Технико-экономическое обоснование генерального плана города Ташкента было рассмотрено на заседании Общественного совета по проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы.

Генеральный план реконструкции города Ташкента и его пригородной зоны рассчитан на период до 2030 года с выделением первой очереди строительства на 2020 год. В ТЭО генплана определены базовые основы, принципы и ключевые параметры перспективного развития столицы и пригорода, сообщается на сайте Econews.uz.

На заседании отмечалось, что наиболее уязвимыми элементами среды в городе являются водные объекты, такие как река Чирчик и запитанные из нее ирригационные правобережные и левобережные каналы. В наибольшей степени захламлена и не обустроена прибрежная зона реки Чирчик, которая нуждается в расчистке от производственных объектов и складировании мусора. Реке просто необходимы благоустройство и озеленение на протяжении всей поймы.

Площадь крупных предприятий города достигает 1916,2 га. В настоящее время количество крупных предприятий в Ташкенте поэтапно сокращается. Снижается надобность в части некоторых производственных земель и помещений. Площадь неэффективно используемых территорий в промзонах на сегодняшний день достигает 1200 га.

По плану многие строительные и автотранспортные предприятия будут перепрофилированы или выведены за пределы города. Предусматривается оптимизировать функциональное назначение территорий промзон, расположенных рядом с существующими жилыми районами и создать полноценные санитарно-защитные зоны.

Анализ транспортной сети города показал, что Ташкент не имеет законченной структуры магистральной уличной сети и полных транспортных развязок для непрерывного движения транспорта, что не обеспечивает пропуск транспортных потоков на отдельных участках.

Дальнейший рост интенсивности на улицах приведет к снижению безопасности движения, возникновению заторов, возрастанию уровня шума и загазованности. Поэтому в плане предусмотрено развитие транспортной сети, в которой основная роль принадлежит полноценным, секущим город магистралям непрерывного движения, позволяющим снять транзитный поток через центр и создать дублирующие связи для разгрузки транспортного потока, исключив образование пробок.

Экологическая проблема подземных канализационных сетей связана с аварийными утечками стоков в грунтовые воды и грунты, что отражается на загрязнении почвогрунтов и грунтовых вод аммонийным, нитритным и нитратным азотом. В Ташкенте ежегодно образуется до 650 тысяч тонн твердых бытовых отходов, 10% которых подвергается промышленной переработке и обезвреживанию, остальные вывозятся на полигоны и свалки. В генплане предусмотрена реконструкция сортировочных станций и развитие структуры по переработке и утилизации отходов.

Оценка специалистов также выявила, что территория города имеет недостаточную площадь озеленения. Зеленые зоны в городской черте являются важным реабилитирующим фактором не только в создании микроклимата и очищения атмосферного воздуха от пыли и газов, но и выполняют мелиоративные функции для улучшения водно-физических свойств почвогрунтов. Особое место будет занимать развитие природно-парковых зон и посадка лиственных деревьев, а также создание скверов, парков и бульваров.

ТЭО генерального плана Ташкента выбран вариант умеренного территориального развития города, в котором предполагается увеличение площади столицы до 41,8 тысячи га. В настоящее время площадь столицы составляет 33,155 га. Территория города будет расширяться за счет присоединения к ней частей определённых районов, считающихся в настоящее время пригородом.

Econews.uz отмечает, что встреча была плодотворной, по ряду пунктов представители общественности высказали свои предложения и пожелания. По завершении заседания было решено дополнительно проработать представленные проекты и дать свои предложения в ближайшее время, если таковые появятся у общественных экспертов.

Общественный совет по проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является консультативным совещательным органом, призванным дать возможность общественным организациям и гражданам участвовать в принятии управленческих решений Госкомприроды в сфере окружающей среды и рационального природопользования, формировании и осуществлении экологической политики, а также подготовке проектов нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.