Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 10 апреля подписал указ «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан».

Как сообщила программа «Ахборот» телеканала «Узбекистан», документом утверждена Программа комплексных мер по коренному реформированию системы органов внутренних дел и образована специальная комиссия по ее реализации во главе с министром внутренних дел Абдусаломом Азизовым.

В указе подвергаются жесткой критике «накопившиеся за последние годы серьезные недостатки и проблемы в деятельности органов внутренних дел», которые «не способствуют эффективной реализации» возложенных на них задач.

Во-первых, «отсутствие четкого разграничения основных задач и функций между подразделениями республиканского, среднего и низового звена затрудняет определение приоритетов деятельности и персональной ответственности каждого сотрудника за конечные результаты работы».

Во-вторых, действующие организационно-штатные структуры «не обеспечивают рациональное использование сил и средств и как следствие приводят к чрезмерной служебной нагрузке низовых подразделений», в то время как в отдельных службах центрального и среднего звена содержатся «излишние штатные единицы без достаточного объема работы».

В-третьих, должностными лицами органов внутренних дел, в том числе инспекторами по профилактике, «не налажен диалог с населением», «на низком уровне остается культура общения с гражданами», нет эффективного взаимодействия с органами самоуправления граждан и другими институтами гражданского общества в решении насущных проблем населения.

В-четвертых, поверхностно рассматриваются обращения физических и юридических лиц, «не проводится глубокий всесторонний анализ поднимаемых в них вопросов», «формальные отписки на обращения порождают недовольство граждан, вынуждают их обращаться с жалобами в народные приемные Президента и другие инстанции», отмечается в указе Президента.

В-пятых, отсутствует действенная система отчетности должностных лиц органов внутренних дел перед населением, не внедрены эффективные механизмы общественного, парламентского и депутатского контроля за их деятельностью, что «не способствует повышению ответственности сотрудников за эффективное выполнение возложенных задач».

В-шестых, работа по предупреждению и профилактике правонарушений в основном сводится к «борьбе с последствиями совершенных противоправных деяний», «не принимаются системные эффективные меры по ранней профилактике правонарушений, глубокому анализу, выявлению и устранению причин и условий их совершения».

В-седьмых, «не уделяется должное внимание защите подрастающего поколения от деструктивных идей, предотвращению вовлечения молодежи в преступную деятельность, прежде всего в терроризм и религиозных экстремизм, незаметной остается воспитательная роль органов внутренних дел».

В-восьмых, не отвечает предъявляемым требованиям система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, «имеют место факты взяточничества и злоупотребления служебным положением».

В-девятых, неудовлетворительным назван уровень внедрения в деятельность новейших информационно-коммуникационных технологий и оснащения органов внутренних дел современными средствами и оборудованием.

Пути реформирования системы органов внутренних дел

В указе определены важнейшие направления реформирования системы органов внутренних дел, соответствующие задачам Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах и направленные на коренное повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, а также обеспечение надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Первое направление — преобразование органов внутренних дел в «общественно ориентированную профессиональную службу», деятельность которой должна быть направлена на «оказание своевременной и качественной помощи населению, безусловное выполнение каждым сотрудником служебного долга — „Служить интересам народа“».

Должны быть четко определены и разграничены задачи и функции подразделений органов внутренних дел всех уровней, оптимизирована организационно-штатная структура, рационально распределены силы и средства «с учетом современных вызовов и угроз, значимости и объема выполняемой работы».

Планируется обеспечить системный адресный диалог с народом, развивать тесное взаимодействие с органами самоуправления граждан и другими институтами гражданского общества, оказывать всестороннее содействие в решении насущных проблем населения.

Органы внутренних дел должны установить «качественно новый порядок организации работы с обращениями», исключив поверхностное и формальное отношение к их рассмотрению и разрешению, а также используя в пределах своих полномочий «все средства для защиты прав и законных интересов граждан».

Будет внедрена система отчетности должностных лиц органов внутренних дел перед населением, четкие критерии оценки работы, а также эффективные механизмы общественного, парламентского и депутатского контроля за обеспечением законности в их деятельности.

Другим приоритетом станет обеспечение ранней профилактики и предупреждения правонарушений, в первую очередь путем «своевременного устранение причин и условий их совершения», повышение правовой культуры всех слоев населения, привитие им уважения к закону и нетерпимости к любым проявлениям нарушений законодательства.

Намечено развитие системы работы с несовершеннолетними и молодежью, направленное на «воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости».

Кардинально будет пересмотрена и усовершенствована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, с «искоренением причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений».

Запланировано широкое внедрение современных ИКТ, направленное на повышение эффективности деятельности всех подразделений органов внутренних дел.

Кроме того, должно быть улучшено материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, созданы «достойные условия для эффективной работы сотрудников», которые будут обеспечены служебным жильем.

С 1 октября 2017 года вводится порядок заслушивания Сенатом два раза в год отчета министра внутренних дел Узбекистана о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений.

Жокаргы Кенес Каракалпакстана, кенгаши народных депутатов Ташкента и областей будут ежеквартально заслушивать отчеты министра внутренних дел Каракалпакстана, начальников ГУВД Ташкента и УВД областей. Районные и городские кенгаши каждый кварта будут заслушивать отчеты начальников районных и городских УВД и ОВД.

Указом определено, что в ходе заслушиваний отчетов должностных лиц органов внутренних дел должны «критически обсуждаться принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач», а также даваться «персональная оценка эффективности деятельности», с принятием «рекомендации о соответствии или не соответствии занимаемой должности».