Возможность пообщаться с обладателем звания «Гордость Узбекистана», рефери ФИФА высшей категории, лучшим рефери мира по итогам 2011 года и четырехкратно признанным лучшим рефери Азии предоставил оператор мобильной связи Ucell. Равшан Ирматов является корпоративным лицом этой торговой марки.

Запланированная встреча с Равшаном Ирматовым состоялась, несмотря на его очень плотный график и некоторое недомогание из-за зимней простуды. В течение полутора часов Ирматов ответил на более чем 30 вопросов журналистов. Ответы на часть из них мы приводим ниже.

– Нынешний год в Узбекистане по инициативе Президента был объявлен Годом семьи. Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

– Семья – мои родители, супруга и дети – это мое богатство, это то, без чего я бы никогда не смог добиться в жизни того, чем обладаю сегодня. По роду деятельности мне постоянно приходится бывать в разъездах. Люди, которые часто находятся за рубежом, знают, как это важно – тепло и уют домашнего очага, где тебя ждут после долгого возвращения. И только это помогает выдержать разлуку и вообще держаться.

С рождением детей моя жизнь изменилась. С их появлением возникли новые цели, задачи: это совершенно другой уровень существования – знать, что тебе есть, для кого жить. У меня их двое: Билол и Ясмина, они еще совсем маленькие, им недавно исполнился годик. Недавно я попросил супругу повесить мой портрет в гостиной, так как дети из-за частого отсутствия перестали меня узнавать (улыбается). Это, конечно, шутка…

Я еще пока не знаю, кем они станут, когда вырастут, какую выберут профессию, человек ведь сам должен выбирать свое будущее. Но во всем буду полагаться на их выбор, во всем буду поддерживать.

– Насколько отразился на вашей жизни карьерный рост?

– Стали чаще узнавать на улицах, подходят с просьбой дать автограф. Но основное последствие – острая нехватка времени. Вызывают на разные матчи – международные, внутренние, дерби. Времени практически не остается. Но это моя работа, и я получаю от нее огромное удовольствие, поэтому практически не устаю.

– Во время поездок бывает ли у вас возможность знакомиться с местными достопримечательностями?

– Я побывал в очень многих странах, в Азии, например, во всех странах. Свободного времени почти не остается, поэтому предпочитаю отдыхать в гостинице, готовиться к матчу. В Южной Африке главной достопримечательностью было постоянно чувствовать человеческое тепло, радушие. Еще один фактор – экзотика. По понятным причинам нас, судей, изолировали от всех других участников чемпионата мира. Специально возведенный отель был отделен от остального мира высоким ограждением. Это было незабываемое сочетание – комфорт внутри здания и дикая природа снаружи, наблюдать разгуливающих львов, жирафов и других животных. Словно в зоопарке, только наоборот: на свободе находились животные, а мы были за ограждением! Еще одним поразительным открытием стали стадионы, особенно в Кейптауне. Не знаю, будут ли построены подобные в ближайшие 20-30 лет в Европе. Долго находился под впечатлением от посещения музея Нельсона Манделы: какие были времена раньше, и как сегодня все разительно изменилось. Во всех странах, где приходилось бывать, всегда хожу в музеи истории, мне это очень интересно.

– Каково ваше мнение о подготовке судейских кадров в Узбекистане? И что бы порекомендовали молодым людям, стремящимся стать профессионалами в своей области?

– Уровень кадровой подготовки спортивных судей в Узбекистане растет год от года. Созданная пять лет тому назад специализированная школа судей ежегодно выпускает более 30 специалистов. Каждая их игра подробнейшим образом анализируется, каждая тренировка – под пристальнейшим контролем. Кроме того, ежегодно не менее двух молодых судей из Узбекистана становятся участниками азиатского проекта подготовки судейских кадров «Проект будущего», в который со всей Азии отбираются 15 лучших из лучших молодых специалистов, начиная с 17 лет. Впоследствии они автоматически становятся рефери ФИФА. При таком уровне подготовке можно на сто процентов быть уверенным, что из ребят выйдут хорошие судьи.

У нас часто происходит обмен мнениями, дискуссии по игровым эпизодам. Мне также есть, чему у них поучиться. И если бы я сказал, что знаю все о своей работе, это бы наверняка означало творческую смерть.

Хочется пожелать нашим ребятам, молодежи, чтобы они гордились своей страной, чтобы знали, что каждый гражданин Узбекистана, какую бы профессию он ни выбрал, в своей профессиональной деятельности может стать не просто хорошим специалистом, но и лучшим в мире. Хочу, чтобы они всегда помнили, что все возможно.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей подготовке к матчам.

– Психологическая подготовка – важнейшая составляющая часть в нашей работе. Перед началом игры дотошным образом изучаю команды, которые мне предстоит судить. Отсматриваю все сыгранные ими последние матчи. Идентифицирую, внимательнейшим образом изучаю игроков: что можно ожидать от каждого. Ведь ради результата многие из них готовы на все. Нужно заранее предвидеть, какие могут возникнуть проблемы, и быть готовым к ним. Судье нужно всегда быть начеку, не дать себя обмануть, поскольку он должен олицетворять справедливость на поле.

– Какие человеческие качества необходимы представителям вашей профессии?

– Сильный характер, психологическая устойчивость, терпение. Ведь на судей оказывается очень мощное давление: и игроками, и тренерами, и прессой. Если вы готовы ко всему – это уже сто процентов успеха.

Взять, к примеру, такой эпизод, когда в одном из последних матчей «Манчестер Юнайтед» судьей был удален Компани. Было видно, что это он сделал под влиянием, а, точнее, давлением Руни: показал красную карточку. Был бы судья более устойчивым, он сказал бы, что контакта не было. Я бы на его месте сказал так: «Руни, был бы малейший контакт, я бы его удалил». Он бы меня понял. Вообще он из рода таких игроков, которыми нужно управлять, иначе они взбунтуют всю команду.

Еще один пример. Матч Аргентина-Греция. Когда после сделанного дважды замечания пришлось жестко высказаться в адрес Карагуниса. После этого на поле я его не видел. Руни я в похожей ситуации сказал: «Ты – звезда, и твоему имиджу такое поведение не пристало». После этого он уже не мог сказать ни слова.

Молниеносно принять решение, сказать в нужный момент несколько слов, чтобы успокоить игрока и разрядить обстановку – это дает сам Бог, не знаю, как это вообще приходит.

Я многое прощаю футболистам, потому что сам был футболистом. Не хочу с ними разговаривать только одними карточками (достает их из кармана). Желтая, красная – это ведь только инструмент управления игрой. Я стремлюсь их понимать и хочу, чтобы и они меня поняли. Что для меня не нужно многого на поле. Только одно: уважайте соперника. Уважайте игру. Пеле когда-то назвал футбол прекрасной игрой. Зрители приходят на футбол, чтобы смотреть на красивые комбинации, красивую игру. Давайте же сохраним это прекрасное в футболе.

– Почему вы сотрудничаете именно с торговой маркой Ucell?

– К этому решению я пришел не сразу. Здесь нет материальной выгоды. Слава богу, благодаря своей профессии я могу обеспечить свою семью. Я хорошо изучил цели Ucell. Оказалось, наши взгляды с Ucell очень похожи. Я как личность и как профессиональный рефери всегда стараюсь развиваться и стремиться вперед, у Ucell тоже есть такие цели, бренд стремится стать самым лучшим и самым ярким. Кроме того, эта компания осуществляет много благотворительных акций, стремится развивать детский футбол и даже привлечь детей домов милосердия к футболу. Поэтому я не могу оставаться в стороне, я тоже хочу внести свой вклад в развитие общества, особенно если это касается помощи детям. Дети должны гордиться тем, что они – дети Узбекистана. Наши успехи должны вдохновлять их. Поэтому я буду всегда работать над собой.

Фотогалерея