Заместитель директора Национального агентства проектного управления при президенте Узбекистана Гузаль Исламова в интервью «Газете.uz» рассказала о том, как скоро проект Концепции реформирования налоговой системы перерастет в обновленные правила налогообложения и как будут меняться взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

— Как вы оцениваете реакцию налогоплательщиков на проект Концепции налоговой реформы?

— Живой отклик по концепции вызван тем, что этот вопрос давно назрел. У очень многих вызывает сложности текущий порядок налогообложения, это затрагивает каждого из нас. Система налогообложения пронизывает все аспекты жизни как физических, так и юридических лиц. Очень много людей приняли участие в обсуждении проекта как косвенно — в постах и комментариях в соцсетях, — так и напрямую, в обращениях. Хочу высказать всем благодарность, мы рассматриваем эти обращения.

Есть, конечно, вопросы, вызванные недопониманием концепции. Концепция — верхнеуровневый документ, в котором регламентируются идеи и порядок, который будет закладываться в Налоговый кодекс. Приходит много откликов, связанных с конкретикой: «Как я буду работать?», «Как я буду рассчитывать?» В концепции не определяется порядок расчета. Это будет рассматриваться на страницах Налогового кодекса, в конкретном нормативном документе, сейчас же мы говорим только об идее, основе.

Много вопросов связано с тем, что люди пытаются мерить текущие ставки налогов с предлагаемыми, например, на дивиденды. Предлагаемая ставка на дивиденды не означает ее прямое применение к действующему порядку уплаты дивидендов, который есть в Налоговом кодексе. Дивиденды — это чистая прибыль, которую собственник может изъять. В Концепции предложена 25% ставка налогообложения дивидендов, предлагается снизить до 20% и двухступенчатый порядок. Если предприятие получает прибыль, не нужно платить с нее налог, если она остается в предприятии.

Государство заинтересовано не сиюминутно получить налог с этой прибыли, ему выгоднее, чтобы предприниматель оставил эту прибыль внутри предприятия, расширял производство, производил новую продукцию, вносил свой вклад в ВВП. Это не сиюминутная, а стратегическая выгода.

Производя продукцию, он платит НДС. Расширение производства — это расширение рабочих мест, люди, получающие зарплату, тот же самый НДФЛ. Но как только предприниматель хочет изъять прибыль из своего предприятия и распределяет ее, на этом этапе предприятием уплачивается 15%, и дальше, когда сам предприниматель получает эту прибыль деньгами, его налог на дивиденды составит 5%, или 10% — сейчас это обсуждается. В текущем порядке — 10%, в предлагаемом — 5%.

Важно также помнить, что при подготовке документа такого уровня должны учитываться интересы как бюджета, так и предпринимателей. Найти баланс в этом очень сложно, нужно учитывать интересы всех. У бюджета не может не быть источника дохода: государство за счет чего-то должно обеспечивать выполнение своих функций, в том числе социальных: выплата пенсий, защита уязвимых слоев населения, поддержание инфраструктуры, образования, медицины и т. д.

— По данным Минэкономики, объем теневой экономики составляет свыше 50% ВВП. Доля малого бизнеса в ВВП оценивается также примерно в 50%. Какие возможности дает предлагаемая налоговая реформа малому бизнесу, чтобы работать легально?

— Концепция возвращает малому бизнесу понятие «малый бизнес». Сегодня то, что называют «малым бизнесом» — это зачастую предприятия и индивидуальные предприниматели, обороты которых составляют миллиарды сумов. Почему они приносят в бюджет всего 7% налоговых поступлений? Наличие возможности налоговой оптимизации приводит к дроблению, и «малым бизнесом» нередко называется предприятие, у которого обороты больше, чем у предприятия, находящегося на общеустановленном режиме налогообложения и содержит 2000−5000 человек. Такое предприятие нельзя назвать малым бизнесом. Когда мы говорим о малом бизнесе, нужно понимать, о ком мы говорим.

Большое число вопросов, получаемых нами, связаны с тем, как будет работать сфера услуг, в частности, консалтинг. Консультанту платят только в том случае, если у заказчика есть деньги. Система направлена на то, чтобы бизнес, который обслуживают консалтинговые предприятия, зарабатывал больше денег. Чем больше будет зарабатывать денег бизнес, тем больше смогут заработать те, кто оказывают консалтинговые услуги. При этом нужно также учитывать, что, как правило, консалтинг — это услуги категории business to business. Это означает, что даже при большой добавленной стоимости весь НДС может быть переложен на покупателя консалтинговых услуг и это не приведет к падению доходности деятельности консультанта.

Иными словами, несмотря на общее значительное снижение налогового бремени на экономику, каждый бизнес нужно рассматривать в отдельности.

— Какие стимулы даст концепция бизнесу, чтобы честно платить налоги?

— Во-первых, не нужно скрывать людей. Они будут официально получать зарплату. Это защита огромного количества работников, которые сейчас не могут отстоять свои права, потому что вынуждены получать зарплаты в конвертах.

Во-вторых, элементарные расчеты. Сейчас, чтобы выплатить зарплату ценному сотруднику, который приносит компании хорошую прибыль, работодатель как честный налогоплательщик должен отдать свыше 50% налоговых отчислений. В предлагаемом варианте он отдаст всего 25%.

— Средний размер зарплаты по итогам 2017 года достиг 1,4 млн сумов. Для низких зарплат 25-процентная ставка означает рост налогового бремени. Должна ли налоговая реформа идти с введением минимальной необлагаемой базы и минимального прожиточного минимума?

— Во-первых, все минимальные зарплаты в большей степени у бюджетных организаций. Регулятором начисления размеров окладов в этом случае является государство. Расходы на зарплаты бюджетникам заложены в расходной части с учетом всех налоговых выплат, и они балансируются в расходной и доходной частях бюджета. Поэтому скорректировать вопросы, связанные с зарплатами бюджетников очень просто — это просто изменение тарифной сетки.

Есть целый пласт населения, которое на свои зарплаты не может обеспечить прожиточный минимум. Насколько хуже они станут жить, если они и так живут плохо? И здесь государство обеспечивает им социальную поддержку в виде выплат и помощи; есть целый ряд программ по защите таких слоев населения, их никто не отменяет. Это во-вторых. Если регулятором вопросов, связанных с защитой малоимущих слоев населения, является государство, то почему вызывает опасение, что государство откажется от этих программ? Почему вызывает опасение, что государство перестанет их защищать или не усилит эту защиту? Почему люди считают, что при введении новой налоговой системы государство не будет выполнять свою функцию социальной защиты?

В-третьих, международные эксперты говорят, что при реформировании налоговой системы, в случае если бюджет не централизованный, его сложно будет регулировать. Именно для этого проводится централизация бюджета, чтобы государство могло своевременно направить денежные средства для финансирования тех сфер, где их не хватает. При этом нужно пересматривать действующий Бюджетный кодекс, потому что вопрос оптимизации бюджета сейчас очень актуален. В разных отраслях расходы должны планироваться по-разному. Например, в медицине в настоящий момент расходы выделяются не на то, чтобы вылечить пациентов, а на то, чтобы содержать их. Это неправильный подход.

Что касается предпринимателей, то они получают выгоду, так как не будет необходимости уплачивать ЕСП, задача теперь в том, чтобы сотрудники остались работать и дать им возможность больше зарабатывать. Снижается себестоимость продукции, так как затраты по зарплате сидят в себестоимости продукции, работодатель получает больше дохода — значит, есть возможность делиться с сотрудниками, повышая зарплаты.

— Если НДФЛ объединит налоги на доходы физических лиц и пенсионные взносы, какова судьба индивидуальных накопительных пенсионных счетов?

— ИНПС никто не отменяет, накопительные пенсионные счета остаются. Но мы прекрасно понимаем, что система пенсионных накоплений совершенно неэффективна. Во всех странах мира практикуются добровольные пенсионные накопления, но для этого система должна быть эффективной, прозрачной и выгодной. В пенсионной сфере работа только предстоит.

— Как выйдут из тени те, кто не уплачивает налоги с доходов, получаемых за услуги такси, репетитора, строителя и другие?

— С ними будет работать государство, и, более того, они тоже должны работать с государством. Посыл концепции в том, что максимально снижается налоговое бремя. Если вы честный налогоплательщик, то регистрируетесь как предприниматель, нанимаете в открытую сколько необходимо человек, платите с оборота определенную сумму — и все. Занимайтесь бизнесом открыто! Но если государство обнаруживает, что вы зарабатываете нелегально и не платите налоги государству, штрафы будут серьезными. Это справедливо. Репетитор может зарегистрироваться как частный предприниматель, заплатить фиксированную ставку и работать спокойно.

— В этом случае каждый должен уметь посчитать свой доход и налоги. За счет чего можно достичь этого?

— За счет простоты системы налогообложения. Один из главных постулатов: в Налоговом кодексе определение налогооблагаемой базы должно быть очень простым, чтобы упростить администрирование и расчет. Наша задача — написать Налоговый кодекс так, чтобы его мог понять любой предприниматель, окончивший среднюю школу. Кроме того, у нас, как и во всем мире, на рынке работают налоговые консультанты, которые занимаются тем, что оформляют налоговые декларации.