Национальный почтовый оператор Узбекистана не отвечает современным требованиям, заявил на конференции #MITCROADMAP2018 в Ташкенте во вторник руководитель консалтинговой группы в области почтовой связи и инфокоммуникаций Евгений Биргер.

Компания «Узбекистон почтаси», несмотря на огромный потенциал, не справляется с действующими нормативами и традиционной деятельностью, отметил он. Имея 91 узел связи, 1753 отделения и 6900 работников, почтовый оператор в первом квартале получил выручку в размере всего 1,3 млн долларов.

Ежегодно компанией пересылаются 1,5 миллиона писем, 102 тысячи посылок и осуществляются 1,2 миллиона переводов — итого 0,5 отправления на жителя в год. В США этот показатель составляет 443 отправления, в Великобритании — 270. На постсоветском пространстве дела обстоят не лучше, но и там показатели в разы выше: в Эстонии — 27, в Беларуси — 20.

«Это просто невероятно. Государство и общество фактически почту не используют», — сказал Евгений Биргер.

За последнее десятилетие в общественном сознании укоренилось мнение, что почта — это архаичный и умирающий сервис. Однако почта — это важный институт государства, переживающий свое второе рождения, уверен он.

Причины нынешнего состояния почты в бывших советских странах общие — отсутствие понимания истинного предназначения почты, считает консультант.

«Почта — это институт государства, выполняющий социальные и институциональные функции. Социальные функции все знают — письма, посылки, переводы, платежи, социальные выплаты и, конечно, периодические издания», — отметил Евгений Биргер.

Почта выполняет важнейшие государственные функции — это национальная система адресации, учет адресов юридических и физических лиц, документооборот между гражданами, организациями и госорганами.


Эксперт представил проект модернизации почты — «Почта 2.0». «Прежде всего, речь идет о конвергенции почты и интернета. Вопреки расхожему мнению, интернет — это не могильщик почты, а ее реинкарнация на новом витке развития», — заявил консультант.

По его словам, у почты должны быть многофункциональные отделение — универсальные центры обслуживания населения, предлагающие, помимо услуг связи, разные сервисы. Это может быть универсальный доступ к финансовым услугам и инвестиционные продукты.

Почта может стать одним из игроков рынка перевозок. У нее должны быть свои транспортные средства, от городских малолитражек до междугородных фур, и логистические центры. «Это тенденции развития почты в мире».

Поскольку почта эволюционирует в направлении инфокоммуникаций, ее инфраструктура будет включать и датацентры, которые будут создаваться совместно с национальным оператором телекоммуникаций.

Важное направление — электронная коммерция, причем не только из-за доставки. «Будучи третьей доверенной стороной, почта способна обеспечить выполнение требования законодательства о защите прав потребителей и взаимной гарантии участников гражданского оборота».

«Почта 2.0 — это глубокая интеграция в деятельность организаций и в жизнь граждан», — подчеркнул Евгений Биргер.