Концепция человеческого развития приобретает все более существенное значение, как на глобальном, так и на национальном уровне. В Узбекистане данная концепция находит свое широкое применение среди представителей академических кругов, неправительственных организаций и гражданского общества.

Концепция человеческого развития ставит во главу развития самого человека. В основе концепции лежит идея предоставления человеку более широкого выбора действий, расширения его возможностей и свобод, приобщающих к здоровому образу жизни, обеспечивающих доступ к получению знаний и достойному уровню жизни, а также поощрения его участия в жизни общества и принятия решений, влияющих на благосостояние каждого из нас.

Целью научно-практического семинара «Человеческое развитие: особенности преподавания, инновационные измерения и практическое применение для достижения Целей Развития Тысячелетия», проведенного с 20 по 24 июня Программой развития ООН (ПРООН) совместно с Университетом мировой экономики и дипломатии (УМЭД), являлось ознакомление с концепцией человеческого развития и ее основными аспектами преподавателей вузов Узбекистана, ознакомление с новыми показателями и методиками измерения индексов ЧР и изучение особенностей достижения ЦРТ на национальном уровне.

Более 60 представителей вузов Узбекистана приняли участие в семинаре, который также ставил задачу обмена опытом и получение рекомендаций по внедрению курса «Человеческое развитие» в учебный план высших учебных заведений, сообщили «Газете.uz» в представительстве ПРООН.

Узбекистан является одним из активных сторонников продвижения и практического применения концепции в образовательных целях. Начиная с 2007-2008 учебного года, в Университете мировой экономики и дипломатии курс «Человеческое развитие» введен в учебный план по всем специальностям магистратуры. В 2010-2011 учебном году был введен курс «Инновационные модели социально-экономического развития» для студентов четвертого курса факультета «Международные экономические отношения».

«За менее чем пять лет в стране создана уникальная фундаментально-методологическая база в области преподавания дисциплины «Человеческое развитие», которая учитывает специфику и особенности развития Узбекистана. Наступило время для того, чтобы обсудить накопленный опыт, выявить проблемные моменты и рассмотреть перспективы внедрения академических программ в высшие учебные заведения Узбекистана», – отметила координатор ПРООН по вопросам человеческого развития в Узбекистане Елена Данилова-Кросс.

Программа семинара включала в себя тематические лекции о новых показателях и методики измерения индекса ЧР, гендерных факторах ЧР и демографических тенденциях современного мира. Участники форума также имели возможность ознакомиться со статистической базой данных по регионам республики с целью мониторинга ЦРТ и особенностей построения индексов ЧР.