Специальный докладчик ООН по вопросам о свободе религии и убеждений Ахмед Шахид по итогам официального визита в Узбекистан отметил как позитивные изменения в стране, так и моменты, которые могут ограничивать практику вероисповедания. Своим заключением Ахмед Шахид поделился на пресс-конференции в Ташкенте 12 октября.

В течение 10-дневной поездки по Узбекистану Ахмед Шахид провел открытые обсуждения в Ташкенте, Бухаре, Фергане, Нукусе и колонии Жаслык, а также ознакомился с законодательством, регулирующим вопросы свободы вероисповедания и убеждений.

Среди позитивных изменений спецдокладчик ООН отметил утверждение плана действий по развитию сотрудничества Узбекистана с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Он приветствовал реформы, проводимые согласно Стратегии действий по развитию Узбекистана в области межконфессиональной терпимости и межэтнической гармонии.

Ахмед Шахид отметил распоряжение Президента Узбекистана о пересмотре отдельных дел о содержании под стражей, а также исключение 16 тысяч человек из списка членов религиозно-экстремистских течений. Граждане, «которые подвергались стигматизации или остракизму в результате предполагаемого религиозного экстремизма», реинтегрируются в общество

К положительным изменениям спецдокладчик также отнес разработку проекта закона об общественном контроле, создание народных приемных Президента и поощрение главой государства всеобщего доступа к образованию и ликвидации безграмотности.

Вместе с тем Ахмед Шахид обратил внимание на моменты, которые могут ограничивать практику вероисповедания. В их числе — уголовная ответственность за незарегистрированную религиозную деятельность (закон «О свободе совести и религиозных организациях»), обращение лиц, принадлежащих к определенной религии, в другую религию (прозелитизм), широкие полномочия государственных органов и махаллинских комитетов, в результате которых и был создан вышеупомянутый контрольный список (закон «О профилактике правонарушений») и другое.

«Несмотря на конституционную приверженность принципу светскости, государство во многих отношениях вмешивается в свободное существование вероисповедания либо во имя государственных интересов, либо в качестве блюстителя коллективных интересов», — подчеркнул Ахмед Шахид.

Он добавил, что режим чрезвычайных ограничений, устанавливаемых законом, поддерживается представителями правительства и государственных учреждений, руководителями признанных религиозных общин и отдельными членами гражданского общества.

Эти представители, по словам Ахмеда Шахида, убеждены, что такая политика оправдана обеспеченным в стране миром и стабильностью, борьбой с экстремизмом и подверженностью трудовых мигрантов за рубежом радикализации.

Некоторые из этих доводов опровергаются издержками в области прав человека, что привело к задержанию нескольких тысяч человек за связанные с терроризмом обвинения, за религиозные убеждения и практику, отметил спецдокладчик ООН.

«Нельзя жертвовать правами на свободу религии или убеждений для предотвращения насильственного экстремизма или противодействия ему, — подчеркнул он. — Это будет способствовать сужению, а не расширению возможностей, открывающихся в рамках текущих реформ».

«Право человека на свободу вероисповедания требует, чтобы осуществление этого права не подлежало предварительному признанию государством», — пояснил Ахмед Шахид. По мнению спецдокладчика, эти стандарты не выполняются в разрезе следующих направлений:

Регистрация

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» требует регистрации всех религиозных групп в Министерстве юстиции. В нем также предусматривается, что лица, преподающие религиозные вероучения, должны иметь специальное духовное образование и осуществлять деятельность с разрешения духовного управления.

Эти положения делают незаконным исповедование любой формы религии или убеждений в обществе без предварительной регистрации в качестве юридического лица. Однако многие религиозные группы не могут выполнять такие требования, как наличие постоянного представительства в 8 из 13 областей страны для регистрации на республиканском уровне или подача заявлений от имени 100 членов для регистрации в определенной местности.

Согласно международной практике, право проявлять веру публично или в частном порядке и в одиночку или в общине с другими людьми не исходит от признания со стороны государства, но является неотъемлемым правом.

Религиозная литература

Закон требует получения религиозными группами лицензии на публикацию или распространение материалов. Комитет по делам религий должен проводить обзор подготовленных материалов и утверждать их до распространения. Материалы включают в себя книги, журналы, газеты, брошюры, листовки и аудиовизуальные материалы, в том числе опубликованные в интернете.

Прозелитизм и миссионерская деятельность

Закон запрещает прозелитизм и обращение в веру, а лицо, нарушившее это положение, может быть приговорено к тюремному срок до трех лет согласно статье 216−1 Уголовного кодекса.

Представители власти и другие собеседники спецдокладчика ООН признали существование социального давления среди большинства мусульманского населения против обращения в веру, в то время как другие религиозные группы отметили, что не чувствуют большого общественного давления в случаях обращения в веру.

Хотя есть информация о том, что этнические узбеки, которые обратились в христианство, сталкиваются с преследованием и дискриминацией, существуют данные о том, что обращение в веру, которое воспринималось как добровольное, было удовлетворено.

Согласно некоторым сообщениям, социальная стигма по отношению к тем, кто отказался от ислама и принял другую религию, привела к трудностям в проведении погребений их тел, повлекла случаи захоронения таких лиц на отдаленных кладбищах или сложностях в проведении погребальных обрядов с использованием ритуалов другой веры. Вместе с тем отмечались и факты сотрудничества религиозных общин в подобных случаях.

Религиозные группы, нацеленные на прозелитизм, обычно подвергаются более серьезному социальному контролю, а соседи обращаются в правоохранительные органы, чтобы сообщить об их деятельности, говорится в заключении.

Религиозное образование

Государство запрещает детям до 16 лет исповедовать религию и посещать места отправления культа, поскольку считается, что дети должны завершить обязательное образование и сделать осознанный выбор, хотят ли они исповедовать религию, позже.

Мусульманские паломничества

«Я получил неоднозначную информацию о возможностях мусульман отправляться в хадж, — сказал Ахмед Шахид. — Официальные лица отметили, что число паломников в Мекку было установлено властями Саудовской Аравии через систему квот. Большинство паломников — старше 40 лет. Они объяснили: принято считать, что совершение хаджа свойственно мужчинам и женщинам преклонного возраста, а также что нет списка ожидания для желающих совершить хадж».

Ограничения в местах заключения

«Я смог посетить колонию Жаслык, — сообщил спецдокладчик ООН. — По словам администрации колонии, в ней содержатся около 700 заключенных. Я поговорил с несколькими из них, в том числе конфиденциально».

В колонии заключенные могут практиковать веру до тех пор, пока не нарушают внутренний распорядок, правила и расписание учреждения. Во время мусульманского поста верующие заключенные не обеспечиваются послезакатной и предутренней трапезами. «Тюремные власти ссылались на светскую приверженность конституции в качестве основания для непредоставления специального разрешения на исповедование веры», — отметил Ахмед Шахид. При этом он узнал, что заключенные, которые хотели соблюдать пост, могли свободно хранить некоторые продукты из стандартного рациона или из тех, что были отправлены семьями. Заключенные мусульмане могут молиться в рамках внутренних правил. В тюремное учреждение приглашаются имамы или представители религиозных организаций для выступлений с проповедью.

«Значительные усилия были направлены на реабилитацию заключенных, особенно осужденных за предполагаемых религиозный экстремизм», — сообщил спецдокладчик ООН. По его словам, некоторым были предложены возможности для досрочного освобождения или амнистии, принимая во внимания их раскаяние и хорошее поведение. «Тем не менее, я был информирован, что многие из них пребывают в колонии с дополнительными сроками от 1 года до 3 лет за нарушение требований режима отбывания наказания. В некоторых случаях дополнительные сроки в сумме могут превышать первичные сроки пребывания».

Отвечая на вопрос о впечатлениях от посещения колонии, Ахмед Шахид отметил, что его мандат не распространяется на общую оценку тюрем. Тем не менее, он рассказал, что пробыл в Жаслыке четыре часа, познакомился с тем, как содержатся заключенные, какие в учреждении правила и порядки, разговаривал с заключенными — как наедине, так и в присутствии других людей. Он отметил, что учреждение поддерживается в чистоте и порядке, заключенные обеспечены одеждой и обувью, почти все камеры отапливаются. Ахмед Шахид вновь уточнил, что не является экспертом в оценке пенитенциарных заведений, и предложил пригласить для оценки международных специалистов в этой сфере.

Экстремизм

«Одним из основных способов нарушения свободы религии является чрезмерно широкое толкование религиозного экстремизма», — заявил спецдокладчик ООН.

В своем заключении он перечислил статьи Уголовного кодекса, где описывается деятельность, которую можно отнести к экстремистской: 159, 156, 145, 244, 244−1, 244−2.

Ахмед Шахид сообщил, что для совершенствования правовой базы по борьбе с экстремизмом Генеральная прокуратура Узбекистана разрабатывает закон «О противодействии экстремизму», в котором будут определены такие понятия, как «экстремизм», «экстремистская деятельность» и «экстремистская организация». Он выразил надежду на проведение общественного обсуждения проекта закона.

По словам спецдокладчика, около 3 миллионов граждан Узбекистана работают за рубежом, в основном, в России и Турции, и многие его собеседники выразили озабоченность по поводу того, что низкая религиозная грамотность и статус мигрантов подвергают этих людей, чаще молодых, влиянию радикальных течений.

Власти ведут работу по решению этих проблем путем отправки официальных лиц за рубеж в качестве превентивной меры, предоставления информации об исламе и предотвращения радикализации через неосведомленный контакт с радикальными идеями и группами.

Другие выразили озабоченность, что это был способ контроля за деятельностью граждан за рубежом, в результате чего они и их семьи на родине были подвергнуты контролю. Подобно махаллинским комитетам, которые играют «важную роль в оказании пасторальной помощи», использование «чрезмерно широких определений экстремизма и неуважение неприкосновенности частной жизни вызывает большую озабоченность», сказал эксперт.

Спецдокладчик ООН подвел итог: «Несмотря на то, что конституция Узбекистана гарантирует свободу религии или убеждений в стране, на практике проявление свободы религии или убеждений подчиняется чрезмерным правилам, которые определяют приоритетность безопасности над свободой. Подход, применяемый правительством, как правило, способствует терпимости, а не свободе. Понимание свободы религии или убеждений ограничено, и необходимо повысить уровень грамотности как в вопросах религии, так и в вопросах религиозной свободы на всех уровнях».

«Традиция гармоничного сосуществования в Узбекистане различных сообществ обеспечивает плодородную почву для поощрения межрелигиозных отношений и процветания общества через выражение собственной идентичности каждого человека», — отметил Ахмед Шахид.

«У людей не должно быть необходимости включать самоцензуру, когда бы они ни говорили о религии или ни практиковали свою веру», — резюмировал эксперт ООН.

Полный текст: Предварительные выводы спецдокладчика ООН по итогам посещения Узбекистана