Как пишет на сайте ТДФ историк фотографии Борис Голендер, современная наука понимает под словом «ноосфера» область жизни, где хаос Вселенной приобретает новый порядок и новые качества благодаря деятельности живого. Это не очень большая часть вселенной, но она имеет главное значение для осмысления места человека и цивилизации окружающего нас мира. Искусство как эманация цивилизации только в последнее столетие обратилось к отображению ноосферы, как некой сущности бытия, но при этом не сразу и неоднозначно было в этих своих проявлениях понято обществом.

Ортодоксы в 20 веке навешивали на эти произведения всевозможные ярлыки, которые под влиянием всевозможных политических систем приобретали то положительные, то отрицательные оттенки и зачастую дезориентировали зрителя.

Но, по большому счету, новое искусство, в том числе и неоднократно обруганный сюрреализм, направлены на активное участие в постижении окружающего мира самих зрителей, которые призываются автором к творческому осмыслению предлагаемых им произведений. Необычность формы и содержания призваны не отпугивать, а дисциплинировать зрителя, заставлять его задумываться о кардинальных вопросах бытия.

Произведения этого вида искусства могут быть традиционными по форме и необычными по содержанию, такими как картины Владимира Финкильштейна, уроженца Ташкента. Его работы направлены на эрудированность, эмоциональность зрителя, на его способности к ассоциативному мышлению и желании создавать какие-то необычные образы, имеющие своей основой внутреннее биологическое осмысление личности или, скажем, сновидения. Таковы работы «Замок Трокай», «Диалог Алисы и ангела», «Крик замерзающей скорби», «Образы тающих иллюзий».

Совсем другое направление представляют новаторские работы Галины Никитиной. Используя самые обычные материалы, детское восприятия действительности, нетрадиционный подход к самым обычным темам, она предлагает зрителю сконцентрироваться на вещах обыденных, транспонируя, казалось бы, обычные понятия в глубокую философию и одновременно взывая к памяти человека, чтобы выявить эмоциональные взрывы его прошлого и присоединить энергию зрителя к энергии художника для достижения, большего эффекта. «Жизнь как взмах крыльев бабочки», «Техника сновидения», «Голубые мечты оранжевой медузы» и, конечно, центральная инсталляция выставки «Галатея и Галактион» – как раз из разряда таких произведений.

Закономерно, что выставка «Ноосфера» проходит в Доме фотографии, потому что фотоискусство, расцвет которого приходится как раз на XX век, в концентрированном виде воплотило в себе основы нового искусства, искусства ноосферы. Мастера фотодела постоянно используют всевозможные художественные приемы и ухищрения для внесения в свои произведения интуитивного начала, что и делает фотографию искусством. Возможности фотоэтюда как сюрреалистического вида искусства ярко продемонстрированы в снимках Ш.Каримбабаевой, Турсун Али и В.Жирнова.

Хрупкость мира ноосферы ярко видна в великолепных фотографиях водопадов Ш.Каримбабаевой, но одновременно ведь это вода, без которой невозможна никакая жизнь.

Спектр эмоций, возникающий у зрителя при виде каждой работы, представленной на выставке, несет в себе определенную долю недосказанности и загадки. Но любой неравнодушный зритель вынесет из своего знакомства с экспонатами выставки огромный творческий заряд, отмечает Борис Голендер.