«В последнее время ряд информационных агентств со ссылкой на официальных представителей Таджикистана стал снова распространять ложные и ничем не обоснованные материалы о ситуации вокруг пропуска через территории Узбекистана железнодорожных вагонов с грузами, следующими на таджикскую территорию», – говорится в пресс-релизе внешнеполитического ведомства Узбекистана.

«Вопреки объективным фактам и элементарной логике, официальные лица таджикской стороны продолжают заявлять о т.н. «задержках грузов на узбекской территории», якобы являющихся основной причиной «отрицательных последствий для стабильности и экономической безопасности Таджикистана». Возобновились провокационные обвинения в т.н. «рельсовой блокаде» со стороны Узбекистана», – отмечает МИД.

Ссылаясь на факты и статистические данные, министерство подчеркивает, что «заявления представителей властей Таджикистана не соответствуют действительности и не имеют под собой реальной основы».

Согласно официальным данным таможенной службы Узбекистана, объем транзита грузов в Таджикистан не сокращается и имеет стабильную тенденцию роста. За девять месяцев 2010 года грузопоток железнодорожным транспортом по территории Узбекистана в направлении Таджикистана составил 57192 ж/д вагона общим весом 3094984,7 тонны, что на 1780 вагонов и 220304 тонны больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.

Статистика ГАЖК «Узбекистон темир йўллари» также свидетельствует о росте по итогам девяти месяцев объемов перевозок транзитных грузов назначением в Таджикистан.

Заявления представителей Таджикистана противоречат данным официальной таджикской статистики, согласно которым за девять месяцев внешнеторговый оборот Таджикистана увеличился на 3,6% и составил 2,634 млрд долларов США. При этом экспорт возрос на 14%, а импорт остался на уровне показателя прошлого года.

«С учетом того, что весь внешнеторговый оборот Таджикистана обеспечивается через основные магистральные железнодорожные артерии (Согдийский, Душанбинский и Хатлонский участки ТаджЖД), связанные с Узбекистаном, то в случае т.н. «транспортной блокады» таджикская экономика, очевидно, вряд ли могла бы достичь указанного уровня. Макроэкономические показатели развития Таджикистана свидетельствуют об абсолютной беспочвенности заявлений официальных лиц республики», – отмечает МИД.

«О необоснованности и надуманности претензий таджикской стороны свидетельствует также простой факт о том, что крупномасштабное искусственное сдерживание и скопление многочисленных железнодорожных составов на территории Узбекистана технически нереализуемо, т.к. в республике нет такой огромной протяженности подъездных путей. Это может парализовать железные дороги республики, привести к катастрофическим последствиям в экономике самого Узбекистана», – говорится в пресс-релизе МИДа.

Узбекской стороной в рамках имеющихся двусторонних и многосторонних соглашений в полном объеме выполняются принятые на себя обязательства по транзиту грузов, следующих в и из Таджикистана, подчеркивает МИД Узбекистана.

Отдельные проблемы с задержкой транзита через территорию Узбекистана железнодорожных составов с грузами в Таджикистан происходят исключительно по причинам технического, логистического характера и обусловлены многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики, а также необходимостью проведения регламентных ремонтно-восстановительных работ на определенных участках железной дороги.

По данным МИДа, увеличение грузопотоков происходит также вследствие выполнения узбекской стороной своих обязательств согласно международным договоренностям по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан.

Узбекская сторона подтвердила свою приверженность и готовность к конструктивному рассмотрению возникающих проблем и поиску взаимоприемлемых решений в ходе переговоров.

«Необоснованные обвинения и неподтвержденные фактами заявления официальных представителей Таджикистана в адрес Узбекистана не способствуют развитию добрососедских и взаимовыгодных связей между двумя странами, подрывают уровень доверия и взаимопонимания в межгосударственных отношениях», – говорится в сообщении МИДа.