрии. Страна также устраняет барьеры для международной торговли. Однако, в настоящее время нынешний объем воздушных перевозок не отвечает растущему спросу из-за отсутствия конкурентной среды в секторе гражданской авиации», — отметил Хидеки Мори, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане.

«Первое в своем роде Соглашение о предоставлении консультационных услуг на возмездной основе между ВБ и правительством Узбекистана свидетельствуют о твердом намерении руководства страны привести управление сектором гражданской авиации в соответствие с международными стандартами», — добавил он.

В Узбекистане Всемирный банк реализует 18 проектов на общую сумму более 3,3 млрд долларов США. Они вносят вклад в реализацию макроэкономических реформ, развитие сельского хозяйства и управления водными ресурсами, секторов энергетики, транспорта, здравоохранения, образования, городского развития, водоснабжения и санитарии.