Большинство банков Узбекистана, рейтингуемых агентством Fitch Ratings, являются устойчивыми к снижению курса сума, возможного в среднесрочной перспективе, так как власти планируют либерализацию валютного рынка и смягчение регулирования обменных операций. В то же время ряд банков являются уязвимыми к значительным падениям курса национальной валюты. Об этом говорится в пресс-релизе агентства со ссылкой на его новый отчет.
Fitch провело оценку устойчивости банков Узбекистана к снижению курса сума при различных сценариях. По оценкам агентства, Узпромстройбанк, «Микрокредитбанк», «Трастбанк» и «Универсал Банк» могут выдержать снижение курса на 50% без нарушений регулятивных требований к капиталу, а банки «Асака» и «Ипак йули» могут выдержать падение курса на 20%, но им может потребоваться дополнительный капитал или разрешение на отступление от требований в случае более значительного снижения. «Агробанк» уже не соблюдает минимальные требования.
«Мы полагаем, что прямые валютные риски являются низкими, так как все узбекские банки, рейтингуемые Fitch, имеют длинные или полностью закрытые валютные позиции. Но свободная конвертация национальной валюты может привести к росту долларизации депозитов, в результате чего банки будут подвержены рискам по коротким валютным позициям. В таком случае банки могут быть вынуждены выдавать больше валютных кредитов для закрытия своих валютных позиций, так как инструменты финансового хеджирования не являются широко доступными в Узбекистане. Однако это может повысить риски для качества активов, так как заемщики могут не иметь валютного хеджирования», — отмечает Fitch.
Девальвация сума негативно сказалась бы на капитализации банков через инфляцию активов, номинированных в иностранной валюте, однако агентство полагает, что влияние было бы умеренным. Девальвация также привела бы к ухудшению качества валютных кредитов, которые находятся на высоком уровне у «Узпромстройбанка» (82% кредитов на конец первого квартала) и банка «Асака» (54%) и являются существенными у банка «Ипак йули» (25%). Основная часть валютных кредитов у Узпромстройбанка предоставлена заемщикам с валютными доходами, что ограничивает риски для качества активов от падения валютного курса, однако валютные кредиты у банков «Асака» и «Ипак йули» являются более уязвимыми.
Согласно отчетности, валютные заимствования, помимо клиентских счетов, являются высокими у Узпромстройбанка (73% всех обязательств), умеренными у банков «Асака» и «Ипак йули» (соответственно 31% и 19%) и низкими у всех других банков. В то же время краткосрочные выплаты зарубежного долга являются небольшими (менее 5% от всех обязательств в 2017 году) и увязаны с погашением кредитов. Валютная ликвидность находится на умеренном уровне у Узпромстройбанка (17% от суммарных валютных заимствований) и банка «Асака» (33%) и является сильной у «Ипак йули» (68%).
По мнению Fitch, способность государства предоставлять поддержку в иностранной валюте является хорошей, о чем свидетельствуют крупные валютные резервы Узбекистана на уровне около 25 млрд долларов на конец 2016 года, что равно приблизительно двум суммарным валютным обязательствам банковского сектора или 11-кратному размеру его внешнего долга. Государственные гарантии уже покрывают существенную часть внешнего валютного фондирования у Узпромстройбанка и банка «Асака».
Media Media
Многие знают, что либерализация валютного рынка не будет безболезненным, но несмотря на это, Узбекистану это нужно. А что касается банков, тем самым они исправят свои уязвимые позиции, чтобы работать нормально. Хотя для этого ещё нужно внести значительные изменения в банковскую систему.
David Khan
>>>о чем свидетельствуют крупные валютные резервы Узбекистана на уровне около 25 млрд долларов на конец 2016 года
Как я понял, пора закрывать валютный счёт? Деньги хоть не большие, но не криминальные. Или что-то не так?
David Khan
хм.. как-то странно мой первый комментарий обрезали, оригинал был
>>>о чем свидетельствуют крупные валютные резервы Узбекистана на уровне около 25 млрд долларов на конец 2016 года
Самаркандский джигит
Согласно прогнозам агентства Fitch 3 вероятных сценария оф. курса сума на конец этого года (согласно оригинала отчета на англ. языке)
1) 4500 и никакой либерализации 2) 5500 и введение свободной конвертации 3) 7200
Avi Shtoff
А население выдержит такой высокий курс? Медикаменты многие импортные которые нужны мне и многим.
А то что про долларизацию депозитов говорят проблема — не правда, просто банки снизят по ним процентные ставки до 1-2% годовых, как и во всём мире.
Avi Shtoff
Мне как-то обидно стало — забота о банках оказалась превыше чем забота о населении. Есть банки не обременяющие себя валютными кредитами, банки должны ориентироваться на местную экономику — нужны деньги на инвест-проекты? Привлекайте через повышение депозитной ставки в сумах и народ потянется к вам. Обслуживайте клиентов, а не усложняйте им жизнь и люди будут хранить свои зарплаты и пенсии у вас на счетах. Вот такие банки и должны работать в Узбекистане, а не те что ориентируются на дешёвые кредиты на международном рынке, и просто перепродают эти кредиты в Узбекистане, а потом когда курс нацвалюты подскочил — вся страна должна спасать этих самых умных и хитрых банкиров, которые прекрасно знали про эти риски.
Avi Shtoff
Если бы в Узбекистане было свое высокотехнологичное производство, когда не приходится импортировать оборудование а наоборот экспортируешь своё, тогда возможно несколько можно было бы снизить размеры займов.
А еще в Узбекистане как и во многих странах мира валюта не инструмент обмена на международном рынке и соответственно, поддерживается исключительно материальной базой, ресурсами, гос активами, а особых прав заимствования и возможности как у запада жить на эмиссии своей валюты нет.
Поэтому кредиты никогда не закончатся, кредиты это удавка и инструмент манипуляции.