Какой должна быть современная система образования и индикаторы для ее наиболее эффективной оценки? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола, состоявшегося в Ташкенте 17 марта по инициативе Министерства народного образования Узбекистана и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Обсуждение дало возможность услышать мнения многих игроков, так или иначе влияющих на качество образования. В работе круглого стола приняли участие ответственные лица министерств народного и высшего образования, экономики, финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты, педагогических институтов, проектных организаций, а также международных организаций, доноров и других заинтересованных сторон.

Представитель ЮНИСЕФ Филипп Тестот-Ферри в своей вступительной речи отметил прогресс Узбекистана в области повышения качества образования, успех инициативы «Школа дружелюбного отношения к ребенку», которая внедрена в более чем 1000 школ Каракалпакстана, Хорезмской, Ферганской, Навоийской, Самаркандской, Джизакской, Ташкентской областей и города Ташкента.

«Когда мы говорим о качестве и стандартах образования, мы говорим в основном о том, что в центре этого подхода должен быть ребенок. Наша деятельность не должна быть нацелена только на выполнение программ», – сказал Тестот-Ферри.

Подход, получивший название «школы дружелюбного отношения к ребенку» (ШДОР) был разработан ЮНИСЕФ и партнерами после принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году.

Концепция ШДОР помещает ребенка в центр образовательного процесса и оценивает качество образования при помощи таких показателей, как эффективность, здоровье, безопасность, защита, участие, учет гендерных аспектов, инклюзивность. Концепция нацелена на раскрытие личности ребенка, полноценное использование его потенциала для получения образования.

Концепция ШДОР была успешно адаптирована рядом стран, в числе которых и Узбекистан, к своим потребностям. Принципы образования, ориентированные на раскрытие личности ребенка, включены в учебные программы педагогических институтов республики, в пяти регионах открыты ресурсные центры для оказания педагогической поддержки учителям, прошедшим переподготовку.

Как отмечали участники обсуждения, при современном развитии коммуникаций, науки и экономики необходимо постоянное совершенствование образовательного процесса.

«Цель совещания – во-первых, посмотреть с современных позиций состояние системы образования в республике и выявить современные тенденции развития, – отметила профессор Ташкентского государственного педагогического университета Диляра Шарипова. – Сегодня мы все понимаем, что необходима модернизация образования, связанная с тем, что жизнь вносит много нового».

«Основным приоритетом в системе непрерывного образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, стоит качество, Именно оно является основным предметом сегодняшнего обсуждения, – отметил независимый эксперт ЮНИСЕФ Фарид Кучибаев. – Необходимо определить, к чему мы стремимся, что подразумевается под новым качественным уровнем. Процесс этот цикличный, и, достигнув уровня, соответствующего современному развитию в Узбекистане, мы завтра будем думать уже о новом уровне».

«Современная педагогика Узбекистана основывается на стремлении к творчеству, новым формам, педагогическим технологиям, – продолжил он. – Главное при оценке педагога – это насколько он смог заинтересовать, мотивировать учащегося. Можно поставить цель или можно говорить о стандарте как эталонной цели, к которой должен стремиться преподаватель. А какими путями к этому стремиться – современный педагог должен выбрать из набора имеющихся у него технологий. У современных педагогов Узбекистана, учитывая созданную материально-техническую базу школ, такая возможность есть».

В процессе обсуждения участники выработали рекомендации по подготовке пакета стандартных ориентиров, направленных на обеспечение в республике качества общего среднего образования и учебной среды.