Опубликован проект Концепции по коренному реформированию налоговой системы, подготовленный согласно распоряжению президента от 13 февраля Национальным агентством проектного управления при президенте. Документ комментирует независимый экономист, директор Center for Economic Development Юлий Юсупов.

Если предлагаемые в проекте меры будут реализованы, то, не побоюсь это сказать, налоговая система Узбекистана станет одной из самых удобных для бизнеса в мире, а в нашей экономике произойдет самая настоящая революция. Революция, которая радикально улучшит бизнес-климат в стране. В чем суть предлагаемых изменений?

1. Радикальное упрощение налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, упрощение методов расчета налогов, категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.

Зачем это нужно? Правила, по которым работает налоговая система Узбекистана, очень сложны, противоречивы и не соответствуют международной практике.

Во-первых, много разных режимов налогообложения: для малого и крупного бизнеса, для торговли, для аграриев, финансовых учреждений, индивидуальных предпринимателей и т. д.

Во-вторых, много разных правил исчисления одних и тех же налогов для разных категорий налогоплательщиков и много разных налогов.

В-третьих, много отличий от мировой практики в определении налогооблагаемой базы (у нас налогом зачастую облагается то, что не облагается в других странах), особенно по налогу на прибыль и НДС.

В-четвертых, имеется огромное количество исключений, дополнительных правил, льгот, в том числе индивидуальных (для отдельных предприятий), при уплате налогов. Все это делает нашу налоговую систему безумно сложной и непрозрачной, увеличивает издержки налогового администрирования.

2. Радикальное сокращение налоговой нагрузки, прежде всего нагрузки на труд и на предприятия общеустановленного режима налогообложения, устранение разрыва в налоговой нагрузке между малым и крупным бизнесом.

Почему это необходимо сделать? Существующая у нас налоговая нагрузка (30−35% от ВВП) непосильна для развивающихся экономик. Такую нагрузку могут себе позволить только очень богатые страны. Не сократив нагрузки, мы не сможем обеспечить приемлемые темпы экономического развития.

Сокращение нагрузки должно касаться в первую очередь налогов на труд, которые у нас очень высоки, что не стимулирует рост занятости и поощряет теневую экономику.

Другой, не менее важный источник высокой налоговой нагрузки — непосильное налоговое бремя на предприятия общеустановленного режима налогообложения, что является источником огромного разрыва в налоговой нагрузке между малым и крупным бизнесом. При переходе от упрощенного режима к общеустановленному она может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности наших производителей.

3. Отказ от налогов с выручки (с оборота) и расширение круга плательщиков НДС. Вопреки международной практике, у нас широко применяются налоги с выручки. То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и прочее, а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в различные внебюджетные фонды для предприятий общеустановленной системы налогообложения (объединены с 2018 года в один платеж), единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания.

Зачастую в наших условиях даже НДС (налог не на выручку, а на ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ) превращается в свою противоположность — в налог с выручки. Дело в том, что уплата НДС построена по зачетам (когда продаете товар, платите НДС первоначально со всей стоимости товара, а потом уже вам делают зачет НДС, уплаченного ранее другими участниками цепочки). В нашей экономике плательщиков НДС очень мало, так как предприниматели предпочитают работать в упрощенном режиме, и поэтому в этой цепочке постоянно возникают разрывы, которые не позволяют принять в зачет ранее уплаченный НДС. То есть в конечном счете платить налог приходится не с добавленной стоимости, а с выручки.

Налоги с выручки, а также разрывы в цепочке уплаты НДС крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем больше налогов придется платить: имеет место двойное, тройное и т. д. налогообложение. В такой ситуации наша экономика обречена на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства, так как создать полноценный цикл производства: от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью — с такими правилами налогообложения просто невозможно.

4. Кардинальное совершенствование налогового администрирования. Необходимость совершенствования налогового администрирования связана прежде всего с тем, что до сих пор не внедрены передовые формы и методы электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля, не выработана эффективная система анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности. Это негативно сказывается на эффективности проводимых проверок и способствует необоснованному вмешательству в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства.

Основные изменения, предлагаемые проектом концепции

1. Отказ от налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима — отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018 году).

2. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки на труд: ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда. Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в Пенсионный фонд (8%).

3. Радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость: с 20 до 12%. При определении размера ставки ориентировались на наших соседей — Казахстан и Кыргызстан.

4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль (кроме коммерческих банков и страховых компаний). Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль: дивиденды и расходы предпринимателя, осуществляемые за счет компании, на личное потребление. То есть облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником. При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога — 25%. Задачи данной меры: а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения), б) значительное упрощение налогового администрирования (налог на прибыль — самый сложный для расчетов).

Кроме того, имеет место и сокращение налоговой нагрузки: вместо налога на прибыль (14%) и налога на дивиденды (10%) уплачивается налог в 25% при существенном уменьшении налогооблагаемой базы, так как с нераспределенной прибыли налог не платится.

5. Упрощенный порядок налогообложения упраздняется. При этом сохраняются особые режимы: а) для аграрных хозяйств с уплатой единого земельного налога и б) для индивидуальных предпринимателей с уплатой фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской деятельности.

6. Субъекты малого бизнеса, которыми теперь признаются юридические лица, имеющие годовой оборот не более 1 млрд сумов, получат право вместо НДС уплачивать налог с оборота (выручки) в размере 5%.

7. Индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим 1 млрд сумов, переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.

8. Планируется снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц и объединение его с земельным налогом в налог на недвижимость.

9. Меры по совершенствованию налогового администрирования в основном связаны с внедрением современных технологий взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, которые призваны улучшить качество предоставляемых услуг, повысить эффективность контрольных функций налоговых органов, а также с повышением ответственности налогоплательщиков.

Над концепцией еще нужно поработать. Для этого планируется организовать обсуждения. Но в целом, на мой взгляд, концепция замечательная. Ее реализация позволит существенно улучшить условия для повышения конкурентоспособности местной продукции, ускорения экономического развития и легализации теневой экономики.

Уважаемые налогоплательщики, поддержите Концепцию реформирования налоговой системы Узбекистана! Внесите свой вклад в будущее страны.

Принять участие в обсуждении проекта концепции

Национальное агентство проектного управления организует общественное обсуждение проекта концепции 29 марта в Узэкспоцентре (начало — в 10:00).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.