Натура немцев такова, что они не только не избегают трудностей, но, наоборот, к ним стремятся. Для них – чем сложнее, тем лучше. Это качество своих соотечественников подчеркнул Михаэль Новак, руководитель отделов прессы и культуры посольства Германии в Ташкенте, объясняя узбекским журналистам специфику выборов депутатов германского парламента – Бундестага.

В подтверждение своих слов он привел такой факт. В мире, наверное, найдется немного стран, где каждый избиратель имеет два голоса: один подается за конкретного кандидата в избирательном округе, второй – непосредственно политической партии (по земельным спискам). В Германии такая норма предусмотрена федеральным законом о выборах. Причем итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму – по пропорциональной системе. Первые голоса распределяются на 299 мест в парламенте, вторые – на остальные 299 мест.

Пропорционально числу вторых голосов, поданных за ту или иную партию, между ними распределяются депутатские мандаты. Если партия (в одной федеральной земле) получает больше мест, чем ей положено по итогам голосования на основе партийных списков, то она сохраняет дополнительные мандаты. Как видно, все довольно сложно – для подсчета голосов необходима специальная математическая модель, но, учитывая, что такую избирательную систему разработали немцы, можно понять, что она и не могла быть иной, более простой и доступной, сказал Новак.

Выборы в Бундестаг пройдут 27 сентября. На них более чем 62 миллиона немцев отдадут свои голоса своим избранникам. Депутаты избираются на основе всеобщих, прямых, свободных, равных выборов при тайном голосовании. В истории ФРГ еще не было случая, чтобы в выборах приняли участие менее 70% избирателей, хотя в законе о выборах нет статьи, обязывающей гражданина страны, достигшего 18 лет, имеющего германское гражданство и постоянно проживающего в Германии или за рубежом с германским паспортом, обязательно принять участие в голосовании, выполнить, так сказать, свой гражданский долг.

Заинтересованность немцев в эффективном работающем парламенте понятна. Ведь в ФРГ главенствующая форма правления – так называемая парламентская. На национальном уровне в Германии только Бундестаг избирается в ходе всеобщих выборов. Ни президент, ни любой руководитель государства или правительственный орган не получает прямых политических полномочий непосредственно от избирателей. Это означает, что общее демократическое представительство народа в государственных делах реализуется только Бундестагом.

В свою очередь, он большинством голосов избирает федерального канцлера – главу правительства, и тем же большинством может переизбрать его, заменив другим лицом, если парламентское большинство больше не устраивает его исполнение обязанностей. Члены Бундестага совместно с равным количеством делегатов от парламентов земель назначают федерального президента.

Обязательные для всеобщего исполнения законы также принимаются Бундестагом. Это касается и государственного бюджета, который принимается ежегодно в форме закона, и вопросов использования налоговых поступлений. Таким образом, к ведению Бундестага в известной степени относится все, что значимо для государственной политики: от формирования правительства до принятия законов и бюджета, а также решения относительно главы государства и состава высшей судебной инстанции.

Все это осуществляется – как обычно принято и безотказно действует в условиях парламентской демократии – решением большинства. Но каким быть большинству Бундестага, решается на всеобщих выборах. В этом проявляется тесная обратная связь с волей избирателей в целом, что является продуктом парламентской системы правления: все избиратели на основе политических, персональных и программных предложений партий в процессе выборов решают, каким надлежит быть большинству Бундестага, которое затем сможет выполнять свои полномочия в течение четырех лет, до следующих выборов.

Говоря о «правиле большинства» нельзя не сказать и о конституционно-правовой гарантии парламентской оппозиции, ведь только при таких условиях может состояться открытый диалог и дискуссия, а граждане смогут оценить различные политические намерения и цели и определить, как им ориентироваться при выработке собственного мнения.

ФРГ является одним из ключевых политических и экономических партнеров Узбекистана и поэтому понятно то внимание, которое уделяется в Узбекистане важнейшему политическому событию в Германии – выборам в Бундестаг. Каким бы ни был его новый состав, программы ФРГ, связанные с Узбекистаном, будут углубляться и расширяться, подчеркнул представитель посольства.