17 августа, четверг Afisha.uz Pixland.uz Spot.uz База знаний

Фото: Отабек Мирсоатов / УзА

Архивное фото.

Прием в вузы до 2021 года увеличится на 18%

Новое постановление Президента Узбекистана направлено на развитие системы высшего образования страны.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 20 апреля подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

Как отмечается в официальном комментарии к документу, распоряжением главы государства от 8 октября 2016 года была создана рабочая группа для изучения состояния системы высшего образования. Изучение показало, что в ряде вузов не соответствуют современным требованиям научно-педагогический потенциал, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, в системном обновлении нуждается материально-техническая база.

Документом утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017—2021 годы, включающая меры по «кардинальному совершенствованию» и «качественному повышению» уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами информационно-коммуникационных технологий.

В 48 высших образовательных учреждениях в 2017—2021 годах будут осуществлены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 180 объектов, включая учебные и научно-лабораторные корпуса, спортивные сооружения и объекты социально-инженерной инфраструктуры. В 53 вузах будут оснащены современным оборудованием 400 учебных лабораторий, а в 7 вузах будут созданы межвузовские научные лаборатории.

Впервые по каждому вузу отдельно утверждены адресные программы развития, которыми предусматриваются конкретные параметры и показатели новых направлений и специальностей, разработанных с учетом текущих и перспективных потребностей комплексного развития регионов и отраслей экономики страны.

Прием студентов на курсы подготовки бакалавров и магистров до 2021 года поэтапно должен быть увеличен на 18%. В настоящее время ежегодная квота приема составляет около 63 тысяч (не считая филиалы зарубежных вузов).

Создание новых студенческих мест запланировано за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта учебных корпусов, мест проживания студентов, информационно-ресурсных центров и других объектов, приобретения новых учебно-лабораторных комплексов.

Предусмотрено повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, включая направление преподавателей на повышение квалификации и стажировку, магистратуру и докторантуру в зарубежные вузы-партнеры, а также на курсы переподготовки и повышения квалификации при базовых вузах республики.

В процессе разработки программы каждый вуз установил партнерские отношения с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями США, Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции, Италии, России, Японии, Южной Кореи, Китая и других стран. На этой основе к образовательному процессу в вузах намечено привлекать ежегодно не менее 350 зарубежных преподавателей и ученых.

Постановлением предусмотрено введение системы надбавок преподавателям вузов за профессионализм, высокую эффективность и качество обучения, а также результативную воспитательную работу. Отмечается, что в этой сфере учтен международный опыт.

Правительству поручено в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию и кардинальному пересмотру деятельности Фонда Президента «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогов и научных кадров.

Образовательные и научно-исследовательские организации, выполняющие прикладные и инновационные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые по заказам предприятий, до 1 января 2022 года освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

При Кабинете Министров создается Государственная инспекция по надзору за качеством образования, основными задачами которой определены реализация государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования, а также проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Объем финансовых средств, которые будут направлены в 2017—2021 годах на реализацию программы, составит более 1,7 трлн сумов, из них 1,2 трлн сумов — на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и мест проживания студентов, свыше 500 млрд сумов — на оснащение учебно-лабораторным оборудованием, мебелью и инвентарем, создание межвузовских лабораторных комплексов совместного пользования, а также на внедрение ИКТ.

Комментарии

  • Jahongir Husanov 21 апреля 2017, 00:27

    Увелечения квот это хорошо, но главная проблема это коррупция в ВУЗах. Если есть лимит, то давайте сделаем так чтобы учились только достойные. Все начинается с низов системы образования. Пусть все поступают со своими знаниями, и дальше нужно контролировать успех этих студентов не допуская взяточничество. Без этого страдают все, и государство и экономика. Всем нужны честные и квалифицированные кадры. Очень хотелось бы такие вопросы поднимали профессиональные журналисты, нужен общественный контроль над такими проблемами.

  • Хамза Хакимов 21 апреля 2017, 00:43

    Колоссальный объем финансовых средств в размере более 1,7 трлн сумов, тем более впервые введение в практику и создание межвузовских лабораторных комплексов совместного пользования(!), создание Госинспекции по надзору за качеством(!) образования, а также целенаправленное увеличение квот на прием в ВУЗы — вот он крупный и твердый шаг в реформировании высшего образования в Узбекистане.
    а “турфирма“, пардон, фонд “истеъдод“ по отправке педсостава якобы на стажировку в за рубеж давно ждал кардинального пересмотра своей “деятельности“, и это вполне в духе эпохи, где наказание необратимо..

  • Наргиза Мухтарова 21 апреля 2017, 07:03

    Высшее образование, как и служба в армии, только для избранных, к сожалению. Очень хотелось бы перемен.

  • Timur Ahmedov 21 апреля 2017, 08:52

    Да не правильно все это. Занимаются освоением бюджетных средств из наших налогов.

    1. Отменить ограничение мест по контракту.
    2. Отсев произойдет на первой сессии (второй, третьей), по не успеваемости.
    3. Выгодно ВУЗУ, выгодно стране.

  • Славик К. 21 апреля 2017, 09:13

    Внимательно прочёл комментарии.
    Привожу простой пример — на всю страну готовится всего 40 архитекторов в год!
    Наша страна строится быстрыми темпами, а нам предлагают на рынок труда ВСЕГО 40 архитекторов!
    Прибавка в 18-20% даст “Большую Прибавку“ в 8 человек! Смешная прибавка.

    Отмените ограничение набора на контрактную форму обучения по востребованным специальностям, например, на архитекторов поступали в 2016г 250-300 человек. Из них 150 человек готовы были платить контракт (и я в том числе) — если бы институт принял 150 “контрактников“, то на обучении институт еще и заработал бы! А вот “взяток“ никто бы не получил в тестовом центре.
    Так что сдерживание набора в институты — прямая выгода коррупционерам. И это грустный факт.
    Мой ребенок в этом году уедет поступать за рубеж, т.к. веры в поступление здесь практически не осталось.

  • Виталий Киреев 21 апреля 2017, 09:34

    Timur Ahmedov, вы хоть представляете что будет означать отмена ограничения мест по контракту, какое это количество студентов, если считать что в средних ВУЗах пусть будет по 10 человек на место на одну специальность-факультет, всего в группу набирают в среднем 25 человек, то есть на поступление претендуют 250 человек из них в среднем дают 5 бюджетных мест, следовательно у вас контрактников будет 245 человек? А если говорить, о так называемом отсеве, то извините, для многих не секрет как именно сейчас закрывается большинство сессий, не говорю обо всех прям, но большинство это за бумажное “спасибо“. Так вот, теперь если вы, к примеру студент, заплатили 8-9 млн сум контракт, то неужели вы дадите такой колоссальной сумме денег улететь на ветер и конечно же сами впервую очередь не пожалеете 50-100 тысяч сум чтобы закрыть вашу неуспеваемость на сессии. И таких как вы будет 245 человек.

  • Nadira 21 апреля 2017, 09:35

    Работаем в вузе. Постоянная проверка, постоянная тревёжность

  • Турсинали Ахмедов 21 апреля 2017, 10:27

    Думаю Тимур Ахмедов предложил как победит коррупцию при поступлении в ВУЗ. А как победит коррупцию во время учебы в ВУЗе? Если найти способ победит эту “вторую волну“ коррупции, так называемый “отсев“ действительно пройзойдет.

  • Сапарбай Ерназаров 21 апреля 2017, 11:00

    Частично согласен с Тимуром Ахмедовым. Побольше востребованных профессий. Инженеров программистов и.т.д

  • Yuriy Naumov 21 апреля 2017, 11:33

    Критерием качества образования должна стать независимая (от ВУЗа) система тестирования знаний студентов. Причем это должны быть не только тесты с вариантами ответов, но и устный/практический экзамен, которые будут принимать потенциальные работодатели студентов вне стен этого ВУЗа. Результаты этой проверки должны сопоставляться с оценками студентами и если там выявляется большое несоответствие у многих студентов, то контролирующие органы смогут задать вопрос — почему ставились такие оценки.

  • Mirzaev Anvar Nurmatovich 21 апреля 2017, 12:24

    Где государственное участие — там и коррупция. “Да“ частным вузам!

  • Умид Назиркулов 21 апреля 2017, 12:54

    На примере ТУИТа: в период с 2005 по 2012 год, не было не одного представителя из ИТ компаний страны которые бы рассказывали о себе и приглашали на стажировку. Человеческий ресурс у нас в избытке. Ограничение на прием создано из простых вещей это количество парт и вместимость университета. Если увеличить прием в ВУЗу в два раза то качество этого образование снизится наверное пропорционально. Оно и так не блещет, хороших учителей с живым опытом в своей сфере это штучный товар, их практически нет (в сфере ИТ). Программа обучения далека от современной практики и жизненных реалий. Студент нагружается огромной теоретической базой не до конца понимания какие проблемы решают его знания и где они Сейчас применяются. Я уже писал что надо тесное принудительное взаимодействие работодателей и профильных институтов и вузов. Просто жалко что 5 лет студент чему то и как нибудь учится плохо понимания что же он будет делать потом и где работать.

  • Славик К. 21 апреля 2017, 14:02

    to Виталий Киреев
    Процесс под названием “Закрыть сессию“ — позорное явление! Особенно в медицинских и инженерных ВУЗах — оттуда выходят неквалифицированные “спецы“, которым доверить свое лечение или что-либо еще просто нельзя.
    Если будет Воля Руководства страны — то “закрывание“ будет полностью прекращено!
    Достаточно просто взять на независимый контроль сдачу экзаменов на сессиях, фиксировать ответы на видео, чтобы потом пересмотрев можно было увидеть несоответствие. Плюс — нашим “силовикам“ посадить таких “учителей“, что взятки собирают за экзамены — тогда и будет престижно учиться у нас.
    А пока.. пока этого не будет — студенты будут уезжать учиться в Турцию, Россию, США, Германию, Латвию и Польшу. И вряд ли они вернутся обратно сюда, после Европы или России.

  • Xmd Xmd 21 апреля 2017, 16:24

    ВУЗам необходимо дать большее “пространство для маневрирования“ для приема на контрактной основе студентов. При этом администрация ВУЗа должна самостоятельно принимать решения на сколько студентов и по каким направлениям, не взирая на единые тесты. Предположим ВУЗ сам разработает систему поступления на контрактную основу. Это дополнительный источник финансирования ВУЗа. Что касается трудоустройства окончивших ВУЗ, если за счет бюджета то государство обязано обеспечить работой, а если окончил по контракту — ищи работу сам. В дальнейшем рынок труда сам поставит все на свои места. Просто необходимо дать молодежи право на высшее образование.

  • Пулат Майлибаев 21 апреля 2017, 16:32

    Повышение квалификации преподавателей и обучение студентов за рубежом — пустая трата государственных средств! Система высшего образования задушена тупыми проверками и реформируется коренным образом по три-четыре раз в год, все завалены никому не нужной бумажной работой и трясутся от бесконечных проверок! Оставьте в покое и дайте поработать спокойно! Платите зарплату вовремя. оснастите оборудованием — потом чего-то требуйте!

  • Timur Ahmedov 21 апреля 2017, 16:35

    Виталий Киреев — вот когда вы перестанете мерить все мерилами СССР — тогда поймете.

    я учился там где брали всех, отсев по не успеваемости, было 6 групп по 60 человек, к финишу за 4 года пришли 4 группы по 25 человек в каждой.

  • Бахтияр Гулямов 21 апреля 2017, 18:29

    Главная проблема действительно коррупция в Вузах, особенно при поступлении. И все люди знают в каких Вузах какие таксы. И зачастую одаренные дети остаются за чертой списка поступивших в Вуз. Не должны абитуриенты сдавать тесты и экзамены в самих Вузах. Можно применить зарубежную или даже российскую систему (ЕГ) получения сертификатов по результатам тестирования в специальных центрах. И при достаточности баллов абитуриент подает документы в тот Вуз где его баллы достаточны для зачисления в студенты по профильным предметам.

  • Victor USSR 22 апреля 2017, 10:38

    Качество обучения, система контроля за успеваемостью и посещаемостью и т.д. — ниже плинтуса.. какие преподователи — такие и выпускники.. это один из результатов низкой заработной платы учителей.. существовавшую систему профтехобразования (ПТУ, техникум, ВУЗ) заменят вузовским образованием? Сейчас выпускники не могут трудоустроиться.. плановая система советского распределения испарилась.. даже от контрактников-выпускников требуют подтверждения трудоустройства — иначе не выдают диплом — это приводит к фальсификации.. а потом наверх и наверху отчитываются о полном трудоустройстве.. предложили работу отличному выпускнику Юрфака (ТГЮИ) — отказался, т.к. торговал пирожками на вокзале и это его удовлетворяло.. говорить и писать стратегии, программы и планы мер можно много.. а толку-ТО???

  • Александра- Асал Гафарова- Хан 22 апреля 2017, 16:47

    Надоели товарищи, которые пишут про взяточничество среди преподавательского состава. А кто им взятки-то дает??? Вы и даете, чтобы ни черта не делать.. Пишите, что нельзя в Вуз поступить.. учиться не пытались? Учителя и преподы вам виноваты? А сами вы много сделали, чтобы хоть что-нибудь сделать, выучить, достичь, изменить??? Правильно, ничего!!! Люди, пишущие элементарные слова с ошибками, пытаются говорить о мздоимстве и невозможности поступить без “бумажной благодарности“.. Да вы же сами на экзамены приходите со шпаргалками, телефонами, с “репетиторами“ на связи (будь они неладны)..А когда при “помощи“ таких ухищрений поступают, а потом еще и работать идут (страшно подумать — в школы, детские сады, больницы, поликлиники).. затем из них “получается“ горе-родители, которые свое чадо научить ничему не могут, которые говорят своим замечательным деткам: “А, ничего сынок (доченька), мы тебе все купим!“..О чем вы говорите??? Если нет спроса, то не будет и предложения..

  • David Khan 22 апреля 2017, 20:49

    Victor USSR
    а зачем нужна система контроля за посещаемостью, если будет налажена система контроля знаний?

    из моего опыта, самым лучшим контролем знаний были коллоквиумы Мадральской -- лектора ТУИТ по Истории Узбекистана.. на каждой паре лекций экспресс-тест по предыдущей теме..

    я вот только и помню, что лекторов которые из принципа не брали денег -- Мандральская Нелли Викторовна и Хамдам Абдуваитов..

    так, что стоит просто попросить выше указанных людей поделиться своим секретом высочайшего профессионализма, например в следующем интервью..

    у каждого их них есть свой секрет, как заставить аудиторию приходить и слушать лекции в полном составе.
    т.к программисты уже на 3-м курсе получали хорошие деньги(на 2008 у меня оклад был 400 тыс сум, когда в МВД предлагали только 150 тыс) и поэтому предпочитали заплатить 10 тыс за модуль и уйти на работу.

  • Патриот Родины 23 апреля 2017, 14:51

    18% маловато будет. Нужно отменить лимит на контрактную форму обучения. ВУЗы сами произведут естественный отбор по ходу первых 2-х семестров. Очень много талантливой молодежи с горящими глазами не могут получить высшее образование из-за недобора каких-то 5-10 баллов. Чем больше в стране люди с высшим образованием тем меньше проблем в будущем с молодежью. В настоящее время более 80% молодежи без работы. Хоть пошли бы учиться.

  • Шухрат Жумаев 23 апреля 2017, 14:58

    Моё мнение-Нужно повысить квоту. Сперва идут бюджетники, потом контрактники, следом- допконтрактники, НО УЖЕ У НИХ КОНТРАКТ +25% от обычного контракта, затем допдопконтрактники с +50% от обычного контракта! Хочешь учиться- ПЛАТИ!!!

  • Рустам Икрамов 29 апреля 2017, 09:04

    Победить коррупцию в ВУЗах можно только одним путём. Повышение зарплат до достойных преподовательскому составу. Как вспомогательный мктод можно применить неограниченный приём на контракт за доп оплату вместо вступительных экзаменов. Т.е. та же взятка, но в карман ВУЗа официально. Скажем эквивалент $2000. И конечно же надо пересмотреть сложность тестов. Даже человеку с высшим образованием по специальности большая часть вопросов недоступна. Что уж говорить о детях. Главное чтоб у начальства было настоящее желание сделать порядок. А методы найдутся. На голодный желудок никто не откажется от поборов.


Добавить комментарий

Авторизуйтесь через один из сервисов, где вы уже зарегистрированы (OpenID или OAuth):

Выйти

Спасибо, ваш комментарий был успешно отправлен редакции сайта на проверку.
К публикации допускаются только интересные и информативные комментарии.

Реклама



Последние новости

Популярное