Президент Узбекистана подписал указ о правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в Ташкенте, сообщило УзА.
В документе отмечается наличие в Ташкенте системных проблем и недостатков, сдерживающих ускоренный рост и модернизацию отраслей экономики, привлечение инвестиций, развитие социальной сферы, оперативное решение насущных проблем населения. В их числе:
- первое, отсутствует комплексный подход и тесное взаимодействие хокимов и их заместителей с территориальными подразделениями органов государственного управления при решении социально-экономических проблем региона;
- второе, на органы государственной власти на местах возложен ряд несвойственных задач и функций, не имеющих организационно-правовых и финансовых механизмов реализации, в результате чего при хокимиятах создаются обособленные квазигосударственные предприятия и организации, наделенные административными и управленческими функциями;
- третье, наличие большого количества межведомственных территориальных коллегиальных органов (комиссии, советы), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти на местах, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;
- четвертое, отсутствие утвержденного генерального плана города Ташкента приводит к неупорядоченному строительству, не позволяет определять дальнейшее расширение деятельности субъектов предпринимательства, а также сдерживает опережающее социально-экономическое развитие столицы с учетом комплексного размещения социальных объектов и расширения инженерно-коммуникационных сетей;
- пятое, действующий порядок материального стимулирования работников органов исполнительной власти на местах не соответствует объему возложенных на них задач, функций и ответственности, что влияет на эффективность их работы;
- шестое, не на должном уровне задействованы механизмы депутатского и общественного контроля, действующий порядок организации деятельности Кенгашей народных депутатов не в полной мере обеспечивает контроль за деятельностью органов исполнительной власти на местах.
С 1 сентября будет начато проведение правового эксперимента по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте.
Эксперимент предусматривает образование аппарата хокимов города Ташкента и районов, входящих в его состав, на базе соответственно аппаратов управления хокимиятов города Ташкента и районов, структура и штаты которых устанавливаются и изменяются соответствующим хокимом в пределах бюджета, утвержденного Кенгашем народных депутатов.
Кроме того, хоким Ташкента по согласованию с соответствующим министром получает право назначать и освобождать от должности руководителей территориальных органов Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства строительства, Министерства жилищно-коммунального обслуживания и Государственного комитета по инвестициям Узбекистана по городу Ташкенту, а руководителей их районных подразделений — хоким района по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа государственного управления.
Ожидается кардинальное сокращение территориальных межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы и другие) с участием хокима города Ташкента и его заместителей, наделенных государственно-властными полномочиями, с передачей их задач и функций соответствующим территориальным органам государственного управления.
В подчинение хокимов Ташкента, районов и структуру аппарата хокимов Ташкента и районов переходят Главное управление экономики и комплексного развития территорий Ташкента и районные отделы экономики и комплексного развития территорий, Главное финансовое управление хокимията Ташкента и финансовые отделы хокимиятов районов, Главное управление строительства Ташкента и отделы строительства районов, Главное управление жилищно-коммунального обслуживания Ташкента и отделы жилищно-коммунального обслуживания районов, территориальное управление Государственного комитета по инвестициям по Ташкенту и отделы по инвестициям районов.
Создается Управление по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий Ташкента на базе Специализированного управления по содержанию, эксплуатации и ремонту каналов при Главном управлении благоустройства города Ташкента.
В структуре исполнительной власти Ташкента также создается Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента, который подчиняется хокиму столицы. Основными задачами департамента определены:
- совершенствование системы организации, управления, разработки и применения эффективных механизмов регулирования и развития городского транспорта;
- разработка городских программ в сфере транспорта и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, а также парковочного пространства; повышение надежности, безопасности и комфортности функционирования городского пассажирского транспорта;
- планирование, проектирование, внедрение безопасных и эффективных программ и схем организации дорожного движения, в том числе систем регулирования дорожного движения, современных интеллектуальных информационно-коммуникационных систем для обеспечения эффективности использования дорог, дорожных объектов и дорожно-транспортных сооружений;
- координацию деятельности организаций города Ташкента, в том числе коммунальных и эксплуатационных организаций, вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, в сфере эксплуатации и строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов.
Вводятся должности первого заместителя хокима Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций (вместо должности первого заместителя хокима Ташкента по вопросам капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства), заместителя хокима Ташкента — начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания (вместо начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания Ташкента), заместителя хокима Ташкента — начальника Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий Ташкента, руководителя аппарата хокима Ташкента.
Утверждена «дорожная карта» по коренному реформированию системы управления Ташкента, контроль и мониторинг которой возложены на Службу правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата президента Узбекистана.
Хокиму Ташкента в срок до 1 октября поручено обеспечить проведение международного конкурса на разработку проектов концепции генерального плана и самого генерального плана Ташкента, до 1 января — проект постановления президента об утверждении концепции генерального города Ташкента.
До утверждения генерального плана Ташкента и четкого определения перспектив архитектурного развития столицы запрещено проведение работ по сносу, реконструкции и капитальному строительству в старогородской части Ташкента. При строительстве новых жилых массивов в других районах Ташкента в обязательном порядке предусматривается комплексное размещение социальных объектов и расширение инженерно-коммуникационных сетей.
Хокиму Ташкента разрешено привлекать свободные средства населения на рентабельные инвестиционные проекты, одобренные или разработанные Национальным агентством проектного управления при президенте (НАПУ), путем эмиссии ценных бумаг в виде облигаций Ташкента или акций вновь создаваемых хозяйственных обществ.
Создается Департамент по эксплуатации административных зданий Центра по управлению муниципальными активами в форме государственного унитарного предприятия, на который возлагаются задачи по эффективному управлению муниципальным имуществом, в том числе государственными предприятиями и долями в уставном фонде хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности.
Устанавливается порядок, в соответствии с которым формирование списков территорий, предоставляемых для размещения сооружений объектов внешней рекламы, осуществляется Главным управлением строительства Ташкента совместно с органами внутренних дел и территориальными подразделениями Госкомконкуренции Узбекистана.
Хокиму Ташкента поручено обеспечить создание интерактивных порталов аппарата хокимов города и его районов, позволяющих в режиме реального времени:
- получать от граждан предложения по расходованию определенной части средств местного бюджета, в том числе средств Фонда благоустройства и улучшения благосостояния Ташкента, привлекаемых средств за счет выпуска облигаций Ташкента, с их направлением на цели, которые получили наибольшее число голосов;
- наблюдать за поступлениями в местный бюджет, а также вести мониторинг их расходования путем фиксирования осуществляемых мероприятий и количества израсходованных на них средств с обеспечением прозрачности и открытости;
- осуществлять взаимодействие аппарата хокимов Ташкента и районов с жителями соответствующей территории путем приема предложений и замечаний жителей столицы по вопросам совершенствования жилищно-коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, благоустройства территорий;
оперативного реагирования хокимов и работников аппарата хокима на предложения и замечания жителей столицы; - контроля за исполнением предложений и замечаний жителей столицы;
- открытого формирования очереди и списка лиц, претендующих на доступное жилье в городе Ташкенте;
- размещение программ развития территорий, строительства и реконструкции объектов, приема предложений субъектов предпринимательства;
- определения рейтинга хокимов районов и руководителей территориальных органов государственного управления по итогам голосования жителей столицы.
Кабинету Министров с учетом международного опыта в срок до 1 декабря внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона «О статусе столицы Республики Узбекистан», а также по итогам проведенного правового эксперимента в Ташкенте в срок до 1 июля — проект закона «О государственной власти на местах» в новой редакции.
Андрей М
Думай что впервые очередь Ташкент должен стать дружелюбнее не к инвесторам а к простым жителям, которые хотят нормальную жизнь. Нормальные дороги, тротуаров, парки, площадки детские. Вместе этих самых гаражей можно было бы построить большой парк в каждой махалее и квартале. С хорошей тенью, сделать там маленький прудик или ручей. Вот вам идеи. Ташкент должен слышать критику и воспринимать ее как способ сделать что-то лучше. Дай бог чтобы все было хорошо, но сейчас проблем море.
Инна Залесская
Срок по проведению международного конкурса на разработку проектов концепции генерального плана до 1 октября и самого генерального плана Ташкента, до 1 января — может не надо так торопиться, а то поспешишь людей насмешишь. Оказывается у нас нет утвержденного генерального плана Ташкента?. А что делало все эти годы Главное Архитектурное управление — вот его надо разогнать к черту, а то с его подачи города заполонен малосимпатичными строениями, это архитектурное недоразумение сплошное. Они все эти годы вероятно денежки качали с этих строек..
Kozimjon Hasanov
Вот это реформа!
Ed Dantes
Хоким Ташкента прочитал “из третьего мира в первый“ и решил стать нашим Ли Куан Ю. Сингапур поменялся за 20-30 лет, а сколько потребуется времени Ташкенту? И справиться ли Джахонгир Артыкходжаев?
алексей марунов
Если предлагается наладить широкое и органичное взаимодействие хокимиятов районов с жителями, то может быть проблема разбомбленной сергелийской ярмарки уже начнет решаться в какую-либо сторону.
Lobar Khayrullayeva
Отличная новость. Ташкент имеет все шансы чтоб стать самым лучшим мегаполисом ЦА под управлением нашего хакима.
Dimitar Klass
Интересно расширенные полномочия позволят Хокиму остановить рубку деревьев или опять какой-то отдел в Госкомприроды который раздает заключения продолжит зарабатывать на безбедную старость.
Artem Tom
А что там с милицией, перестанут они закрывать рестораны в 23:00 по всему городу и задерживать людей, просто идущих по дороге в ночное время?
Interfutbolful
А правда что до 2030 ому году в Ташкент не останутся махалли с участками, а будут только высотки как в Москве?
Dmitriy Arkadiev
For Ed Dantes:
Я думаю Джахангир Артикходжаев с такими темпами справиться на много быстрее. И я уверен, что его команда тоже не подведёт.
Svetlana Abayeva
В бюджете Ташкента останется значительная сумма по информации Газета. уз. Все жители спальных районов, кварталов таких массивов как Чиланзар и других уже много лет ждут благоустройства. Внутриквартальные дороги, тротуары, арыки требуют ремонта, очистки и благоустройства. Все это хозяйство дошло до “ручки“. Будто жители живут вовсе и не в столице. Центру города уделяется большая часть внимания и бюджета. Нужно наконец привести в порядок и перефирию.
Ибадулла Байджанов
Наши города и их окрестности требуют нового городского управления, которое должно быть основано на открытом процессе принятия решения и активном участии местных заинтересованных сторон в целях определения оптимальной политики в интересах общего блага. Что касается политического процесса, то он должен охватывать представительную демократию, основанную на регулярном проведении выборов в местные органы власти, и участную демократию, обеспечивающую участие всех на местном уровне.
Это требует эффективной системы многоуровневого управления с четко определенными сферами компетенции органов власти (на национальном, реги- ональном и местном уровнях), действующих на основе соответствующей по- литики децентрализации, которая направлена на создание сбалансированной и скоординированной системы эффективно управляемых городов и более тесно связанных между собой городских и сельских районов, с тем чтобы ни один город и ни одна территория не остались без внимания.
Во времена неопределенности и перемен для создания системы умного управления необходимо осознанно применять гибкие, новаторские и рассчи- танные на перспективу модели управления, предусматривающие непрерывное обучение. Глобальные проблемы в сфере здравоохранения, последствия изменения климата и неравенство повышают сегодня уязвимость городов. Во многих городах наблюдаются бурный прирост молодого населения или уязвимого стареющего населения и беспрецедентно крупные миграционные потоки, вызванные демократическими преобразованиями. Для решения всех этих проблем необходимо коренным образом изменить структуры производства и потребления, методы взаимодействия с общественностью и характер участия граждан в разработке и проведении государственной политики.
Новая система городского управления должна будет отреагировать на призыв к осуществлению права на жизнь в городе в качестве стратегически важного метода борьбы с социальной изоляцией. Это предполагает перерас- пределение материальных, социальных, политических и культурных ресурсов на основе принципов демократии, равенства, инклюзивности и признания разнообразия. Право на жизнь в городе подразумевает проявление терпимости и мирное сосуществование, гарантируя в то же время равный доступ и защиту общих благ, включая землепользование. Оно также предусматривает широко- масштабное участие всех соответствующих сторон в процессе принятия решений.
Новое городское управление должно также способствовать устойчивому и справедливому развитию, которое предотвращает истощение природных ресурсов и помогает решать экологические проблемы. Оно должно содействовать развитию новой экономики, в рамках которой социальная эмансипация и достижения ценятся выше прибыли и работа является средством укрепления человеческого достоинства и социальной интеграции.
Raxmatulla Raxim
Для того, чтобы разработать генеральный план изначально необходимо выяснить у населения что им нужно в своих микрорайонах. Выяснить, чего не хватает в масштабах города. Не прессовать массивы, а выделить пустующие места и там планировать стройки.