В разговорах «бывалых» автовладельцев часто всплывает вопрос о том, имеет ли право инспектор ДПС сесть за руль автомобиля нарушителя, чтобы отвести автомобиль на штрафную площадку. С учетом изменений, произошедших в законодательстве Узбекистана за последние годы, возникают и сопутствующие вопросы: что делать с тем, что инспектор не включен в страховку? А как насчет того, что владелец транспортного средства не доверял управление инспектору? Задержание транспортного средства при этом может быть именно по причине отсутствия у водителя доверенности, а сам водитель-нарушитель устного согласия на управление дать не может. Даже если бы и дал — кто будет нести ответственность в случае, если по дороге на «штрафку» произойдет ДТП с участием инспектора? Должен ли водитель ехать на штрафплощадку? Где оформляется протокол досмотра? В какой момент переходит ответственность за сохранность автомобиля и, главное, к кому?

На все эти вопросы ответы есть в законодательстве, но, к сожалению, обыватель обычно более-менее детально знаком только с Правилами дорожного движения, более продвинутые — с Кодексом об административной ответственности, но и в последнем случае формулировка ограничивается сухим «Порядок доставления, помещения и хранения в местах стоянки транспортных средств, задержанных за нарушения законодательства… устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан». А что это за порядок — ссылок в кодексе нет.

Мы решили поделиться с читателями нормативным документом, регулирующим порядок доставления, помещения и хранения автомобилей. Речь идет о постановлении Кабмина №149 от 25 мая 2011 года, текст которого доступен в Национальной базе данных законодательства LexUZ. В этом документе правительство четко регламентирует процедуру. И, что удивительно, она разительно отличается от того порядка, который пытаются применить автоинспекторы, требующие у водителя выйти из-за руля и передать им управление.

Согласно этому документу, так называемые «штрафплощадки» — это фирмы (юридические лица), то есть подрядчики, отбираемые органами УБДД на конкурсной основе и оказывающие платные услуги. Пункт 1 Положения о порядке доставления, помещения и хранения в местах стоянки транспортных средств, задержанных за нарушения законодательства, утвержденного постановлением, устанавливает, что инспектор должен связаться с дежурным диспетчерской службы УБДД после того, как он решит задержать транспортное средство, и уже диспетчерская служба должна незамедлительно прислать на место оформления представителей подрядчика, оказывающего услуги доставки и хранения транспортных средств, с техническими средствами (эвакуатором).

Инспектор, задерживающий транспортное средство, должен на месте задержания (т. е. на месте, где он остановил автомобиль, а не по прибытии на штрафплощадку) оформить как протокол об административном правонарушении, так и акт досмотра, содержащий описание автомобиля на момент задержания, а также опись вещей, находящихся в нем. Данный акт составляется инспектором в трех экземплярах, один из которых должен быть передан водителю, второй приложен к протоколу, а третий — передан прибывшему представителю штрафплощадки.

Водителю задержанного транспортного средства не нужно ехать за автомобилем на штрафплощадку, все необходимые процессуальные действия и оформление документов, согласно положению, должны быть выполнены до передачи транспортного средства представителю штрафплощадки.

Ответственность за сохранность транспортного средства до передачи представителю стоянки несет соответствующий государственный орган (т. е. УБДД), а после передачи — фирма-владелец стоянки.

Итак, если вас остановили и обвиняют в нарушении, предусматривающем задержание вашего автомобиля на штрафной стоянке, требуйте, чтобы инспектор сообщил о задержании в дежурную часть, чтобы те прислали представителя штрафплощадки с эвакуатором. Пока вы ожидаете прибытия эвакуатора, инспектор должен составить протокол об административном правонарушении, в котором он делает пометку о том, что водитель отстранен от управления, а транспортное средство задержано и передается на хранение на штрафную стоянку.

По прибытии эвакуатора (водитель которого должен при себе иметь доверенность от своей фирмы) составляется акт досмотра, после чего опечатываются двери, капот, багажник, топливный бак автомобиля, вы забираете копию акта с указанием адреса штрафной стоянки и можете двигаться по своим делам дальше, готовиться к разбирательству в УБДД или суде и надеяться на положительный для себя исход дела.

В положении не говорится, кто должен платить за услуги по доставке и хранению автомобиля. Вернее, говорится — и это должен сделать водитель — прежде, чем он сможет забрать автомобиль с разрешения задержавшего органа после вынесения решения по делу. Даже если дело прекращено производством и вина водителя не подтвердилась, то, следуя букве положения, водитель должен оплатить услуги стоянки. Полагаем, в дальнейшем эта сумма должна быть взыскана в порядке гражданского производства с государства, по вине представителя которого водитель понес убытки. Но это — тема для отдельного материала.

Удачи на дорогах, и помните, что лучше в таких ситуациях не оказываться. Не нарушайте ПДД.