Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев постановлением от 29 декабря утвердил прогноз основных макроэкономических показателей развития страны и параметры государственного бюджета на 2018 год.
Рост валового внутреннего продукта Узбекистана в следующем году планируется на уровне 5,9% (в этом году — 5,5%), инфляция ожидается в пределах 12,4−13,4%. Рост объема промышленного производства прогнозируется в размере 6,4%, производства в сельском хозяйстве — 4%, капитальных вложений — 6,5%, розничного товарооборота — 5,6%.
Доходы госбюджета прогнозируются в объеме 62,229 трлн сумов, расходы — 62,17 трлн сумов. Профицит госбюджета впервые прогнозируется на уровне 0,02% к ВВП (в 2017 и предыдущих годах госбюджет утверждался с дефицитом в 1%). В 2017 году доходы госбюджета составили 48,476 трлн сумов, расходы — 49,09 трлн сумов.
Основные параметры госбюджета Узбекистана на 2018 год
ДОХОДЫ, млрд сумов (без государственных целевых фондов) | 62 229,5 |
Прямые налоги | 12 805,4 |
Налог на прибыль юридических лиц | 2 510,9 |
Отчисления от ЕНП для предприятий торговли и общепита | 1 907,6 |
Отчисления от ЕНП, включая микрофирмы и малые предприятия | 2 110,5 |
Налог на доходы физических лиц | 5 198,8 |
Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности | 1 077, 6 |
Косвенные налоги | 33 404,3 |
Налог на добавленную стоимость | 22 019,4 |
Акцизный налог | 8 343,8 |
Таможенная пошлина | 1 415,3 |
Налог на потребление бензина, дизтоплива и газа | 1 323,2 |
Плата за использование абонентского номера | 302,5 |
Ресурсные платежи и налоги на имущество | 9 714,5 |
Налог на имущество | 2 158,9 |
Земельный налог | 1 266,6 |
Налог за пользование недрами | 6 203,1 |
Налог за пользование водными ресурсами | 85,9 |
Налог на сверхприбыль | 1 367,7 |
Прочие доходы и другие неналоговые поступления | 4 937,6 |
Доходы государственных целевых фондов (внебюджетный Пенсионный фонд при Минфине, Республиканский дорожный фонд при Кабмине, внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Минфине, Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель при Кабмине, Госфонд содействия занятости, Фонд средств от приватизации государственного имущества) | 31 451,9 |
Доходы Фонда реконструкции и развития Узбекистана | 5 463,5 |
РАСХОДЫ, млрд сумов (без государственных целевых фондов) | 62 170 |
Социальные расходы | 35 034 |
Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения | 34 664 |
просвещение | 19 504,3 |
из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений | 1 077,2 |
Фонду поддержки высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления | 110,6 |
здравоохранение | 9 562 |
из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений | 803,6 |
культура и спорт | 1 165,4 |
наука | 389,3 |
из них средства, выделяемые Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений | 26,5 |
социальные пособия, материальная помощь и компенсационные денежные выплаты | 3 150,8 |
организация общественных работ | 714 |
Кредитная линия участвующим банкам на софинансирование Программы строительства жилых домов | 370 |
Расходы на государственную поддержку ННО и других институтов гражданского общества | 15 |
Расходы на экономику | 6 957,8 |
из них эксплуатационные расходы водного хозяйства | 2 741,8 |
средства, направляемые в Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель | 528,3 |
целевые средства для финансовой поддержки фермерских хозяйств, производящих сельхозпродукцию для госнужд на низкоурожайных землях | 330 |
работы по благоустройству населенных пунктов | 1 116,4 |
природоохранные работы | 307,1 |
жилищно-коммунальные работы | 230,3 |
развитие систем питьевого водоснабжения | 584,7 |
Расходы на финансирование централизованных инвестиций (финансирование проектов, включенных в госпрограммы развития, осуществляются через Фонд финансирования госпрограмм развития Узбекистана при Кабмине) | 3 047,6 |
Содержание органов государственной власти, управления, юстиции и прокуратуры | 2 189,8 |
Содержание органов судов | 219,7 |
Содержание органов самоуправления граждан | 640,5 |
Резервный фонд Кабмина, резервные фонды республиканского бюджета Каракалпакстана, областных бюджетов и бюджета Ташкента, бюджетов районов и городов | 520,2 |
Прочие расходы | 13 545,4 |
Профицит госбюджета | 59,5 |
Расходы государственных целевых фондов | 31 451,9 |
Расходы Фонда реконструкции и развития Узбекистана | 8 979 |
Rovshan Maxsudov
Неужели культура и спорт гораздо важнее науки??
Наталья Нуритдинова
Прочие расходы — это что? Сумма немаленькая.
Timur Ahmedov
Содержание органов самоуправления граждан 640,5 — наука 389,3
доходное место махаля, я понял почему там ничего не делают.
Батыр Джамалов
По моемому первый раз официально бюджет показывают. Это хорошо.
Sardor Kamilov
Наука это не Образование, расходы на “Образование, и т.д сидит на пункте просвещение“
Alfred Nobel
Крайне необходимо предоставление детальных обоснований каждой из статьей расходов государственного бюджета, а также прописать конкретный механизм прозрачности-отчетности (кто и когда это будет делать) расходования и общественного контроля. Также, следует внедрить систему софинансирования определенных сфер (государство-гражданин). Например в сфере медицинского обслуживания следует направить средства не напрямую в учреждения здравоохранения а распределить и направить каждому гражданину через механизм страхование с добавлением в полис ежемесячных выплат граждан (т.к. у нас по факту нет бесплатной медицины, граждане и так загружены неформальными выплатами). Данная мера позволить улучшить качество обслуживания так как клиент выбирает учреждение а качестве сервиса и завышение стоимости будет контролироваться страховщиком. К тому же приведет к формированию конкурентной среды как между гос учреждениями так и гос и частниками.
Также, система фондов крайне подвержена коррупции. Следует уменьшить сферы централизованного финансирования таких мероприятий, направив выделяемые средства на программы стимулирования адресных по конкретным проектам на областном и районном уровне.
Diyor Ismatullaev
“Просвещение“ опять заняло 60% бюджета социальных расходов, при этом все эти деньги разворуют, потому что в прошедшем году выхлопа от этих триллионов сум вообще не было видно.
На армию бесполезных чиновников потратят в 7.7 раз больше, чем на науку. В институтах давно не видели нормальных лабораторий, у аспирантов зарплата просто нищая, но столько денег тратим на бесполезных чиновников?
Откуда вообще взялась эта статья расходов “просвещение“? Разве это не должно идти в культуру и науку? Зарплаты и условия труда остались ужасными, качество образования всё ещё ни о чём и никаких движений нет. Одна лишь вода и показуха.
Опять расходы на оборонку не показали.
По одной лишь этой статье можно понять, что дела в стране никакие, а ведь здесь ещё и скрыли много интересных цифр.
Anvar Nazir
Тут не даны статьи расходов на оборону и безопасность ( Армия, СНБ, Милиция, МЧС). Это всегда и везде бывает прозрачным. Заранее отвечаю тем, кто тут будет писать про секретность данных статей расходов по причине национальной безопасности: Я имеют виду общие цифры расходов на оборону и безопасность! нет необходимости писать конкретно сколько будет в текущем бюджетном году расходов на МВД, СНБ например, речь просто об обороне и безопасности. Везде в мире данная статья прозрачна. А тут опять как в годы совка секретность.
Жалолиддин Салохиддинов
@Alfred Nobel О какой прозрачности может идти речь, если ПП №3454 от 29.12.2017 “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год“ содержит секретные пункты 15-21 и секретные Приложения №№ 1 — 6, которые не приводятся в официальных документах для общего ознакомления.
http://www.lex.uz/Pages/GetPdfView.aspx?lact_id=3480354 В том числе и прогноз основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2018 год согласно приложению № 1, который приводится здесь, не для общего ознакомления. Радуйтесь, что хотя бы gazeta.uz и uzreport. news стараются довести это до народа.
PS Чьи интересы охраняет государственный секрет, о том что ставка акцизного налога на автомобили производства АО “Дженерал Моторс Узбекистан“ вступает в силу не с 1 января 2018 года, а с 29 декабря 2017 года, т.е. с момента подписания?
PPS Я не сторонник, разглашения государственных секретов и тайн, касательно военного бюджета и национальной безопасности, но какой секрет в продаже автомобилей(!)?