Политология в Узбекистане — относительно молодая наука. Как научная и учебная дисциплина она была введена с первых лет обретения страной независимости. С тех пор в ряде университетов республики функционировали факультеты и кафедры, специализировавшиеся на этой дисциплине и обучившие сотни и тысячи студентов, которые получили дипломы политолога. Немало политологов, как исследователей, так и преподавателей, прошло стажировку в ведущих зарубежных научных центрах и университетах, приняло участие в международных научных конференциях и семинарах.

За прошедший период многие политологи защитили диссертации кандидата и доктора политических наук. При этом следует отметить, что в мировом сообществе появился и растет интерес не только к региону Центральной Азии и Узбекистану, но и к работам узбекистанских авторов. Мнения и экспертные оценки отечественных аналитиков очень востребованы на мировом аналитическом рынке. Однако сегодня они представлены на этом рынке очень слабо и спорадически.

Тем временем, мы читаем преимущественно исследовательские труды и аналитические работы зарубежных авторов о политических процессах в Узбекистане. Мы узнаем о своей стране от других и очень редко от своих, отечественных аналитиков. Даже если и выходят какие-то труды узбекистанских политологов, они часто не дотягивают до уровня и качества трудов зарубежных ученых. В Узбекистане очень слаба научно-теоретическая и ресурсная база политических исследований. Мировая политология и связанные с нею научные направления, как и всякая другая наука, развиваются огромными темпами и выдают продукцию, так сказать, с высокой добавленной стоимостью. Отечественная же политология оперирует во многом устаревшими научными концепциями и зачастую псевдонаучными догмами и поэтому отстает от современных научных достижений в этой области. Лишь отдельные политологи-индивидуалы Узбекистана вышли на уровень мировых стандартов в академическом смысле, однако «узбекистанская школа политологии» так и не была создана.

Более того, в Узбекистане в судьбе этой молодой науки, которую справедливо называют профессией XXI века, произошло невероятное событие. С начала 2013 года было объявлено, что все факультеты и кафедры, специализировавшиеся на политологии, официально закрыты. Закрыты также советы по защите докторских диссертаций по политологии. Фактически, подготовка кадров в этой области науки прекращена. Трудно найти объяснение факта закрытия кафедр политологии в Узбекистане, но хочется верить, что это временное решение. Слабость или отсутствие востребованности научных исследований в той или иной области науки не может быть причиной ее закрытия. Политологию в Узбекистане, очевидно, надо развивать и даже, если можно так выразиться, реформировать. Без нее как в академическом сообществе, так и в общественном сознании будет появляться дефицит специальных знаний, который может компенсироваться недоброкачественными сведениями, поверхностными исследованиями и, конечно, продукцией, пусть даже качественной, зарубежных ученых о нас самих. Ситуацию надо исправлять.

Прежде всего, на мой взгляд, надо обратить внимание на несколько важных и первоочередных задач.

1. Во всех странах существует так называемый институт политических обозревателей. Как известно, они в основном выступают в СМИ и предоставляют свой аналитический обзор тех или иных политических событий. Это достаточно важная работа по освещению, оценке и интерпретации происходящих событий. Что делают наши политобозреватели? (Правильнее было бы спросить, а есть ли у нас профессиональные политобозреватели?) Те, кого мы иногда видим по телевидению в этом качестве, не выдерживают критики касательно профессионализма. Возьмем, к примеру, передачу «Тахлилнома». Само название вроде требует от авторов именно аналитического содержания передачи, но на самом деле мы получаем компиляцию сюжетов информационной программы «Ахборот» за прошедшую неделю, другими словами, расширительную версию «Ахборот». Политобозреватели во всех странах сегодня обсуждают события на Ближнем Востоке, Украине, проблему центральноазиатских мигрантов в России, ситуацию в соседнем Афганистане и т. д. Почему наши обозреватели молчат на эти темы?

2. Если брать проблему шире, у нас сильно заморожен политический дискурс как таковой. В научных и аналитических центрах, клубах, политических партиях, университетах, молодежных организациях и т. д. не ведется серьезный и критический политический дискурс. Мы заметно отстаем в этом от соседних стран, где культура политических дискуссий и аналитика развернуты достаточно масштабно.

3. В других странах политологи работают как политические консультанты в или при государственных структурах. Как эксперты и специалисты они вовлечены в процесс разработки решений имеющихся проблем и задач внутренней и внешней политики государства. Необходимо создавать механизм оказания экспертных услуг политологов для госструктур. В частности, широко применяемую в развитых демократических странах практику парламентских слушаний, на которые приглашаются эксперты, было бы целесообразно ввести и в Узбекистане, что, несомненно, улучшило бы процесс разработки политических решений.

4. В начале 1990-х годов в Узбекистане была создана Ассоциация политических исследований, которая стала первой попыткой объединения политологов страны. К сожалению, в силу разных причин она не смогла функционировать эффективно. В октябре 2001 года по инициативе Института стратегических и межрегиональных исследований прошла республиканская конференция, посвященная проблемам развития политической науки в Узбекистане, в которой приняли участие около 100 ученых и специалистов из 16 университетов и научных институтов страны. Среди прочего, участники в своих итоговых выводах и рекомендациях выдвинули инициативу воссоздания Ассоциации политологов Узбекистана, а также образования Республиканского научно-координационного совета по проблемам политических наук. Была также выдвинута идея создания негосударственных аналитических центров политических исследований. Однако все это осталось не реализованным. Возможно, следует снова провести аналогичную конференцию и обсудить пути возрождения и дальнейшего развития национальной школы политических исследований в Узбекистане.

5. До того, как политология как специальность была закрыта в стране, кафедра политологии функционировала в Национальном университете Узбекистана, причем она считалась профилирующей кафедрой для всех университетов страны. На базе этой кафедры до 2011 года работала достаточно сильная в профессиональном отношении группа преподавателей и ученых. Сегодня на ее месте функционирует кафедра с таким же названием, но уже не выпускающая профессиональных политологов, а обслуживающая другие факультеты НУУз, предоставляя им предмет политологии для обучения. При этом появился удивительный парадокс: страна перестала готовить политологов, а политология читается в некоторых университетах в ряду других обязательных гуманитарных курсов. Спрашивается: кто же читает и будет в дальнейшем читать курс политологии в университетах, если сама специальность политологии закрыта? Нелепость ситуации очевидна, и ее надо исправлять. Поэтому необходимо вернуть политологию как специальность и возродить отделения вузов и кафедры, готовящие профессиональных политологов в полном объеме.

В заключении хотелось обратить внимание на то, что всякая подобная проблема заключает в себе вопрос: зачем? Другими словами, нужна ли нам политическая наука? Простейший ответ на это вопрос мог бы быть следующим: это наука, как и всякая другая наука, она нужна, она самоценна как отрасль знаний. Более практический ответ можно сформулировать таким образом: особое значение и особое место политических наук в обществе и государстве предопределяется тем предметом и объектом, которыми они занимаются и специфической миссией профессии политолога.

Выдающийся современный американский политолог Збигнев Бжезинский обратил внимание на явление нынешнего «политического пробуждения масс» («political awakening») во многих странах мира. XXI век — не просто эпоха мощного развития технологий и средств коммуникаций, но и во многом благодаря всему этому — эпоха мощного политического пробуждения народов. Это, в свою очередь, требует мощного аппарата наблюдения и исследования процесса и открытия новых закономерностей современной политики.

Другой патриарх американской политической мысли Ганс Моргентау в свое время заметил: «Как часто политики мотивировали свои действия желанием улучшить мир, но заканчивали тем, что делали его хуже! И как часто они, преследуя одни цели, достигали совершенно других, которых они не ожидали и не желали!» Это говорит нам о том, что люди, которые называются политиками, не в силах сами охватить все многообразие и сложность политического процесса и в целом окружающей жизни и, несомненно, нуждаются в мудрецах — политических аналитиках, консультантах, советниках, как это был всегда.

Наконец, уместно вспомнить и нашего великого предка Амира Тимура, который в своих Уложениях так описывал один из 12 законов величия и основы своего государства: «Потомки пророка, ученые, шейхи и законоведы были допущены в мое общество; моя дверь была всегда открыта для них; они составляли украшение и славу моего двора. Часто я советовался с ними о вопросах, касавшихся религиозного порядка, управления и наук; от них я узнавал, что дозволено законом и что запрещено».

Из трех вышеприведенных мыслей я бы извлек одно общее схематическое заключение, обосновывающее востребованность политической науки для нашего государства. А именно: знание законов политики и управления — доведение этих законов до политиков — открытость и признание со стороны политиков тех, кто является носителями и производителями этих знаний.

Политология как профессия XXI века ждет своего признания и поддержки.

Об авторе

Д-р Фарход Толипов — директор негосударственного образовательного учреждения «Билим карвони» («Караван знаний»). Преподавал курсы по политологии и международным отношениям в ведущих ВУЗах страны.

Кандидат политических наук. Специализируется в области современной геополитики, теории международной безопасности, региональной интеграции в Центральной Азии.

Стажировался в Оборонном колледже НАТО (Рим, 1997, 2013), Гарвардском университете (США, 1999), преподавал в Университете Штата Джорджия (США, 2004). Читал лекции в Центре имени Дж. Маршалла (Германия, 2004, 2005), Женевском Центре по изучению политики безопасности (Швейцария, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011), Гаврском Университете (Франция, 2010), Академии ОБСЕ в Бишкеке (2004, 2009г).

В 1998-2002 годах работал в Аппарате Президента Узбекистана.

Автор более 100 научных публикаций в зарубежных и местных научных журналах, совместных сборниках статей и монографий. Автор монографии «Большая стратегия Узбекистана в условиях геополитической и идеологической трансформации Центральной Азии», соавтор коллективной монографии «Центральная Азия: геоэкономика, геополитика, безопасность».

Член редакционного совета журнала «Центральная Азия и Кавказ» (Швеция), член группы консультантов журнала «China and Eurasia Forum Quarterly» (США), член Общества Центрально-Евро-Азиатских исследований (CESS), член группы экспертов ПИР-центра (Москва) и журнала «Индекс безопасности».