Ташкент в плане уличного планирования продолжает превращаться в город для автомобилей, а не для пешеходов. В город, где автотранспорт получает все больший приоритет, а людям без машин становится все сложнее добираться до нужных мест.

Расширение дорог, строительство новых развязок и бессветофорных магистралей, подземных и надземных переходов, закрытие трамвайных маршрутов — все эти меры (не всегда обоснованные) направлены на создание удобств для автомобилей, которых с каждым днем все больше. Но насколько комфортно чувствуют себя в таких условиях пешеходы?

Перечисленные выше меры являются типичным ответом многих стран на стремительное увеличение количества машин, пишут авторы опубликованного на этой неделе отчета Cities Safer by Design («Дизайн, делающий города более безопасными») Центра устойчивых городов Мирового института ресурсов (WRI Ross Center for Sustainable Cities).

«Однако это лишь краткосрочное решение, позволяющее облегчить трафик и улучшить безопасность только для водителей», — отмечается в издании. Со временем оно будет только стимулировать использование автомобилей и строительство новых дорог, что означает больше рисков для участников дорожного движения (очень рекомендуем с ознакомиться с отчетом всем, кто связан с планированием городских улиц).

Каковы мировые тенденции и подходы к планированию городских улиц? Акцент делается на снижении скорости автомобильного потока до максимальных 50 км/ч (возле жилых районов и школ — еще ниже), сужении проезжей части в местах пересечения пешеходами, обустройстве частых регулируемых наземных переходов для сокращения расстояний, создании удобной сети тротуаров, а также развитии системы общественного транспорта (чтобы у людей не было необходимости в личном транспорте).

Что мы имеем в Ташкенте? Шести-восьмиполосные улицы, которые нереально перейти за отведенный цикл светофора, множество нерегулируемых переходов без ограничения скорости (в мировой практике на улицах, где больше одной полосы в одну сторону, обязательно ставится светофор), подземные и надземные переходы, удлиняющие дистанцию и создающие сложности маломобильным гражданам, отсутствие островков безопасности, четко различимой разметки большую часть года и достаточного количества дорожных знаков.

Неудобные и слишком далеко расположенные пешеходные переходы, а также непродуманно спланированные тротуары заставляют людей ходить по проезжей части, перебегать ее в неположенных местах и перелезать через заборы.

Один из ярких примеров — участок дороги между Ташкентскими курантами и административным зданием, примыкающий к площади (скверу) Амира Темура. Когда-то здесь была «зебра», с 2010 года ее нет, но заборы, потоки машин и милиционеры, дежурящие перед хокимиятом, людей не останавливают, поскольку ближайший переход — в 180 метрах (более 360 метров в обе стороны). Решить проблему, повысить безопасность и облегчить жизнь пешеходам очень просто — вернуть «зебру».

Похожая ситуация складывается на перекрестке ул. Ойбека и Чехова, где в пятницу без какого-либо предупреждения жителей был ликвидирован пешеходный переход через ул. Ойбека. Сейчас на месте перехода — свежеуложенный газон с одной стороны и забор с другой.

Корреспондент «Газеты.uz», пробывший на перекрестке 15 минут утром в субботу, стал свидетелем того, как десятки людей переходят дорогу и останавливаются перед забором в растерянности. Кто-то решается перелезть через забор, кто-то идет вдоль дороги до перекрестка с ул. Нукусской — 450 метров. Ближайший переход (подземный) в противоположную сторону — в 200 метрах.

«Я тут всю жизнь перехожу дорогу. Как такое вообще возможно?» — удивляется женщина, с трудом одолевая забор. «Как теперь добираться до школы? — спрашивает молодая мама, обычно провожающая ребенка в школу вместе с младшим в коляске. — Подземный переход для колясок совершенно не приспособлен».

Через забор перелезают родители с маленькими детьми, парни и девушки, пожилые люди, милиционеры.

Службы, за несколько часов избавившие перекресток от перехода, не сочли нужным установить знаки или таблички, указывающие пути обхода. Оповещать горожан об изменениях в столице вообще не принято, за редкими исключениями. Да и зачем? В век умных устройств, мгновенных коммуникаций и социальных сетей люди и сами себя неплохо оповещают.

P. S. Днем ранее, в четверг, так же оперативно был перекрыт отрезок 7-го проезда Сайрам, выходящий на проспект Мустакиллик. Живущие и работающие здесь люди теперь могут попасть домой и на работу только в объезд (это несколько километров). Как горожане узнали об этом? Конечно, через Фейсбук.

Фото

Ул. Ойбека — ул. Чехова

Еще вчера здесь был переход.

Свежеуложенный газон.

Свежая краска.

Нарушители поневоле.

Милиционеры — тоже люди.

Просто без комментариев.

«Повозмущаемся и привыкнем», — пишут некоторые пользователи в соцсетях.

Другие намерены добиваться возвращения перехода.

Привычная картина. Можно только порадоваться физической форме мужчины. Милиционеры заняты делом.

Просп. Мустакиллик — 7-й проезд Сайрам

Новый забор и новая разметка.

Родители теперь не знают, где останавливать автомобили (остановка по обе стороны запрещена), чтобы проводить детей до дверей школы (на заднем плане).

Главное — чтобы машины не проехали. А пешеходы обойдут.

Дорога перекрыта бетонными блоками.

Перекрыта так хорошо, что с коляской не пройти.

Обновленная разметка запрещает поворот налево.

Знаки на момент съемки (пятница) были старые.