7 июня Мурат Сарсенов, работающий в сфере туризма, опубликовал в Facebook сообщение о разрушении в Самарканде архитектурного памятника дореволюционной эпохи.
«Нет инстанции, в которую я не обращался, но все бездействуют. Мне звонят друзья из Самарканда, которые второй день защищают 150-летний дом из списка охраняемых ЮНЕСКО объектов от этих варваров. Я не знаю, что можно сделать. Я просто не знаю, как это можно остановить!» — написал он.
Фото: Мурат Сарсенов / Facebook.
Мурат Сарсенов сообщил «Газете.uz», что межрегиональная инспекция по Самаркандской и Джизакской областям при Главном научно-производственного управлении по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры 5 июня предъявила застройщику Max Real Story Invest требование немедленно прекратить все строительные работы в исторической части Самарканда.
В ней говорится, что Max Real Story Invest без разрешения инспекции роет котлован в историческом центре Самарканда с целью полного разрушения объекта культурного наследия и строительства на его месте многоэтажного здания. Район и здания центра находятся под охраной ЮНЕСКО.
Инструкция Госинспеции. Фото: Мурат Сарсенов.
Инспекция отмечает, что объектам культурного наследия, находящимся в этом районе, нанесен значительный урон. В ходе строительных работ допущены правонарушения по статьям 30 (историко-культурные заповедники), 32 (исторические поселения) и 33 (особенности регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении) закона об охране и использовании объектов культурного наследия, а также положения Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
В Министерстве культуры Узбекистана «Газете.uz» в пятницу сообщили, что в Самарканд направлена рабочая группа для изучения ситуации, а строительные работы приостановлены.
«Министр культуры дал поручение изучить ситуацию и обстоятельства принятия хокимом Самарканда решения (о сносе — ред.). Проверка занимает от 10 дней до месяца. Работы уже приостановлены, наш специалист там был, он передал уведомительное письмо застройщику», — отметили в пресс-службе Минкульта.
Решение хокима о разрешении строительства многоэтажного жилого дома компанией Max Real Story Invest, которая должна была согласовать работу с Госинспекцией. Фото: Мурат Сарсенов.
Несмотря на наличие инструкции и уведомления, застройщик в пятницу продолжил работу, сообщил «Газете.uz» владелец дома на улице Пушкинская, 3 Акмаль Узаков.
По его словам, по улице Пушкина, Мустакиллик и Мироншох планируется построить Т-образный жилой дом. «Всего здесь три здания под охраной ЮНЕСКО. Одно из них — дом по улице Мироншох, 19 — уже снесли и роют котлован. Здесь девять дворов, застройщику пока удалось договориться с двумя. Мы воюем, сопротивляемся, пишем», — рассказал он.
Инспекция, узнав, что компания продолжает работы, 8 июня обратилась с письмом в хокимият и прокуратуру. «После уведомления застройщик не подчинился и продолжил работы. Теперь инспекция подала письма в хокимият и прокуратуру», — отметили в Министерстве культуры.
По словам представителя Минкульта, в настоящее время этот вопрос изучается на уровне Кабинета Министров.
В министерстве отметили, что дом по улице Мироншох, 19 все-таки не входил в список ЮНЕСКО. Сейчас выясняется, почему сотрудник Госинспекции указал это в инструкции.
Позиция хокимията
Хокимият Самаркандской области предоставил «Газете.uz» текст комментария к материалу издания Citizen о сносе исторического здания Самарканде.
«Материал был обсужден и рассмотрен в присутствии руководящих и ответственных работников администрации города Самарканда, специалистов и других заинтересованных лиц», — говорится в комментарии.
Жилой дом №19 по улице Мироншох Мирзо, о котором идет речь в материале, было «согласованно снесено жителями данного жилого дома в целях постройки на его месте нового многоквартирного жилья», — отметили в хокимияте.
«В соответствии с заключением специальной комиссии хокимията Самаркандской области основной причиной сноса жилья послужили ветхость и аварийное состояние жилого дома, построенного в начале 1900-х годов из сырцового кирпича», — говорится в комментарии.
«Решением хокима Самарканда от 20 сентября 2017 года №1665-К было выдано разрешение на постройку многоквартирного жилого дома по данному адресу за счет собственных средств строительной организации ООО „Макс реал строй инвест“. По проекту… было получено положительное заключение ГУП „ТошкентБошпланЛИТИ“, являющимся главным проектировщиком генерального плана города Самарканда, №ОГП-3474 от 2 октября 2017 года, а также коллегиальное заключение градостроительного совета при областном Главном управлении архитектуры и строительства, на основании чего самаркандским Городским отделом архитектуры и строительства разработано архитектурно-планировочное задание (АПЗ) за №341/4 от 21 ноября 2017 года», — сообщил хокимият.
«Проектной организацией ООО „Экспресс-прожект“ полностью разработана проектно-сметная документация объекта. Экспертной организацией ООО „Шер Улуг Тилло“ было изучено и выдано положительное экспертное заключение к градостроительной и проектной документации за №66−2018 от 14 мая 2018 года. Самаркандской областной инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора 16 мая 2018 года за №277/18 выдано разрешение на ведение строительно-монтажных работ. Значит, вся требуемая разрешительная документация на ведение строительных работ по данному объекту оформлена в установленном порядке», — говорится в комментарии.
«В письме начальника межрегиональной инспекции Главного научно-производственного управления по охране и эксплуатации объектов культурного наследия при Министерстве культуры, также являющейся членом Градостроительного совета, от 8 ноября 2017 года №638, адресованном на имя хокима и главного архитектора Самарканда, где поадресно приведены ряд здании и сооружений, внесенных в список охраняемых объектов на территории проектируемого строительства, не указано, что здание по адресу: улица Мироншох Мирзо, 19 является историческим памятником культурного наследия», — отмечает далее областной хокимият.
«В данном письме указаны здания по улице Мустакиллик, 28 и улице Пушкина, 3, являющиеся охраняемыми историческими памятниками культурного наследия. А это значит, что снесенное здание по улице Мироншох Мирзо, 19 не приведено как охраняемый объект исторического культурного наследия», — подчеркивается в заявлении.
«Вместе с тем, 5 июня, по истечении шести месяцев после принятия решения хокима города о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по улице Мироншох Мирзо, 19 за подписью технического надзирателя межрегиональной инспекции Главного научно-производственного управления по охране и эксплуатации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан Ж. Бобобекова, выдается предписание о прекращении строительных работ, в связи с тем, что снесенное здание состоит в списке охраняемых объектов культурного наследия. Кроме того, фотоснимки здания, приведенные в материале интернет-сайта, являются фотоотражением зданий неизвестного адреса. Исходя из вышеприведенных фактов, считаем что материал, опубликованный в интернет-сайте Ctzn.uz, является необоснованным», — говорится в комментарии.
Здание почты
В хокимияте «Газете.uz» сообщили, что информация о возможном сносе исторического здания Самаркандской почты, построенной в 1910 году, не соответствует действительности.
Схема строительства отделения Мединститута. Обведенное красным — здание почты, как утверждает хокимият, выше будет находиться учебное отделение. Фото: Ctzn.uz.
Рядом со зданием почты Самаркандский медицинский институт планирует построить новое здание учебного комплекса на 800 мест на территории 0,5 га. «Будут снесены только старый склад и еще одно неиспользуемое помещение. На схеме видно, что здание почты останется на месте», — заявили в пресс-службе областного хокимията.
Представитель администрации отметил, что район нуждается в благоустройстве и реконструкции. «Да, район входит в список ЮНЕСКО, но нельзя же оставлять его без благоустройства и реконструкции. Мы получили разрешение. Мы знаем условия, что историческое здание не должно оставаться в тени другого и подвергаться разрушению. Сейчас никакая работа не ведется. Котлован роют, но это рядом с историческим объектом», — отметил он.
Artem Tom
Пора уже серьезно разобраться кто все эти застройщики, которые так активно вторгаются в дворовые и махаллинские территории, что-то там сносят и строят. Почему только после того, как люди подняли шум, инспекция обратила внимание на ситуацию? Практически то же самое происходит в Ташкенте, не считая того, что все исторические здания, которые можно было снести, уже давно снесли. Люди отстаивают свои дворы от таких же наглых застрлйщиков.
Halida Ahmedova
Почему бы не оставить исторические части городов, создавая комплексы посещения для туристов, местных жителей, чтобы оставить дух истории. Почему бы не расселять людей из этой части города в новые дома без обязательного разрушения старых. Почему бы застройщику не вторгаться в центр города, а строить на окраине и создавать спальные районы? Многие обывателя невежествены в истории и архитектуре и легко дают согласие на снос. Но еще страшнее, если невежествены специалисты, дающие разрешения. Города стали безликими, смотреть не на что. Кроме Регистана ведь есть и другие интересные архитектурные здания, сохраните их для нас, наших детей и внуков в конце концов!
Alisher Muhitdinov
Причем тут застройщик? Ведь в статье ясно показано что во первых застройщик начал строительство на законных основаниях, во вторых что решение о строительстве принималось не застройщиком.
Mansur Tursunov
Нужно организавать какую то объедененную онлайн базу данных, что было всё прозрачно, а то сначала ломают, потом подмазывают нужных людей чтоб за решоткой не оказатся, я за то чтоб город стал красивым, благоустроенным, но что бы все при этом остались давольными, что бы все было честно..!
rtui rtui
А сколько исторических зданий было снесено в Ташкенте? Водонапорную башню около Северного вокзала снесли недавно. Храм Святого Александра Невского при учительской семинарии снесён в 2009 году, Иосифо-Георгиевский собор снесён в 1995 году. А вырубленный сквер? Ташкентцы никогда этого не простят властям. Что можно увидеть в городе сегодня? Уродливо облицованные алюкобондом здания, не имеющие никакой ценности.. Их даже различить нереально- то ли перед тобой очередной банк, то ли офис очередного ООО “GOLD PLATINUM MEGA SUPER-PUPER INVEST“.. С названиями компаний у нас тоже беда, фантазии что ли не хватает у владельцев..
Artem Tom
Насчёт того, что в Ташкенте по сути, и посмотреть не на что, это правда. Понастроили однотипных зданий, как под копирку, поломали все, что отличалось хоть какой-то оригинальностью. Костёл — единственное здание в городе с реально интересной архитектурой. Все остальное — уныло и однообразно. Туристам тоже наши штампованные “бизнес-центры“ и “дворцы форумов“ мало интересны. Поэтому старые исторические постройки нужно беречь. Ну и что, что такой-то дом не входил в список ЮНЕСКО? Что мешает сделать реестр исторических зданий и построек с тем, чтобы оберегать их от таких вот застроийщиков? А если у нас ничего не будет входить в список ЮНЕСКО, мы это все поломаем что-ли? Странная логика.
Иван Застава
Ситуация очень нехорошая для Минкульта. Потому что они путаются что у них под защитой ЮНЕСКО, что нет. Это не профессионально.
Что касается хокимията, то предлог сноса столетних знаний типа “ветхость и аварийное состояние жилого дома“ должны восприниматься как вредительство. Потому что ветхость и аварийность исторических зданий — это безобразие, которое должно решаться основательным ремонтом, а не сносом.
Slava K
to Alisher Muhitdinov
застройщик — не при чем
хокимиат Самарканда — не при чем.
никто — не при чем.
А старинные здания сносят и строят “коробки“.
негде было “Жилой дом“ в Самарканде построить? Не верю, что не было места..
“Хищники“ в регионах действуют напористо, Власть — в Ташкенте, далеко. Пока суть, да дело -ломают под шумок
Samika feed
https://mover.uz/watch/9Pm3Ozem это происходит в столице, что говорить о других городах Республики
Timur Daur
Какой остановили.. строительство не останавливалось не на минуту. мы арендатору этого здания, так что информация 100% достоверная.. минкульта и вы пытаетесь всё замять..
Abdurakhman Ganiev
Почему хокимы распоряжаются объектами “Культурного наследия Юнеско“. Эти объекты после включения в список культурного наследия Юнеско они уже принадлежат не только Узбекистану, они принадлежат всему человечеству, населению земли. На этих людей надо подать жалобу в “ЮНЕСКО“ и пускай юристы международного сообщества выносят вердикт и если надо они оштрафуют этих хокимов и этих компаний по законам принятым в международном уровне. Для чего международное сообщество создало свое положение о “ЮНЕСКО“.