Наконец свершилось. Президент подписал указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». Наша налоговая система будет изменена с 1 января 2019 года. Параметры изменений обозначены. Принятый документ комментирует независимый экономист, директор Center for Economic Development Юлий Юсупов.
Изменения в налоговой системе
Если кратко, суть изменений следующая. Решаются пять ключевых задач:
1) снижение налогов на труд — они очень высокие, что является одной из важных причин увода экономики в «тень»;
2) устранение значительного разрыва в налоговой нагрузке между общеустановленным и упрощенным режимами налогообложения — данный разрыв вынуждает предприятия разукрупняться, затрудняет наращивание масштабов производства, зачастую обрекая бизнес на неконкурентоспособность и уход в «тень»;
3) ликвидация (где это возможно) или сокращение сферы применения налогов с выручки (это 3,2% обязательных отчислений в государственные целевые фонды для предприятий общего режима и единый налоговый платеж для предприятий упрощенного режима), которые убивают общественное разделение труда и не позволяют формировать длинные цепочки создания добавленной стоимости, обрекая нашу экономику на роль сырьевого придатка мирового хозяйства;
4) сокращение общей налоговой нагрузки на экономику (30−35% от ВВП последние годы, не считая разных форм скрытого налогообложения), которая делает продукцию наших производителей неконкурентоспособной, а экономику — непривлекательной для инвестиций;
5) совершенствование системы налогового администрирования, которая в настоящее время весьма неэффективна и существенно увеличивает издержки ведения бизнеса.
Для этого предполагается:
отмена 8% страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из заработной платы;
введение «плоской» шкалы подоходного налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой налогообложения в 22,5%;
снижение ставки единого социального платежа до 12% — вместо 15% для упрощенного режима и 25% для общего режима налогообложения (кроме бюджетных организаций и государственных предприятий — для них ставка устанавливается в размере 25%);отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды для предприятий общего режима (3,2% от выручки);
снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14% до 12% (для коммерческих банков — с 22% до 20%, для сотовых компаний — повышение с 14% до 20% с отменой налога на сверхприбыль, который они платили при превышении определенного уровня рентабельности);
снижение ставки налога на дивиденды с 10% до 5%;
снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5% до 2% с введением обязанности его уплаты, а также уплаты налога за пользование водными ресурсами всеми юридическими лицами без исключений;
предоставление права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость (что уменьшает налоговую нагрузку по НДС);
перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд сумов или достигших установленного порога в течение года, на уплату общеустановленных налогов (по итогам 2017 года это около 10% субъектов малого бизнеса);
установление для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, возможность уплаты (вместо НДС и налога на прибыль) налога с оборота со ставкой в размере 4% (вместо 5% единого налогового платежи сейчас);
При этом:
сохраняется действующая ставка НДС в размере 20% с последующим снижением размера ставки по итогам 2019 года;
сохраняется порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога;
планируется сократить число видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;
должна быть разработана программа мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования;
должны быть разработаны меры по упрощению налоговой отчетности и обеспечению ее интеграции с программными продуктами; по введению автоматизированного бухгалтерского учета; по повышению квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков; по внедрению порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии;
в срок до 1 ноября 2018 года должны быть подготовлены предложения по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций;
в срок до 1 декабря 2018 года должен быть разработан проект Налогового кодекса в новой редакции.
Что не удалось реализовать?
На мой взгляд, планируемые изменения — огромный шаг вперед в деле создания благоприятного бизнес-климата в нашей стране. Новая модель налогообложения более привлекательна, нежели налоговые системы большинства бывших республик СССР.
Другое дело, что хотелось бы большего. Хотя в утвержденной концепции было сохранено подавляющее большинство принципиальных положений ее первоначального проекта, но все же два важных пункта первоначальной версии концепции в ходе обсуждений и согласований отстоять не удалось.
1. Предполагалось сокращение НДС с 20% до 12%. Решили все же оставить 20% (хотя и с планами сокращения после 2019 года). Насколько я понимаю, возобладало желание обезопасить бюджет от риска недополучения бюджетных поступлений из-за резкого уменьшения налоговых ставок и отмены некоторых видов налогов.
Я боюсь, что сохранение столь высокой ставки НДС (у наших соседей Казахстана и Кыргызстана — 12%) ляжет тяжелой нагрузкой на предприятия, которые будут переходить от упрощенного к общему режиму. Именно из-за 20% ставки НДС для них налоговая нагрузка может возрасти. Особенно это касается предприятий сферы услуг для населения, где доля добавленной стоимости в выручке очень велика. Но нет возможности существенно уменьшить налогооблагаемую базу за счет зачетов или переложить часть нагрузки на следующее звено уплаты НДС — покупателя услуг (население НДС не платит). Это приведет к сокращению стимулов к добровольному переходу малых предприятий на общий режим и разукрупнению или сокрытию выручки предприятий с годовым оборотом более 1 млрд сумов. В результате:
легализация бизнеса и переход на общий режим налогообложения или добровольную уплату НДС не будут такими масштабными, как ожидалось,
некоторые виды наших товаров и услуг будут неконкурентоспособны по сравнению с соседними странами,
бюджет может недосчитаться доходов из-за сокращения налогооблагаемой базы.
2. В первоначальном проекте концепции предлагалось ввести налог на распределяемую прибыль вместо налогов на прибыль и дивиденды. Цели такого перехода:
сокращение налоговой нагрузки для предприятий общего режима налогообложения, а следовательно, и для предприятий, которые перейдут на общий режим в будущем (так как налогом облагается не вся прибыль, уменьшается налогооблагаемая база);
стимулирование инвестиций (инвестиционные расходы не облагаются налогом на распределяемую прибыль, следовательно, предпринимателю выгодно не «проедать», а инвестировать свою прибыль);
(и самое главное!) радикальное упрощение налогового администрирования. Дело в том, что налог на прибыль — самый противоречивый и сложный для расчетов среди всех налогов. Именно по нему возникает больше всего разногласий между бизнесом и налоговиками. Налоговики по понятным причинам не хотят признавать «неоправданные» расходы бизнеса и стремятся включить их в налогооблагаемую базу, а у бизнеса прямо противоположные задачи — вывести как можно больше денег (за счет увеличения расходов) из налогооблагаемой прибыли. В результате: а) налоговики получают мощный рычаг административного вмешательства в дела бизнеса, б) предприятия порой искусственно раздувают свои издержки, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. При переходе же на налог на распределяемую прибыль издержки бизнеса налоговиков интересовать не будут (за исключением небольшой группы расходов на личные нужды предпринимателей, которые, кроме дивидендов, включаются распределяемую прибыль), а у самих предпринимателей существенно сократятся стимулы эти издержки раздувать. Налоговое администрирование предельно упрощается для обоих сторон.
К сожалению, идея оказалась слишком революционной (даже грузинам понадобилось 12 лет, чтобы на нее согласиться). Правительство пошло на сокращение налогообложения прибыли (довольно существенное), но не решилось на переход к налогу на распределяемую прибыль.
Но еще, как говорится, не вечер. НДС, уверен, в будущем будет снижен. А может быть, Министерство финансов до конца года изыщет резервы и предложит его снижение уже в 2019 году? Мечты, мечты!
Что касается налога на распределяемую прибыль, то будем продолжать пропагандировать этот налог. Может быть, удастся убедить общественность и правительство быстрее, чем за 12 лет (столько времени понадобилось реформаторам, чтобы внедрить этот налог в Грузии).
Ну и, конечно, предстоит еще много работы по дальнейшему упрощению нашей налоговой системы и совершенствованию налогового администрирования. Эта работа будет вестись преимущественно в рамках подготовки новой редакции Налогового кодекса и Программы совершенствования налогового администрирования.
И все же это прорыв!
Но, несмотря ни на что, задуманная реформа — это прорыв. В результате ее реализации мы получим гораздо более совершенную модель налогообложения, нежели ту, что мы имеем сейчас. И надо отметить мужество правительства и президента, согласившихся на столь радикальные меры по снижению налоговой нагрузки и пересмотру сложившихся правил налогообложения. Думаю, это второй по важности шаг в нашей экономике после либерализации валютного рынка в 2017 году. Главное, чтобы не передумали, не свернули с выбранного пути и реализовали намеченное.
Попытаюсь более наглядно представить степень радикальности запланированных изменений.
Самой удачной налоговой реформой на постсоветском пространстве считается реформа в Грузии 2005−2009 годов, в ходе которой число налогов было сокращено (с 22 до 6), а по оставшимся налогам были сокращены налоговые ставки.
При этом налоговые поступления в бюджет стали расти уже в 2005—2006 годах в среднем на 30,61% в год. За четыре года после начала реформы налоговые поступления увеличились в 2,7 раза в реальном выражении. В 2009 году страна занимала 4-е место в мире в рейтинге «налогового ужаса» Forbes(Tax Misery & Reform Index)после Катара, ОАЭ и Гонконга.
В 2017 году реформа была продолжена, и вместо налогов на прибыль и дивиденды был введен налог на распределяемую прибыль.
Авторы первоначальной версии концепции ориентировались на итоговую модель налогообложения Грузии (2017 года). Параметры подписанной версии оказалась ближе к первому году грузинской реформы (2005 год). Причем по некоторым позициям мы пошли дальше грузинского правительства 2004−2005 годов. В частности, налоги на труд и на прибыль (включая дивиденды) у нас в 2019 году будут ниже аналогичных налогов в Грузии 2005 года.
Сравнительный анализ основных налогов в период реформ в Грузии и Узбекистане
Грузия | Узбекистан | |||||
2004 | 2005 | 2017 | 2018 | Первоначальная | Принятая концепция | |
НДС, % | 20 | 20 | 18 | 20 | 12 | 20 |
Подоходный налог, % | 12−20 | 12 | 20 | 7,5−22,5 | 25 | 12 |
Социальный налог / | 33 | 20 | 15−25 | 12 | ||
Страховые взносы, % | - | - | - | 8 | ||
Налог на прибыль, % | 20 | 20 | 20* | 14 | 25 (в скорректи- | 12 |
Налог на дивиденды и проценты, % | 10 | 10 | 10 | 5 |
* Налог с распределяемой прибыли.
Так что налоговая реформа только начинается. Предстоит еще много работы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Artem Tom
Отличная статья, спасибо Юлию Юсупову. Конечно, на мой взгляд, сильно сглажены углы в части критики неперехода на 12% ставку НДС. Предприятий малого бизнеса, которые пострадают, а мой взгляд, может оказаться намного больше 10%, и конечно же, именно мы, конечные потребители, будем оплачивать эти 20% НДС. В Дубае после введения 5% НДС в январе этого года, цены на ряд продуктов выросли в два-три раза (!), услуги также значительно подорожали. Если мы ставим цель наверстать все, что было упущено за прошедшие 27 лет, то и реформы должны быть революционными. Нынешняя реформа выгодна, в первую очередь, крупному бизнесу, в то время как целый ряд малых предприятий оказывается под ударом от перехода на 20% НДС. Конечно, хочется верить, что все будет именно так, как описывается здесь, но я почему-то не верю, что в конце следующего года они перейдут на 12% НДС. За этот год многие предприниматели начнут дробиться и к концу следующего года переход на 12% уже потеряет актуальность, т.к. малый бизнес предпочтет дробиться и оставаться на упрощенке. В следующем году произойдет взлет цен и уход малого и среднего бизнеса в тень, имхо. Чтобы стать Азиатским Тигром, нужно мыслить как Азиатский Тигр. Иначе, мы никогда не сможем коренным образом переломить ситуацию и добиться взрывного роста основных экономических показателей. Нам нужны кардинальные улучшения, т.к. время уже очень сильно упущенр. Наш ВВП всегр $32млрд в год ($970 в год на душу населения), у Казахстана $155млрд ($8000 в год на человека)! При росте в 5% в год, сколько лет мы будем расти до уровня Казахстана? А как обеспечить скачок, если данная реформа не доводят изначально поставленную задачу до конца? НДС нужно пересматривать, иначе толку от всено это этого не будет.
Aza Sad
Надо дифферцировать НДС по отраслям экономики! Без этого никак!
Александр Преображенский
“должны быть критически пересмотрены и сокращены виды деятельности, разрешенные к осуществлению индивидуальными предпринимателями“
Вот этот моммент в указе президента очень и очень негативный.
Как можно говорить о стимулировании экономического роста, при этом ограничивать возможности для индивидуальных предпринимателей? Именно индивидуальные предприниматели — действительно малый бизнес локомотив развития экономики, вам ли, Юлий Батырович, этого не понимать?!
В той же России, индивидуальные предприниматели вышли из тени и легализовались, платят 5% с выручки и развивают свой бизнес легально. А у нас же — пытаются сократить и так не сильно объемный перечень возможностей для ИП.
Когда уже законы будут писаться для людей, а не для бизнеса?!
Иван Застава
Продавцам НДС считать очень просто, а для производственников это задача очень сложная. От введения НДС пострадают все производственные предприятия малого бизнеса. Поскольку им придется нанимать дорогих бухгалтеров.
Piter Pen
50% новой редакции налогового кодекса так и останутся на бумаге без применения в реале. Почему то все думают, что уволив старых налоговиков это кардинально изменит ситуацию. Нет. Старая команда подсадит новых работников на ту же иглу. И опять будут прикрывать и крышевать. Новое бюро нужно для борьбы с теневикамии т.п. Не плохо было бы воссоздать старый добрый ОБХСС в новом формате. Надо заставить работать закон на деле.
Artem Tom
Александр Преображенский, согласен с вами. Больше всего боюсь, что сейчас многих ИПшников, которые оказывают услуги населению и торгуют на рынках, заставят переходить на ООО и платить по общеустановленному налогообложению. Представляете, что станет с ценами? Реформа, имхо, направлена на выгоду крупного бизнеса, а вот для малого бизнеса и ИП в том числе, все совсем не радужно.
Abdul Rashid
К сожалению, в части НДС приняли совет Всемирного Банка. А зря. В 32-милионной стране, где наблюдается стремительный прирост населения, молодое поколение могло бы найти себя в малом бизнесе, а не уезжать на заработки зарубеж. Данный закон выгоден для крупных предприятий. Малые же за бортом. И поэтому, увы, быстрого экономического рывка мы не увидим.
Уктам Хикматов
Дорогой Александр про ИП это косается в первую очередь нашим друзьям из рынка стройматериалов и урикзора которые крутят млрд а платчт всего нечего в год минималок 100 это максимум и говорят что седят на 1% от оборота один тока цемент дает в сезон дохода до 0.3 илм 0.4 млрд! это канется их впервую очередь ну и бонусом маленьких Ип это магазини в которыхмы с вами делаем покупки.!
Roman Nazarovich
Уктам Хикматов, совершенно верно, где логика в том, что ИП с оборотом более миллиарда сум платит фиксированные 8-10 минималок? Добрался до таких цифр — добро пожаловать в серьезный бинес!
Армен Акопян
Я так и не понял одно:
“установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц“
Тут не указаны юридические лица, у которых ЕСП был 25% (без гос доли). У них так же останется 25%? Просто указано, что уменьшается до 12% у тех юридических лиц, у которых было 15%
Оксана Клименко
Если концепция будет воплощена в таком виде, то в 2019 году нас ждет огромная дыра в бюджете. Налоги с налогооблагаемой базы по зарплате 12+12%=24%. А налог на дивиденды — 5 %. При нынешней системе работодатель платит работнику копейки по ведомости, а большую часть зарплаты — в конверте, и именно со своих дивидендов. И будет это делать до тех пор пока налог на дивиденды не уровняется с налогами на зарплату. То есть в 2019 году бюджет не досчитается примерно 24-5=19% налогов с реально выплачиваемых зарплат. Я так полагаю реформаторы рассчитывали, что у нас бизнес супер-пупер порядочным вдруг станет. С чего бы это вдруг? Зачем платить 24 %, даже если это не 22,5+8+15(25)=45,5(55,5)% как сейчас, то все равно зачем платить лишние 19%, если можно не платить? Никто ведь ничего не сможет проверить и доказать. При нынешней безработице у работников выбор небольшой. Далеко не каждый сможет требовать от работодателя полностью всю зарплату по ведомости с уплатой всех налогов. Работодатели этим пользуются сейчас и судя по концепции, также будут поступать и в будущем. В результате в 2019 году нас ждет такая дыра в бюджете, что вполне возможны задержки и даже невыплаты зарплат учителям и врачам. Короче, на исправление ситуации есть еще полгода. Нужно уровнять налоги на все виды доходов.
rtui rtui
В ОАЭ с января этого года ввели 5% НДС практически на все товары и услуги, как заметили выше. Это привело к реальному росту цен, понятное дело- бизнес не хочет терять свой барыш. Плюс ко всему, бизнесмены под шумок накрутили цены на многие товары, прикрываясь введённым налогом. В конечном итоге нагрузку на себе понесли потребители, а бизнес остался в существенном плюсе. Реформы нужны обязательно, но не безконтрольно отпустить бизнес. Надзор всё таки нужен, чтобы простой народ не платил налоги за бизнесменов. У нас и так огромный разрыв между бизнесом и простым людом, не в коем случае нельзя допускать необоснованного повышения цен, прикрываясь налогами. И вообще бизнес надо вытаскивать на свет Божий. А то получается, что один торгует картошкой на базарчике и не платит налоги, хотя по факту он не дехканин, а перекупщик. А второй официально зарегестрирован как ИП- арендует землю, платит за свет, воду, налоги платит всякие, а за готовый продукт выручку получает меньше, чем перекупщик.. Уравнять надо всех в правилах ведения бизнеса, только так все будут вести бизнес честно. Контроль и контроль, обязательно! По крайней мере, пока у нас народ не привыкнет к тому, что на халяву в рай поехать не получится.
Оксана Клименко
Armen Hakobyan — сейчас бизнес делиться на мелкий, немелкий и т.д. в зависимости от численности. 12 % будут платить все частники, и те, кто платил 25 % тоже. Но проблема даже не в этом. Проблема в том, что наш бизнес как сейчас не платит толком 15-25% на соцстрах, так и дальше 12 % платить не будет, как сейчас не хочет платить 22,5+8=30,5 % подоходный с пенсионным, так и дальше платить не будет. Бизнес сейчас большую часть зарплат платит с дивидендов. И дальше тоже с дивидендов будет платить, в конверте, мимо ведомости. Тут Министр финансов говорил, что у нас из 14 млн. налогоплательщиков платят налоги только 4,5 млн. 9,5 млн. — это именно те, кто получает зарплату в конвертах с дивидендов работодателей. Если не уровнять доходы бизнеса и простых смертных по налогообложению, то будет только хуже. Все усилия по реформе на смарку.
Армен Акопян
Оксана Клименко — почему я именно это спросил, там в тексте указано “снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц“. Т.е. как я понял, это снижение касается тех, у кого 15%. Про юр лица (не гос предприятия и не имеющие гос доли), которые платят 25% сейчас, ничего там не сказано. Вот это мне и интересно, что сними будет, так же 25% оставят или уменьшат до 12%???
Natalia Kondratova
Увы! Эйфория от разрушения и сверхкритического подхода к действующей системе налогов не даёт гарантий, что налоговая система после реформ станет лучше. Рано радоваться. Не говори ГОП пока не перепрыгнешь. Ка раз таки может получится с точностью до наоборот. КТО ТОГДА ОТВЕТИТЬ ЗА НАНЕСЁННЫЙ УЩЕРБ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ, БЮДЖЕТУ и ГРАЖДАНАМ!? БУДУТ ЛИ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ РЕФОРМЫ РАЗРАБОТЧИКИ И КОНСУЛЬТАНТЫ? И КАКОЕ ГОСИМУЩЕСТВО ХОТЯТ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ? УЖ НЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЛИ? Главное — это не наращивать внешний долг. Это тоже важный показатель независимости и стабильности Государства. Хочется чтобы информация по выполнению бюджетного плана и выполнение показателей ВВП после реформ, информация о внешнем долге публиковались ежеквартально.