Обеспечение безопасности дорожного движения — основная задача автошкол, и в этом их деятельность схожа с работой медицинских служб. Такое мнение на заседании Международного пресс-клуба в Ташкенте в минувший четверг высказал советник генерального директора компании Avtotest Report Баходир Эгамбердиев.

Пресс-конференция была посвящена введению с этого года требования о повышении квалификации всех водителей, управляющих автотранспортом юридических лиц, каждые два года. Как мы уже писали, в сентябре прошлого года решением правительство предоставило Avtotest Report исключительное право на повышение квалификации водителей автотранспорта юрлиц, но после широкого общественного резонанса отменило введенную им же монополию.

«В нашей жизни есть медицинские работники. Они ответственны за жизнь человека, борются за нее. Что мы имеем в виду, когда говорим об обеспечении безопасности дорожного движения? Зачем нам это нужно? Здесь тоже на кону человеческая жизнь. Наша деятельность схожа с работой медицинских работников», — сказал Баходир Эгамбердиев.

«Не нужно говорить о том, какими автошколы были раньше. Сегодня, когда в стране идут технологические преобразования во всех сферах, почему наши узбекистанские автошколы должны отставать по сравнению с зарубежными или оказывать услуги по-старому?» — задался он вопросом.


Баходир Эгамбердиев.

Баходир Эгамбердиев призвал граждан поддерживать нововведения, а не препятствовать им. Он также привел изречение: «Не нужно воспитывать детей, воспитывайте себя, ведь все равно дети будут похожи на вас».

К настоящему времени на курсах Avtotest квалификацию повысили 25 тысяч человек. Подавляющее большинство слушателей — 99% — в анонимном опросе выразили благодарность автошколе, негативные и нейтральные отзывы составили лишь 1%, сообщил представитель Avtotest.


Эрали Бозоров.

Объясняя причину необходимости повышения квалификации именно водителей автотранспорта юридических лиц, заместитель начальника ГУБДД МВД Узбекистана Эрали Бозоров отметил, что хотя 75−80% всего автотранспорта принадлежит физическим лицам, водители юридических лиц несут ответственность за жизни большего количества людей.

«Мы изучили международный опыт, опыт повышения квалификации в других сферах жизни в Узбекистане. Во многих зарубежных странах, например, в России, водители повышают квалификацию каждые два года», — отметил он.

По его словам, одной из главных причин ДТП с участием водителей юрлиц является несоблюдение трудового режима, в частности, водителями международных и междугородних автобусов и таксистов.

«Если расстояние составляет больше 400 км, в автобусе должно быть два водителя, и работать они должны не более восьми часов. Та же ситуация с междугородними таксистами. Нужно сказать откровенно: водитель приезжает из Сурхандарьи и, если находит клиента в Ташкенте, сразу же, без отдыха уезжает обратно. Это первая причина таких ДТП», — подчеркнул Эрали Бозоров.

Анализ последних 10 лет показывает тенденцию снижения количества ДТП в республике и пострадавших в них. Это связано с проводимыми ГУБДД мероприятиями, рассказал представитель главного управления.

По данным ГУБДД, в 2017 году число ДТП в стране по сравнению с 2016 годом снизилось на 3,1%, пострадавших в ДТП — на 1,7%, погибших — на 9,2%. В 2018 году эти показатели также показывают снижение, отметил Эрали Бозоров.

Подсчеты «Газеты.uz» на основе полученных в самом ГУБДД данных показывают некоторое расхождение с озвученной на пресс-конференции статистикой.


2016
2017
Изменение
Всего ДТП
10212
10044
-1,64%
Пострадавших
9845
9637
-2,11%
Погибших
2496
2473
-0,92%

В сентябрьском постановлении правительство утверждает (дословно): «в большинстве случаев участниками ДТП становятся водители, управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам». «Газета.uz» ранее подсчитала, что это не так: доля таких ДТП в 2016 году составила 9,5%.

Эрали Бозоров в своем выступлении отметил, что на фоне снижения общего количества ДТП растет число ДТП с участием автотранспорта юрлиц. В 2017 году число таких происшествий выросло на 4,1%, число погибших в этих ДТП увеличилось на 4,2%, а пострадавших — на 3,3%, сказал он.

«Чем выше квалификация водителей, тем меньше будет дорожно-транспортных происшествий», — подчеркнул он.

Представители компании «Тошшахартрансхизмат» и Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта приветствовали постановление Кабинета Министров и назвали правильным прохождение квалификации водителей каждые два года.

Такое же мнение высказали и приглашенные на заседание водители, прошедшие курс переподготовки Avtotest. В частности, водитель скорой помощи сказал, что курсы были очень полезными, и получаемые за шесть месяцев знания для профессиональных водителей в традиционных автошколах уместились в неделю в новой автошколе.

Замначальника ГУБДД также остановился на новых лицензионных требованиях и условиях для образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации водителей.

По его словам, государственные автошколы, а также учреждения «Ватанпарвар», «Тошшахартрансхизмат» и ассоциации Transkasb уже на 90% соответствуют новым требованиям, и за время, оставшееся до 1 июня (дата вступления в силу новых требований), смогут довести этот показатель до 100%.

Эрали Бозоров признал, что среди автошкол есть те, которые не отвечают стандартам. В прошлом году по этой причине деятельность 125 автошкол была временно приостановлена.

Представители ГУБДД и другие участники пресс-конференции не ответили на вопрос «Газеты.uz» о том, какие меры, помимо повышения квалификации водителей (например, правильная организация движения, снижение разрешенной скорости и другие), планируется предпринять для снижения количества ДТП в стране. Нам сообщили лишь, что специальной программы сокращения смертности на дорогах у ГУБДД нет.