Фото: Зума Мирзалиева / «Газета.uz»
Ташкент — город заборов
Мы любим городить заборы везде, где это возможно. Огороженные вузы рассказывают нам о доступности высшего образования в стране, медучреждения — о доступности своих услуг, госорганы — о близости к народу. Заборы разделяют «своих» от «чужих». Почему их так много, есть ли им альтернатива и где их допустимо оставить — в колонке дизайнера Азамата Шамузафарова.
Очень короткая версия статьи (развернуть)
Заборы ставят, потому что так проще. Закон не работает, забор работает. Но их стало слишком много. Что делать с бесконечными преградами? Какие из них необходимо убрать, на что их следует заменить и где оставить?

Чиновникам следует показать пример и начать с хокимиятов, окруженных решётками. Затем нужно избавить от оград другие государственные здания и территории, которые не войдут в список исключений. Потому что заборы иногда и в самом деле нужны.
Е
сть только природа и человек, все границы у нас в голове. Но мы воздвигаем их буквально, чтобы они существовали на самом деле.

Есть много исследований о влиянии ограждений на психологическое состояние человека. В основном эти исследования касаются строительства стен на границе двух государств. Израиль с Палестиной десятилетиями не могут договориться о своих территориях. Бывший президент США Дональд Трамп ещё в своей предвыборной кампании говорил о строительстве стены на границе с Мексикой. Берлинская стена в одночасье разделила «своих» от «чужих».

Социолог Корнелльского университета Кристин Лойенбергер, изучавшая пограничные стены по всему миру, отмечала, что допросы на контрольно-пропускных пунктах могут вызвать чувство унижения, отрицания, гнева или агрессии.

Но мы строим границы не только на стыке двух государств, а внутри одной страны, города и даже улицы. Без некоторых оград действительно не обойтись. Но посмотрим на Ташкент.

Мы видим заборы во дворах многоквартирных домов, вдоль улиц, вокруг хокимиятов, вузов и даже ресторанов. Что вы чувствуете, когда не можете перейти дорогу в нужном вам месте из-за забора? Какие мысли посещают вас, когда на тротуаре то и дело приходится обходить ограждения? Сколько времени вы тратите на обход своего вуза по периметру, когда вам нужно попасть в аудиторию через КПП? Каково вам ждать на холоде той минуты, когда вас вызовут в кабинет специалиста органа исполнительной власти?

В нашем городе заборов слишком много. Так поговорим же о том, почему мы стали жить среди них.
Почему заборов много
Забор — самый простой и незапрещённый способ избавиться от многих проблем.

С его помощью можно перекрыть доступ на территорию или обозначить свою границу. Не придётся гонять детей с придомового участка, если возвести решётки. Пешеходы не станут переходить дорогу в неположенном месте, стоит только оградить проезжую часть от людей. Наконец, всегда спокойнее, когда твоё здание охраняет забор.

Нам не свойственно тратить силы на то, чтобы объяснять другим, как следует себя вести на улице. Чиновники не допускают мысли, что по газону можно ходить, вузы — не место, вокруг которого надо возводить частокол, пешеходов от водителей отделять надо не железом, а кустарником или пространством. Делаем не как хорошо, а как проще.

В столице есть объекты, на которые вы можете смотреть сквозь четыре-пять оград подряд. Но лучше смотреть на город свободно, а не через решётки.

Меньше заборов — больше здравого смысла.

Ряды заборов на новой площади на месте бывшего рынка «Ташсельмаш» на проспекте Мирзо Улугбека.
Мао Цзэдун «рассказывает» о Великой Китайской стене
Миф о видимости стены с Луны появился еще в XVIII веке. На самом деле, стена не достаточно широкая, чтобы ее было видно с такого расстояния. При идеальных условиях её можно разглядеть с низкой околоземной орбиты.
Республиканский центр грудной хирургии им В. Вахидова
Фантастические твари и где их оберегают
«Хрущёвка» с оградкой
Почти в каждом дворе с «хрущёвками» вдоль домов есть небольшие огородные участки. Обычно их ограждают. Только у одного такого дома может быть несколько различных видов оград. Установка заборов не бывает согласованной, поэтому у всех они разного размера, цвета и дизайна. Такие дома больше похожи на лоскутные одеяла, а многообразие оградительных решёток ухудшает вид и может удешевлять стоимость жилья.

В квартире с выходом в сад в многомиллионном городе нет ничего плохого. Палисадники при квартирах первых этажей обеспечивают владельцам приватность. Здесь же можно организовать новый вход в квартиру с улицы и создать место для отдыха на свежем воздухе.

К таким архитектурным решениям прибегают европейские города. Они применимы не только к новым домам и новым кварталам, но и обычным «хрущёвкам», которые распространены и в ГДР.

Приквартирные палисадники расширяют полезную площадь, повышают стоимость жилья и, наконец, просто делают людей счастливыми. Чтобы счастливы были не только жители первых этажей, но и соседи и простые прохожие, выделяемая под палисадники площадь и дизайн оград должны стандартизироваться.
На ограждение придомовых участков у владельцев не всегда может быть разрешение. В махаллях такие палисадники часто перекрывают тротуар, хотя это уже вопрос неправильного планирования улиц. Наконец, придомовые сады почти всегда окружены забором не потому, что владельцы пользуются ими, а просто для того, чтобы ограждения были.

В итоге наши дворы состоят из бетона, заборов и машин. Городским властям нет до этого дела, потому что есть проблемы важнее.
Сознательность есть не у всех, но это пора менять.
Слева детский сад, справа – палисадник за забором. Благодаря растениям ограду не видно. Детсады тоже могут высадить зеленые насаждения вдоль своих заборов. Тогда дети будут проводить 10 часов в день не за решетками, а за живой изгородью как в саду.
Фото: «Газета.uz»
Решить проблему разношерстных оград могут и сами жители. Достаточно высадить вокруг этого частокола зелёные насаждения. Они оплетут железные прутья и очистят дворы от визуального мусора, придав им опрятный вид.

В последние дни «благоустройщики» стали бороться не только с ковкой, но и с растениями. Демонтаж незаконно установленных заборов сам по себе ничего плохого не представляет. Разве что это делается нецивилизованно по формальным приказам с формальным исполнением. Чиновникам проще показать фотографии «благоустроенных» дворов, закрыв, таким образом, вопрос.
Скриншот из репортажа пресс-службы хокимията Мирзо-Улугбекского района о «благоустройстве» дворов многоквартирных домов
Разработать стандарты по внешнему виду инфраструктуры жилых районов, составить программу поэтапной ликвидации лишних и неэстетичных заборов, дав гражданам альтернативу в виде утвержденных стандартов и, наконец, реализовать написанное – сложнее. Только вот за что же они получают зарплату с моих налогов? Отчётные фотографии о формальном исполнении может сделать и первоклассник, но глобально вопросы градостроительства так не решаются.
Такие проблемы называются проблемами первого мира: при бедственном положении миллионов людей, вы беспокоитесь, что печенька упала в молоко или о том, что в городе слишком много заборов. «Проблемы» потому так и называются, что первый мир живёт хорошо. Я тоже хочу жить хорошо. Уверен, и вы желаете для себя и близких только лучшего.
Михаил Горбачев «рассказывает» о падении Берлинской стены
Власти ГДР вели переговоры с ФРГ об экономической помощи в обмен на послабление режима и правил пересечения границы. Берлинская стена пала на день раньше, потому что 9 ноября 1989-го года спикер Гюнтер Шабовски на вопрос журналистов о свободе передвижения в ГДР по ошибке процитировал другой фрагмент из документов: «Немедленно, без промедления».
Банки
Банкиры тоже любят ставить рёшетки вокруг зданий. Специальное разрешение на установку забора не требуется. Этим пользуются не только все любители перестраховаться. Охрана банка спит спокойнее, если ограждения есть.
«Ипотека банк» на проспекте Мустакиллик без забора.
Фото: Зума Мирзалиева / «Газета.uz»
Некоторые банки работают без заборов, и ничего плохого не происходит: «Ипотека-банк» на проспекте Мустакиллик или «Инфинбанк» на улице Тараса Шевченко.

Наше законодательство не требовательно к установке новых ограждений. Решение об их возведении возложено на того, кому это надо. Вероятно, имеются устаревшие требования к безопасности. Их выполняют, хотя правила пора обновить.
«Ориент-финанс банк» на улице Осиё ограничился небольшим забором перед зданием. Его даже сложно сразу заметить с улицы. Вместо частокола по периметру – низкая ограда, разбавленная цветами. Такое решение с использованием малой архитектуры позволяет разделить потоки прохожих, водителей и клиентов банка. А также установить ограничения, максимально скрывая недостатки использования оград.

Вероятно, сначала проектировщики планировали поставить стандартный банковский забор. Благо, потом они передумали. Здесь есть настоящий сейф с огромной бронированной дверью, а традиционных решёток – нет. Это современная архитектура.
Напротив парка «Ашхабад» находится отделение «Капиталбанка», которое плохо видно за решётками. Высокие ворота напоминают неплохую версию ворот Зимнего дворца в Петербурге.
Через дорогу от «Капиталбанка» расположен «Азия альянс банк», который не уступает в железной изгороди своему соседу. В банки заходить не хочется, потому что они дали понять, что ограда для них важнее новых клиентов.

Когда у нас в последний раз грабили банк? Не отвечайте.
Али I ар-Рашид «рассказывает» о гаремах Марокко
В Марокко есть мечеть Аль-Кутубия высотой 66 м. На протяжении 600 лет на вершину минарета разрешалось подниматься только слепым муэдзинам, потому что с ее вершины открывался прекрасный вид на огороженные высокими стенами дворики гаремов.
Частные и государственные медучреждения
Мы часто вынуждены обращаться за лечением. Новые частные клиники не против успокоить себя железной оградой. Государственные больницы и поликлиники тоже городят вокруг себя решётки.

Но не все клиники окружены железным лесом. Они работают как обычно и не испытывают с этим проблем. Значит, дело не в заборе.

Ниже мы представили список объектов, вокруг которых решётки могут остаться или даже желательны. Медучреждения к таковым не относятся, поэтому забор вокруг них следует убрать.

Железные прутья на каждом шагу засоряют город визуальным шумом, бессмысленными ограничениями. Кроме того, решётки требуют дополнительных расходов на установку и содержание.

Заграждения позволяют строго контролировать вход и выход с территории. Все сторонние потоки движения начинают проходить через установленные разрешённые места. Сложно объяснить такую страсть к контролю чем-то иным, кроме недоверия и подозрения посетителей в том, что они задумали нехорошее.

В будущем, которое нам рисует реформы, нет места подобному мышлению и отношению. Если руководство на всех уровнях хочет, чтобы мы ему поверили, следует показать, что оно тоже нам доверяет.
реклама
реклама
Дональд Трамп говорит о себе в третьем лице
Трамп обещал построить стену на границе между США и Мексикой в ходе своей предвыборной кампании в 2016 году. Он вводил режим ЧП на территории страны, чтобы перераспределить средства из других проектов. К концу его президентского срока строительство стены так и не было закончено.
Малая часть стадиона «Бунедкор»
Фото: «Газета.uz»
Стадионы
Стадионов у нас немного, зато они большие и привлекают к себе внимание. Такие сооружения занимают большую территорию. Решётки, которые их окружают, соответственно, растягиваются по всему периметру. От них также необходимо избавиться.

Ограждения можно использовать для ограничения доступа к технической части стадиона или к открытым футбольным полям. Но у нас обычно опоясывают весь периметр, чтобы в принципе не подпускать людей на территорию, когда на стадионе ничего не происходит.

Охранять проще, если отодвинуть всех людей за ограду. Встречают входящих всегда на улице – подальше от самого здания. Нельзя как свободный человек пройти к зданию, которое работает на мои налоги – это не та жизнь, ради которой хочется их платить.
Открытое футбольное поле стадиона «Текстильщик» использует традиционные тяжелые ограждения вместо легкого и менее заметного еврозабора
Фото: «Газета.uz»
Не хочется вспоминать нашу традицию оставлять главный вход для важных гостей, а всё остальное время пропускать всех через задний вход. Но отношение к гражданам как к потенциальным преступникам растёт оттуда же.

КПП никто не мешает сделать внутри здания. В Узбекистане расставлено столько будок, словно мы ждём нападения неприятеля. В последние годы число сторожевых пропускных домиков растёт: стадионы, вузы, госорганы, хокимияты, парковки и даже Регистан.
Вузы
Большинство вузов, у которых есть территория перед главным зданием построили ограду и вынесли КПП на улицу. В каком обществе мы живём, если нельзя, не привлекая внимания, пройти в здание вуза?

Забор вокруг университета или колледжа облегчает работу только небольшой части людей. Зато все остальные ограничены в передвижении. Вуз тратит деньги на установку и содержание конструкции. И главное — мы показываем плохой пример.
Политехнический, Ирригационный, университет Журналистики, институт Мировых языков, Сингапурский, Финансовый, Текстильный, вся территория ТашГУ — за заборами. Всё перечислять смысла нет. Мы уже представили масштаб бедствия.
Университет информационных технологий убрал прежний решётчатый забор и ограничился невысокой оградой.
Фото: «Газета.uz».
Университет информационных технологий им. Хорезми убрал решётки. Он ограничился уступами, чтобы сберечь свой газон, и продолжает работать.
Достаточно посмотреть имеет ли вуз ограждения, чтобы понять, что в голове у его руководителя.
Согласно разработанному турецкой компанией проекту, университет «Акфа» не планирует ограждать территорию решетками, как это принято во многих государственных вузах сейчас (нажмите, чтобы приблизить). Источник
Заборы вокруг вузов и колледжей необходимо убрать. Мы показываем студентам плохой пример и недвусмысленно намекаем на доступность высшего образования в Узбекистане.
Студенты – будущее страны. В таких ли условиях мы хотим их обучать и в таких ли условиях они хотят учиться? От чего вузам защищать свою территорию? Студенты не захватят столовую или библиотеку. За кого мы их принимаем, если они должны ходить за знаниями и сообществом единомышленников через КПП?

Свободные взрослые люди не должны учиться за оградой как в тюрьме. Разве можно построить великое будущее, когда строители находятся за решётками?
Вид на Стенфордский университет без забора и КПП (нажмите, чтобы приблизить}. Справедливости ради следует отметить, что подобные свободы позволяют себе только современные вузы. Более традиционные университеты с вековой историей, как, например, Гарвард, щепетильно относятся к своему внешнему облику и оставляют оригинальные ограды. При этом, на входах нет пропускных пунктов и проход свободный для всех.
Борис Лахман «рассказывает» про советский забор
Вездесущие бетонные панели с ромбиками – забор эпохи позднего СССР. Его автор — архитектор Борис Лахман — придумал его в 1969 году. Десятилетиями унылые бетонные панели считались неотъемлемой частью промышленных и городских ландшафтов советских городов. Официальное название — ПО-2 (плита ограды).
Вероятно, самая длинная ограда (фрагмент) вдоль проспекта Мустакиллик. Её протяженность почти в 1000 м.
Фото: Азамат Шамузафаров / «Газета.uz»
Газон
Одно из немногих мест в городе, где посажен газон и не окружён оградой — Дворец форумов. Площадь и дорожка вокруг него — одно из лучших мест в Ташкенте. Многие любят там гулять. Но газон там посадили для красивого вида, а не для вас. Кажется, что здание круглосуточно охраняется, чтобы мы не наступали на траву. Выглядит как дорогой сервиз в серванте для гостей.

Однажды я наблюдал, как нацгвардейцу, охранявшему дворец, не удавалось согнать с газона девушку. Она хотела просто полежать, а он попросил местного садовника включить фонтанчики. Девушка перекатилась на границу газона с брусчаткой. Но и там капало. Они победили.

Газон — это просто трава. Здание Дворца форумов носит символическое, а не практическое значение. Делает ли это его газон неприкасаемым?
Фото: gelio.livejournal.com
Все остальные зеленые участки в городе, как правило, окружены оградой. Даже если за ними уже никто не ухаживает.
Ограждения вокруг газона Ташкентского финансового института.
Фото: «Газета.uz»
Вокруг конгресс-холла в парке «Ташкент-сити» ограждений нет, хотя газон есть. Там знают, что ограда вокруг газона — это устаревшее мышление, а не просто частокол. Правда, прогуливающихся все равно постоянно сгоняют с газона свистком. Невозможно расслабиться, представив, что находишься в свободной стране.
Конгресс-холл
Фото: «Яндекс.Карты»

Когда различные социальные группы, живущие в городе, разделены стенами и мерами безопасности, их поведенческой моделью становится сегрегация, а не совместное проживание, говорится в исследовании ЮНЕСКО. Пешеходы и водители питают друг к другу негативные чувства, газоны доступны только в парках, добраться до которых могут не все.

Такое устройство города программирует людей на соответствующее мышление. Я больше чем уверен, что человек не будет мыслить свободно, если его везде окружают заборы. Моисей 40 лет водил рабов по пустыне.
Забор Министерства иностранных дел растянулся на 160 м вдоль проспекта Амира Темура и примерно на 500 м по периметру территории.
Ограждения вдоль улиц
В центре города много улиц, огороженных от пешеходов. Кто-то считает, что установка оградительных сооружений уменьшает число ДТП с пешеходами. Звучит вполне логично, но настоящие причины проблемы давно известны. Нелишне будет повторить.
Пешеходы и скорость
Пешеходы выходят на проезжую часть потому, что в городе недостаточно наземных пешеходных переходов. Их необходимо делать регулируемыми, если дорога шириной более двух полос.

Чтобы водители не сбивали пешеходов, нужно снизить максимальную допустимую скорость в населённом пункте до 50 км/ч. Исследования показывают, что при езде до 50 км/ч вероятность сбить человека насмерть уменьшается до 40%.
Сравнение скорости транспортного средства с вероятностью травм и гибели пешеходов
Источник: Министерство транспорта США, Vehicle Travel Speeds and Pedestrian Injuries, март 2000 г.
Наши максимально допустимые 70 км/ч – один из самых высоких показателей в мире. В европейских странах ограничение скорости в населённых пунктах — 50 км/ч и ниже.

Вождение автомобилей в городе на скорости выше 50 км/ч представляет бóльшую опасность, чем пешеходы и улицы, не огороженные заборами.

Многие водители будут против снижения скорости. Не для того они покупали машины, чтобы ездить так медленно. Стоит помнить: против они ровно до несчастного случая, от которого никто не застрахован с такой ситуацией на дорогах.
Улица Мукими.
Фото: «Газета.uz»
Альтернативы
Ещё три года назад ГУВД Ташкента изучало мировой опыт по ограничению скорости.

«Я думаю, что в этом направлении, с изучением международного опыта, мы будем работать и прорабатывать [вопрос снижения скорости]», – сказал тогдашний замминистра МВД, начальник ГУВД Ташкента Рустам Джураев. С тех пор ситуация не изменилась.

Много лет тому назад считалось, что для решения проблем с пробками нужно строить больше широких дорог. Но машин много не бывает. Современный мир это понял, стал грамотно усложнять условия для водителей и дал им альтернативу – предсказуемый общественный транспорт, хорошие тротуары и велоинфраструктуру.

Ограждения вдоль улиц не гарантируют, что никто не будет перебегать дорогу в этом месте. Но они создают мнимое ощущение безопасности у водителя.

Когда автомобиль на высокой скорости врезается в забор, детали конструкции разлетаются в стороны и могут убить пешеходов, которые были на тротуаре и ничего не нарушали. Такие случаи уже известны в России. Не хочется проверять их на наших гражданах.

Дополнительно ограждения вдоль улиц сделаны с шипами, чтобы у пешеходов не было желания перелазить через них. Однако если упасть на такую ограду в случае ДТП или несчастного случая, ваши шансы остаться в живых так же высоки, как вероятность того, что скоро мы начнём избирать хокимов.

Представьте, что третий Ренессанс уже наступил. Коррупция побеждена, экономика идёт в гору, у всех равный доступ к качественному образованию, а газ, свет и интернет есть везде.

На этом фоне я был бы совершенно спокоен за безопасность велосипедистов и потенциальную судимость водителей. Потому что любой ренессанс подразумевает развитие общества. Сегодняшние заборы таким людям покажутся избыточными. Допустим такую крамольную мысль – меньше ограждений, – и очередное возрождение станет ближе.

Как живут наши высокоразвитые потомки? У них узкие улицы с выделенной полосой для общественного и спецтранспорта. Максимальная скорость движения в городе снижена до 50 км/ч. Ограждения вдоль улиц демонтированы.
Ким Чен Ын «рассказывает» о стене между двух Корей
Электрические заборы в наше время используют против овец и динозавров. Но на границе между Южной и Северной Кореями есть забор под напряжением. Он сдерживает порывы людей пересечь границу. Пока у северян есть электричество, забор будет работать.
реклама
реклама
Где найти хокима для работы
Правительство строит заграждения везде, где может. Олий Мажлис, многие министерства и большинство хокимиятов защищены металлическими конструкциями как от врагов. Это просто места, где работают чиновники на деньги с наших налогов в наших интересах. Но на вид что ни здание, то казначейство.

Хокимият Ташкента охраняет длинный забор. Интересно, что рядом с ним находится «Пойтахт-банк», вокруг которого нет никаких оград. Хокимият бережёт себя больше, чем банк с деньгами, хотя мирное небо раскинулось над всеми.

В 2018 году администрация Чиланзарского района избавилась от решёток, чтобы стать ближе к гражданам. Кажется, городской хокимият на это пока не решился. Для входа в его здание нужно пройти два пункта охраны. Можно было бы убрать забор, как это сделал младший брат городской администрации – хокимият Чиланзарского района, и ограничиться внутренним контролем. Так происходит в странах с маленьким КПП и высоким ВВП.
Своими заборами власть показывает, что не может заставить закон работать, не может решиться сделать город комфортнее для пешехода. Чиновники, принимающие решения об установке ограждений, не видят их. Они не видят город глазами пешехода, потому что между зданиями передвигаются на солидных черных «Малибу».

Чиновникам стоит помнить, что за их заборами гуляют соратники, а не враги. Не нужно их бояться.
Королева Виктория «рассказывает» о самом длинном заборе в мире
Дикие собаки динго мешали австралийским фермерам, разводящим овец. Для решения проблемы в 1885 году построили забор, защищающий пастбища. Конструкция растянулась на 5614 км и стала самым длинным забором в мире.
Где забор оправдан?
Ограда в том или ином виде — хорошее изобретение. В свое время она позволила выжить нашим предкам. Поэтому теперь я могу писать о том, что её надо выпилить. Но речь в тексте идёт не о том, чтобы убрать вообще все заборы в стране, а только те, которые не нужны.

Все организации, где несовершеннолетние проводят много времени, следует ограждать в интересах детей. Архитектурные памятники — можно выборочно.
Сады требуют специального ухода, занимают большую территорию, следить за которой непросто, и не рассчитаны на бесконтрольное посещение посторонними.

Зелёные парки без аттракционов необходимо освободить от ограждений, но парки с оборудованием стоит оставить под охраной.

В список исключений, где не требуется демонтаж, стоит отнести перечисленные ниже объекты. Если здания и территории сейчас не окружены ограждением, можно так и оставить. Но при необходимости заборы для этих объектов допустимо использовать.
  • Школы, учебные центры для детей, детские сады, центры дошкольного образования;
  • Промышленные объекты и склады;
  • Объекты, представляющие прямую и очевидную угрозу здоровью и жизни;
  • Военные, стратегические и секретные объекты;
  • Объекты с вооруженной охраной;
  • Мосты, переходы, ограждения у водоёмов в черте города (вдоль рек, каналов, озер);
  • Площади с перепадом высот от 30 см и более (парковки, смотровые площадки);
  • Архитектурные памятники;
  • Городские парки с аттракционами;
  • Зоны отдыха и спортивные площадки;
  • Внутренняя территория частных участков;
  • Ботанические и плодоовощные сады;
  • Дороги, предназначенные для передвижения транспорта на скорости выше максимально допустимой скорости езды в городе;
  • Строительные участки с действующим строительством.
Необходимо повсеместно убрать лишние ограждения и переключиться на современное мышление.
Си Цзиньпин «рассказывает» о Большом Китайском файрволе
«Великий китайский файрвол», он же «Золотой щит», успешно блокирует основные западные сайты: все сервисы Google, Facebook, Twitter, Youtube, Blogger, Wordpress и другие ресурсы. После «революции зонтиков» в Гонконге заблокировали и Instagram. С перебоями работают мессенджеры Viber и KakaoTalk. Line заблокирован. Чтобы воспользоваться сервисами на территории КНР, нужен VPN.
Участок канала огорожен только с одной стороны. Безопасность же с обеих сторон сделает замечательную прогулочную зону. Пусть она будет небольшой, но приятной и неожиданной. Такие мелочи украшают город и делают его дружелюбнее.
Фото: Азамат Шамузафаров / «Газета.uz»
Требования к ограждениям
Обозначать ограничения можно без использования ограждений. Они могут быть заметными и понятными, не создавая при этом визуальный шум, не закрывая обзор и не довлея над горожанином.

Самое простое решение — кустарники. У нас достаточно зелени, которая растет в неприхотливых условиях. Необязательно тратить много денег на озеленение: можно сажать их с шагом в несколько метров. Так вид будет более дружелюбным.
Использование полусфер и металлических столбиков не где-то далеко, а на улицах парка «Ташкент-сити».
Фото: «Газета.uz»
Дополнительно можно использовать низкую преграду с насыпью или садом камней. Достаточно показать, куда не нужно наступать – нет необходимости буквально создавать максимально возможные препятствия, которые нельзя преодолеть.

Хорошо работают декоративные столбики или полусферы. Они препятствуют проезду автомобилей и защищают пешеходов лучше, чем привычная нам ограда. К установке таких решений уже прибегают в частном секторе или при строительстве бизнес-центров.
Железную ограду межвузовского спорткомплекса можно было бы заменить лёгким еврозабором
Фото: «Газета.uz»
Чем заменить забор и как должна выглядеть его альтернатива?
Любые архитектурные решения должны соответствовать потребностям маломобильных граждан. Действующие на бумаге СанПиНы и законы расскажут, как это сделать. Решения также должны приниматься с участием членов организаций людей с инвалидностью.

Дизайн ограждений вдоль каналов и рек должен быть единым на протяжении всей артерии с обоих берегов. Заборы вдоль водоёмов требуются не всегда. Спокойные каналы можно оставить доступными для людей или хотя бы сделать спуски к воде. Чтобы отбить у людей желание прыгать в реки с опасным течением стоило бы оставить максимально доступные пляжи. Раньше такие были в Национальном парке и парке Гафура Гуляма, на озере Бахт.

Все ограждения следует красить в чёрный цвет. Он хорошо сочетается с другими цветами, поэтому не испортит внешний вид зданий и общественных пространств. В отличие от парадного белого, чёрный лучше переносит внешние воздействия.

Авторский контроль — редкое явление в наших краях. Зачастую исполнители проекта по разным причинам не следят за точным выполнением проектов. Поэтому нам нужно однозначно прописать требования к объектам малой архитектуры, чтобы не оставалось места самодеятельности.

Нельзя устанавливать и красить столбики, заборы и другие объекты в отрыве от окружающей среды. Если у нас уже есть здание в классическом стиле, ставить рядом с ним пластиковые цветы – плохая идея. Красить столбики в жёлтый или зелёный в общественной зоне, выдержанной в национальном стиле, – тоже так себе креатив. В таких случаях всегда поможет чёрный.

Все соседствующие объекты должны быть в гармонии друг с другом. Можно даже придумать цветовое кодирование, когда в каждом районе есть свой нейтральный цвет для альтернативных заборам объектов.
Красить малую архитектуру из камня или бетона не нужно. Это может требоваться, если хочется избежать преждевременного износа. От этого, кстати, спасают качественные натуральные материалы. Объекты из них выглядят органично и не требуют окраски. Такие конструкции впишутся в городскую среду с большей вероятностью, чем самостоятельно окрашенные.

Бордюры, малая скульптура, цветочники и другие объекты малой архитектуры, которые разделяют пешеходную зону от проезжей, должны производиться из натуральных материалов. Это может быть камень, дерево, металл, бетон или стекло, даже если сильно хочется пластик. Пластиковые материалы выглядят дёшево, быстро изнашиваются и требуют регулярного обновления. Мы уже знаем, что менять разрушенный пластик у нас не любят.

Чтобы оградить пешеходную зону (тротуар, площадь, сквер) от проезжей, нужно использовать стационарные тротуарные столбики. Если отливать их из чугуна, нержавеющей стали или бетона, потомкам достанется великое прошлое. Высота такого барьера должна составлять 80-100 см. Такие не будут сильно выделяться в городской среде, но и не заметить их будет сложно.

Расставлять столбики стоит на таком расстоянии друг от друга, чтобы не пришлось снимать ролик о плохих водителях, паркующихся на тротуарах. Для спецтехники можно предусмотреть специальный проезд, где столбики будут расставлены шире.

На усмотрение архитектора пешеходную зону от проезжей допустимо отделять полусферами из натуральных материалов. Мы уже знаем, почему они лучше. Не стоит заниматься пэчворком – на одном участке полусферы должны быть одинаковыми. Мы не хотим видеть на тротуарах Tahoe. Поэтому диаметр полусфер должен быть не меньше 35 см. Иначе проедет даже «Тико».
Улица парка «Ташкент-сити».
Фото: «Газета.uz»
Часто водители позволяют себе присвоить кусок общественной земли, установив парковочный барьер. Возможно, разрешение на это даёт ТЧСЖ или махалля. Парковаться в таком месте может только тот, у кого есть доступ к замку. Пресекайте такую наглость – индивидуальное парковочное место стоит дорого.

Такие барьеры для парковки можно использовать только там, куда можно попасть по особому приглашению. Мы не гуляем по частным участкам, охраняемым территориям, складам и военным полигонам. Нам точно не хочется гулять на стоянках, поэтому барьеры для парковки следует делать исключительно там, где нет праздного пешехода, а не под своим окном у подъезда.
Один из дворов в Юнусабадском районе
Фото: «Газета.uz»
Когда вам захочется установить ограждения по периметру своей территории или, не дай бог, укрыться за воротами на въезде в квартал с многоэтажным жильём, подумайте, как вас спасать скорой помощи, милиции или пожарным. Запретите себе ограничивать проезд спецтехники ради своего блага.

Бывает, что нужно временно разделить территорию на зоны или оградить пешеходов от транспорта на время ремонта тротуара. В таких случаях можно прибегнуть к переносным столбикам и другим ограничителям.

Для парков и спортплощадок вместо металлического забора рекомендуется использовать легкие незаметные конструкции: например, сварные оцинкованные панели (еврозабор).
Например, забор вокруг футбольного поля на стадионе «Текстильщик» лучше заменить на еврозабор аналогичной высоты. Сейчас там используется стандартная тяжелая конструкция. Она бросается в глаза и портит внешний облик города, хотя могла бы быть незаметной.

Все перечисленные альтернативы вносят разнообразие в городской ландшафт, обозначают границы, разводят пешеходные потоки и отделяют проезжую часть дороги от тротуара, сохраняя свободу пешеходов.
Тит Флавий Веспасиан «рассказывает» о надписи на заборе в Помпеях
«Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, а продолжаешь нести надписей столько дрянных»?
Очень длинная, но необязательная ограда вдоль Олимпийского комитета. Никакие витиеватые узоры не оправдывают существование ограждений. Забор — все равно забор, даже если с художественной ковкой.
Вы приблизили третий Ренессанс, когда убрали ограду вокруг своего палисадника. Используйте вместо железа живую изгородь. За ней придётся ухаживать, но вы же и без неё поливали то, что охраняли ваши кованые ограждения.

Решётка еще никого не спасла от настоящих проблем — достаточно вспомнить Кыргызстан. Зато всё остальное время она портит внешний вид города или двора. Разве хочется жить в месте, где все время напоминают, что тебе не рады?

Если какой-то чиновник решится предложить пять своих благих инициатив, пусть одной из них будет ликвидация заборов. В чистом поле лучше видно героев. Равнодушные предпочитают спрятаться за забором.
Всю жизнь овца волков боялась, а съел её пастух.
Азамат Шамузафаров
Дизайнер, автор Телеграм-канала Азамат Тудэй
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Автор текста: Азамат Шамузафаров.
Все права на материалы принадлежат автору и изданию «Газеты.uz».
Запрещается любое использование фото-, графических и иных материалов, размещенных на сайте www.gazeta.uz, принадлежащих «Газета.uz» и иным третьим лицам.
Другие материалы автора
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как часто в своей жизни вы видите шрифты? Замечаете ли их разнообразие и понимаете ли, что одни шрифты читать просто и быстро, другие – утомляют глаза? Приготовьте себе капучино, наденьте теплые носки и усаживайтесь удобнее — нас ждут увлекательные истории из жизни занудных шрифтовиков.

Комментарии

  1. 18

    Алексей Николаевич

    24 февраля, 11:43

    Уже эта тема поднималась и обсуждалась. Было же уже решение снести все заборы вокруг административных зданий. Но номенклатурой, с удовольствием, сносятся только заборы огородов простого народа. Почему не трогают свои заборы? Ответ очевиден-боятся народа! Почему? Ответ тоже очевиден и известен всему простому народу..

  2. 3

    Евгений Ли

    24 февраля, 11:53

    А ещё заборы защищают от водителей, которые паркуются прямо на твоём газоне или перекрывают дорожку ведущую к офису.
    Когда заборы участков жилых домов убрали, стали появляться тропинки среза пути вместо травки(газона).
    Так что не надо лялякать, что заборы это плохо.

  3. 3

    Timur Kim

    24 февраля, 12:10

    Что тут добавить?
    Оказывается есть что)))
    Не надо рекламировать ташкент сити, мы знаем что они и деньги берут за вход на территорию и охрану приличную там содержат.
    Наверно за вход в институт акфа тоже надо будет платить как за вход в музей)))

  4. 11

    Georg Lepzunski

    24 февраля, 12:15

    Вероятно ни М. Горбачев ни Мао Цзе Дун не сталкивались с люлишками, ни с гопотой желающей справить нужду под окнами, ни с желающими сгрести мусор со своей территории на соседнюю

  5. 9

    Б@гира

    24 февраля, 12:19

    Какая замечательная статья!! Просьба к автору — обратите Ваше внимание теперь на уродливые многотонные рекламные конструкции, разбросанные по всему городу.. Как-то я, стоя на одном месте, насчитала таких “уродцев“ до 18 штук!! Это же какой-то кошмар! И это в век информационных технологий, когда ВСЮ рекламу можно разместить в интернете?!!! Город очень уродуется ими. уберите их, бога ради, мы хотим смотреть на здания, деревья, а не на эти страшилища!

  6. 2

    Слава

    24 февраля, 12:20

    Интересная статья! Заборы это страхи архаичного мышления, боязнь за себя, за свое имущество. Вокруг враги, которые мечтают сделать гадость. Недоверие. Желание скрыться и как бурундук все запихать за щеки и никому чтоб не досталось и глаза не мозолило. Тут не только заборы, это вцелом часть “азиатского мышления“. Япония тоже не лишена этой черты, хоть это очень развитая страна, но там это компенсируется иным мышлением и отношениями в обществе, без врагов и недоверия, а с желанием тотальной приватности. Это и стены домов по 3 метра и какая-то природная ненависть к окнам и открытым балконам, к скоплению людей, к скамейкам. Самая большая мечта для местного человека это иметь землю на 6 соток, построить большой дом, в котором все окна смотрят только во внутренний двор, машину личную, чтоб не быть с людьми, и закрыться там всей своей семьей. Их не волнуют ни парки, ни театры, ни наименование улиц, ни городская среда, ни общественная жизнь. Базар с парковкой и дом за семью замками без окон! Пока это мышление не изменится, люди не прекратят стремится к озабореванию себя и своей жизни. А государственные верха к сожалению не представляют из себя тот верхний слой общества, элиту, прогрессивный класс, который может быть ориентиром для остальных.

  7. -3

    Nikolay Sergeev

    24 февраля, 12:24

    Очень неоднозначная проблема. Очень многогранная.
    Не знаю, как проблема ограждений смотрится из Корнелльского университета (на исследователя которого ссылаются в начале этой заметки), но справедливости ради надо признать, что за последние 3 года МНОЖЕСТВО оград в городе убрали.
    Даже там, где ограда быть должна (есть такие объекты).
    Например, абсолютно точно, что мед. клиники ограду иметь должны (в заметке упомянут высокие заборы центра кардиологии и грудной хирургии, видимо, как неправильное явление). Правоохранительные учреждения и объекты особой важности и/или опасности ограду иметь должны.
    Ограда очень желательна между тротуарами и проезжей частью дороги, особенно на оживленных трассах с активным трафиком (спросите водителей про перебегающих где попало дорогу людей).

    Просто поразила фраза — “Что вы чувствуете, когда не можете перейти дорогу в нужном вам месте из-за забора?“ — это про что?!
    Сентенции про ограничение городской скорости до 50 км/час просто безграмотны!
    Если кто не заметил, Ташкент — мегаполис! А не тихий провинциальный городок в какой ни будь бельгии/голандии. Мегаполис с напряженным транспортным трафиком.
    Не надо валить в одну кучу неширокие внутириквартальные улицы и проезды и многополосные трассы.
    Насущной проблемой является ПОВЫШЕНИЕ скорости на некоторых участка, позволяющих надежно отделить пешеходов от проезжей части.

    Мягко говоря, ошибочно валить в одну кучу заборчики на самопальных садиках под окнами многоквартирных домов, и пограничные ограждения на границах (в начале статьи упомянуты “нестерпимые муки“ корнелльской дамы Кристин Лойенбергер при переходе через эти пограничные ограждения).

  8. -1

    Дмитрий Седухин

    25 февраля, 15:06

    @Nikolay Sergeev, То есть вы считаете, что Нью Йорк меньше мегаполис чем Ташкент? Но там нет заборов, куча машин, и да там перекрывают проезды для машин — делают из них пешеходные зоны, ну и сужают полосы и как назло пробок не увеличивается ай-я-яй ваша теория с практикой расходится.. заметьте я не говорю, что заборов там нет вообще, но не вдоль улиц или вокруг памятников, да и на газоне можно ходить и даже пикники устраивать..
    Заборы они не для безопасности, а от незнания и неумения делать хорошо.

  9. 2

    Дмитрий Седухин

    24 февраля, 12:30

    Было бы замечательно на некоторых фото для наглядности заретушировать заборы, что бы читающие (без богатого воображения) могли посмотреть как это красиво.

  10. 1

    Cipher Sayidhan

    24 февраля, 12:41

    “.. Спрячь за высоким забором, выкраду вместе с забором!..“ (из к/ф “Неуловимые мстители“):)..

  11. 4

    Ирина Калюжная

    24 февраля, 12:45

    Очень хорошая и интересная статья. А, главное, своевременная. Так надоели все эти заборы в городе, не хватает только табличек из нашего детства: по газонам не ходить!

  12. 0

    Gregg House

    24 февраля, 12:53

    Заходишь а тут какая то поломка. всегда так когда проблема действительно проблема

  13. 7

    Илдар Муратшин

    24 февраля, 12:56

    Сколько металла израсходованно на заборы? Лучше бы крыши от солнца на остановках и АРТ возводили!

  14. 8

    Светлана Сочилова

    24 февраля, 12:59

    Наша пародия на забор служит как запрет на туалет под окнами, не будет его у нас будет туалет общественный под окнами, так уже было лет 25 назад, сейчас под окнами чисто, но под дверку садика кладут как могут!!!

  15. 11

    Алишер Хурсандов

    24 февраля, 13:27

    Я живу в Ташкенте с 74-го, как поступил в институт. Так вот, заборов тогда не было даже у ЦК — главного здания республики. Они появились после беспокойных 80-тых. стали множиться с Мустакилликом, как грибы, а после “арабской весны“ паранойя силовых структур достигла максимума — и теперь имеем то, что имеем. “Страшно далеки они от народа..“

  16. 8

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 13:40

    Евгений Ли
    Водителей отгородить от газона можно не таким заметным способом, а с помощью препятствий, известных в народе как бордюр.

    Тропинки появляются, потому что архитекторы наши планируют зеленые участки прямоугольниками, а людям свойственно экономить энергию, поэтому они идут коротким путем. Это нормально. Посмотрите на скверы по городу и если там нет плотных насаждений деревьев, то люди срезают, если так удобнее. Просто там надо сделать тропинку и не переживать.

  17. -5

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 13:44

    Georg Lepzunski
    Проблема известна, но заборы — это не решение. За люли должны смотреть участковые — вопрос к ним. Формально, они такие же граждане как мы все (из тех, кто).

    Гопота такая, потому что не воспитали. Не воспитали, потому что другие ценности и проблемы. Это вопрос к правительству — почему жизнь такая, что есть гопота, которая гадит под окнами.

    Если вы будете содержать свой подъезд в чистоте, покажете своим примером, что можно не быть скотом, тогда и другие подтянутся. Лучшее воспитание — личный пример.

  18. 3

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 13:49

    Б@гира
    Про наружку мы тоже думаем. Газета уже писала об этом https://www.gazeta.uz/ru/2017/08/03/no-fences/, но возможно напишем еще.

  19. 0

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 14:15

    Слава
    Интересное замечание. Думаете, изменится в обозримом будущем?

  20. 5

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 14:19

    Nikolay Sergeev
    Расскажите, для чего медклиникам (кроме тех, где лечат психиатрические проблемы) нужны заборы?

    По всей Европе, включая мегаполисы ограничение 50 км/ч. В Великобритании, включая мегаполис Лондон, ограничение 48 км/ч.

    Заборы вдоль дорог можно ставить только, если это хайвеи за городом, где разрешена высокая скорость, а иногда даже имеется минимальная скорость, меньше которой ехать нельзя.

  21. -4

    Slava K

    25 февраля, 08:31

    @Азамат Шамузафаров,
    Прошу Вас — не нужно передергиватью
    В Лондоне ограничение на узких улочках 50км/ч, а на безсветофорных городских магистралях сколько? Ограничения пойдут на пользу только ГАИ.
    Вы очень избирательны Азамат.
    Конечно забор Хокимиата городского вас беспокоит больше всего.
    Знали бы историю этого здания не писали бы очевидной ерунды.. насчет избирательности
    Вы опираетесь на европейский опыт, безусловно положительный — только в заборах и ограничении скорости???
    А не хотите нам всем (мне не нужно — я там часто бываю!) рассказать про то, что в Европе/Англии ВСЕ граждане равны перед Законом?
    Если что я о Водителях и Пешеходах!
    У нас пешеходы “бороздящие по-диагонали“ дороги в любом “удобном для себя месте“ — обычное явление — а в Англии? Может и про драконовские штрафы для пешеходов очерк напишете?
    Отдельно.
    Пусть наши свободолюбивые пешеходы узнают, что в ЦИВИЛИЗОВАННОМ мире так, как у нас, дороги не переходят люди, а лишь барашки/овечки и коровы в далеких деревнях.
    И то, за ними кто-то наблюдает.
    Давайте Азамат!
    Напишите.
    Такой социальный заказ вам.
    Наши пешеходы-самоубийцы чаще всего, но мало этого — они еще порой и Убийцы..
    Они став причиной ДТП с пострадавшими в суматохе просто убегают резво, растворяются в воздухе. И самое главное — пешеходов-виновников потом никто не будет искать (они знают про это!).
    Зачем МВД/ГАИ искать пешехода-виновника ДТП с пострадавшими, если можно просто написать: “Водитель не справился с управлением“ или еще что-то стандартное?
    Напишите о обвинительном уклоне наших Судов, которые всегда обвиняют водителя!
    Напишите про то, что усиливается уголовная ответственность за ДТП водителям, а про пешеходов снова “забыли“.
    Сможете?
    Будьте честными не избирательно, но тотально.
    Тогда я поверю вам.
    А пока — это всего лишь заказ, рассказ в стиле “капитан-очевидность“, банальный рассказ человека “оттуда“ о том, как нам “тут“ плохо.

  22. 0

    Slava K

    25 февраля, 08:34

    @Азамат Шамузафаров,
    Расскажу вам для чего нужны заборы.
    Наши посетители больниц/роддомов в принципе не понимают ограничений на время посещения.
    Уберете заборы они будут под окнами шуметь и мешать другим пациентам.
    Заборы не самое страшное в наших клиниках.
    Побывайте в реанимации нового ТашМИ-2.. это какой-то кошмар и убожество.
    Нет КТ, нет пульсометров, нет воздуха — ну по крайней мере для обычных больных
    Про отношение некоторых мл. медработников к больным.. лучше и не вспоминать.
    Поэтому, ребята — заборы не главная проблема в нашей медицине.

  23. 1

    Азамат Шамузафаров

    25 февраля, 11:51

    @Slava K, я знаю какие штрафы в Европе. В Праге за переход в неположенном месте еще лет 10 тому назад штрафовали примерно в 200 евро. Но там есть патруль, который ловит таких нарушителей, а у нас гаишники только водителями заняты. Также я не говорил, что пешеходы молодцы, но они перебегают дорогу там, где это удобно. Водители тоже паркуются на тротуарах или газоне, потому что им тоже удобно. Таких водителей никто не штрафует.

    Вы лечите не причину, а следствие. Нужно не ставить заборы от пешеходов, а работать с планированием улиц и скоростью автомобилей. Я никогда не смогу вас переубедить, потому что вы, судя по всему, водитель и все описанное не в ваших интересах. Хорошая новость в том, что для вас ничего не изменится, потому что наши чиновники также на машинах ездят, а пешком не ходят.

  24. 1

    Азамат Шамузафаров

    25 февраля, 11:52

    @Slava K, никто не говорит, что заборы — главная проблема в нашей медицине. Я только сказал, что заборы там ни к чему. Чтобы больных не беспокоили под окнами, нужно чтобы охрана их гоняла, могла вызвать милицию и милиция приехала бы, а не трассу охраняла в это время.

  25. 0

    Slava K

    25 февраля, 12:28

    @Азамат Шамузафаров,
    И я знаю какие штрафы.
    Напишите об этом.
    Напишите красочный (с фотографиями) очерк о том, как женщины в возрасте 40-50л лезут через забор с детьми/внуками/внучками напротив Ипподрома
    Напишите про переход дороги перед ВСЕМИ базарами
    Сфотографируйте инспекторов, которые часто стоят тут же, “пасут водителей“ и совершенно “не видят“ пешеходов. Вот попробуйте.
    Хайп будет в комментариях на этом сайте — вас будут Критиковать и орать вам вслед.
    Но, вы скажете ПРАВДУ.
    Пока все это — не о чем.
    Простите за прямоту.

  26. 0

    Slava K

    25 февраля, 12:32

    @Азамат Шамузафаров,
    Охрана в больницах не для того, чтобы гонять под окнами. а для того, чтобы собирать деньги с посетителей.. и бегать с передачами

  27. -1

    Азамат Шамузафаров

    25 февраля, 20:03

    @Slava K, я не отрицаю этой проблемы. Но причина ее в других вещах; не потому что люди тупые, которые перебегают дорогу, а потому что дороги так сделаны. Почему пешеходов пускают над дорогой, а водителям не строят подземный проезд как на Северном вокзале? Вот о чем речь. Хотя бабке с тележкой значительно труднее перейти дорогу, чем среднему водителю с комфортом сидя пролететь тот же участок за несколько секунд.

  28. 0

    Slava K

    26 февраля, 09:09

    @Азамат Шамузафаров, построить везде тоннели невозможно.
    И вы либо не замечаете, либо действительно уходите от острой темы
    Инспектора ГАИ абсолютно не замечают, не штрафуют и пр.. пешеходов!
    От слова “совсем“.
    Именно от этого и происходят десятки-сотни ДТП в год. С погибшими в том числе.
    Не нужно кивать на неправильные дороги (как обычно у вас будет виноват гор. хокимиат), а нужно наконец-то начать соблюдать Закон (ПДД) всем, вне зависимости от того, за рулем или пешком, на велосипеде.
    Пора начать оправдывать водителей в случае наезда на пешехода в неположенном месте.
    В Европе с пешехода или его семьи еще и компенсацию водитель может получить.
    Что же вы об этом не пишете???

  29. 0

    Азамат Шамузафаров

    26 февраля, 11:17

    @Slava K, вместе с штрафами для пешеходов надо построить достаточно зебр и светофоров.

  30. 9

    Val Smirnov

    24 февраля, 15:11

    А мне понравилась статья и поднятая проблема, и подача материала. До развала Союза по службе заглядывал в ЦК партии -никаких заборов не было.
    Три года проучился в аспирантуре (в Москве), вернулся как раз в 90-м и первое, что бросилось в глаза — это забор вокруг бывшего ЦК. А дальше любая собачья будка стала окружаться оградой. Поэтому в сознании прочно врезалась и застряла ассоциация “Независимости“ с заборами.
    А прежнее сравнение западной прессы СССР с “лагерем“ уже больше напоминало комплимент совку. Да, заборы -это позорное явление, это лицо зоопарка в лучшем случае и зоны — в худшем (как вариант-одно сменяет другое и пойми кто -где). И если верно, что по отношению к пожилым и детям судят о прогрессивности общества, то по количеству заборов можно судить о свободе членов общества.

  31. 5

    Carl Corey

    24 февраля, 15:45

    Заборы, заборы, заборы.. они действительно всем надоели. Факт. И, в первую очередь, заборы должны быть убраны у всех зданий госорганов (хокимияты, и очень многие другие), кроме правоохранительных органов, да и то не всех. И если МВД, СГБ и военные части — это те объекты, где заборы логичны, абсолютно непонятно, зачем заборы и КПП не военным или боевым гос учреждениям.
    И со стандартизацией имеющихся ограждений тоже согласен. За это плюс)

    Однако, не согласен с заборами медучреждений. Да, поликлиникам никакие заборы не нужны, но вот клиническим больницам, где люди проходят лечение — считаю, что очень даже нужно. Во-первых, больницы и клиники это места с инфекциями, а так же достаточно слабыми пациентами (кто болеет, кто после операции/процедур). Во-вторых, кто лечился хоть в одной больнице, уж точно не захочет, чтобы её территория была без ограждений. Тогда по вечерам далеко не везде будет спокойно (по безопасности наш город не везде как Сингапур или Дубай).
    Школы и детские сады — да, им забор нужен обязательно. Вузам нет.

    Потом насчёт личных парковочных мест внутри дворов многоквартирных домов. Да, это несколько портит вид, но жителям где-то надо держать свою машину, инфраструктуры для этого нет вообще, гаражей теперь тоже нет. Поэтому и делается некий компромисс. Как и многое у нас в городе — придется через компромиссы идти.

  32. 11

    NT

    24 февраля, 16:46

    Посмотрите на Алматы. Аким города Байбек в свое время убрал все заборы в городе. Какой красивый и современный стал Алматы сейчас. Находишься там и чувствуешь себя как в Европе. Уберите заборы и город станет приятнее, чище (легче дворникам убирать мусор). Также снизится бюджет города на ремонт, установку, покраску ежегодную заборов. Одни плюсы только.

  33. 4

    Nikolay Sergeev

    24 февраля, 16:50

    уважаемый автор статьи Азамат Шамузафаров.
    Вы сделали большую и интересную работу, видимо перелопатили большой массив источников — и это здОрово!
    Не принимайте так ревниво и близко к сердцу мелкую критику или вопросы, или зачастую даже не понимание ваших читателей — это НОРМАЛЬНО!
    В целом ваш посыл понятен — хорошо, когда окружающая среда благоприятна, ухожена, красива и т.п. Это очень хорошо. Было бы..
    Но реальная жизнь, увы, вносит коррективы — кто то сдуру перебегает дорогу где попало, прям под колёса, а потом именно водитель виноват вплоть до уголовного наказания,
    кто то гадит где приспичило, кто то бредёт через газоны, а кто то непременно бросит камень в окно. Например больничной палаты, или любого другого здания.
    Есть у нас такие “способные“ сограждане. ЕСТЬ!
    Это мы с вами не такие, мы правильные, чистые, желающие всего хорошего и красивого.
    Но увы, “кое где у нас порой“ (с)..
    Поэтому кое где у нас порой нужны заборы! Конечно же без фанатизма (свойственного еще недавней нашей истории, вот прям 4 года назад).
    И опять повторю — за 3 года убрали МНОЖЕСТВО заборов! как этого не заметить?
    P.S.
    хорошо, что вы здесь еще не приписали что BLM, про толерантность и пр. пургу полоумных европейско-американских товарищей.. это к тому, что примеры “европейских столиц“ не всегда безусловно хорошиИ..

  34. 4

    Азамат Шамузафаров

    24 февраля, 19:28

    Nikolay Sergeev
    Спасибо, теперь мне понятнее.

    Все же я сторонник того, чтобы лечить причину, а не следствие. Множество заборов убрали, потому что до этого их поставили. Вы просто выгляните в окно в любом месте и обязательно будет забор или ограда. Есть в городе места, где можно просматривать вид на 5-6 заборов и оград.

  35. 4

    Дорожник Эргаш Кузиевич

    24 февраля, 19:32

    У подхода к салону краксоты “D i l b a r“ по ул. Юнус ота Юнусабадского района поперек тротуара устроена металлическая декоративная ограда из труб высотой 0,5 метра с острыми копияподобными верхами. Хозяин этой архитектуры не думает, что если его ребенок или он сам нечаянно упадет на них — шипы свободно вонзятся в тело ( такой случай был в Чарваке при моём проживании там). На моё замечание не обратили внимание.!
    Далее, я считаю, что возведение арочных ворот с надписями на любых улицах или дворах — это эгоизм руководителей, затраты налогов наших

  36. 2

    Askar Baybuzov

    24 февраля, 22:35

    Проблема не в том, что везде заборы, а в том, что заборы низкие. 60см — через такой забор даже ребенок спокойно перелезет. Заборы должны быть высотой минимум два метра, чтобы никто перелезть не смог.

    А еще проблема, что заборы решетчатые. Между прутьями голову можно просунуть. Это небезопасно. Заборы должны быть сплошными бетонными.

    Прежде всего двухметровыми заборами нужно отделить проезжую часть от тротуара. Тогда и дорогу перестанут пешеходы перебегать, и водители парковать машины вдоль дороги перестанут.

    Еще нужно возле каждого дома поставить забор высотой с дом, чтобы весь мусор, что жители дома выкидывают в окна, оставался возле дома лежать, а не на газоне-тротуаре рядом.

  37. 7

    Vereshagin Pavel

    25 февраля, 04:05

    А ещё это город чёрных (задних) входов. Главные двери госзданий — для красоты.

  38. -1

    Slava K

    26 февраля, 10:13

    @Vereshagin Pavel, для Больших Начальников.
    Для сотрудников — сбоку!

  39. -1

    Nargiza Yusupova

    3 марта, 17:05

    @Slava K,
    Однажды я слышала, что президент Гете-института в Мьюнхене использовал задний вход, чтобы сотрудники не узнали, что он едет на работу на трамвае.

  40. -1

    Вячек Кечав

    25 февраля, 15:53

    У кого нет заборов — это дело времени. Появится финансирование — появятся и заборы.

  41. -1

    A K

    25 февраля, 17:12

    Можно ещё привести в пример Чингизхана. Он “рассказал“ бы как дважды китайскую стену форсировал и показал её уязвимость.
    И ещё один забор в городе нужно оставить. За этим забором памятник любителю заборов.

  42. 0

    Sergey Prostorov

    26 февраля, 08:05

    “И если мы протянем в ряд
    Заборы, что вокруг стоят,
    Они легко достанут до луны“
    (с) Машина времени

  43. -1

    Nargiza Yusupova

    3 марта, 16:55

    Очень хорошая статья! Не зря европейцы называют наше государство военным государством. Надо убрать заборы до единого!

  44. 1

    Лола Махмудова

    4 марта, 02:15

    Тема поднята хорошая убрать заборы, но чиновники опять перегнут палку, заставят убрать заборы возле многоэтажек и что.. раньше возле домов были полисадники, огороженные “живой изгородью“, росли цветы и была красота, а потом “благоустраители“всё выдрали с корнем и что сейчас — либо закатано в асфальт, либо просто голая земля и стоят под окнами автомобили, а от них гарь, шум, это видят участковые и закрывают на это глаза, хотя по санитарным нормам это нарушение. Надо вернуть придомовые полисадники с цветами, заасфальтировать внутри кварталов дороги и тогда будет красиво, эстетично и прохладно

Отправить Выйти Отменить От:

Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.