Американские мэры не верят, что дерево можно просто так срубить. В городе Толидо не помнят, когда здесь последний раз погиб пешеход. В администрации работают 35 общественных советов, а над предложениями инвесторов думают по 15 лет. Об управлении американскими городами — в проекте «Америка работает» Никиты Макаренко.

В американских городах есть огромное количество проблем. И они точно не являются примером для слепого копирования. Характерной чертой любого города в США является тотальная автомобилизация и неразвитость общественного транспорта. Если у вас нет автомобиля, в небольшом городе вы даже не сможете съездить в супермаркет за продуктами. Вся инфраструктура рассчитана на автовладельцев, и за этим стоят мощнейшие автомобильные концерны и огромная история автомобилизации длиной в XX век.

Но вот что в американских городах действительно хорошо — так это прозрачная и демократичная система управления. Горожане выбирают на свободных выборах членов Городского совета — это аналог нашего Кенгаша при хокимияте города. И отдельно выбирают себе мэра. Совет контролирует деятельность городской администрации, ее казну и утверждает или не утверждает решения мэра. Совет и мэр имеют достаточно полномочий и власти, чтобы контролировать друг друга. И они заинтересованы работать для горожан и на благо горожан. Все очень просто. Если жители не будут счастливы, то мэра и членов совета не изберут на следующий срок.

Этот механизм позволяет сделать американские города приятными местами для жизни. За редким исключением, в городах США все в порядке с инфраструктурой, улицами, тротуарами, общественными пространствами, электричеством, газом и водой.

Для того, чтобы подробно изучить работу администрации американского города, я отправился в город Толидо в штате Огайо. Он меньше Ташкента, здесь проживают всего 280 тысяч человек. Толидо несет на себе отпечаток упадка: когда-то он был центром стекольной промышленности США и гордо назывался «Glass City». В 80-х производство пришло в упадок, и город с трудом оправляется от депрессии. Сегодня он известен тем, что здесь собирают внедорожники марки Jeep.

Городом руководит прогрессивный мэр, 46-летний Уэйд Капсукевич. Он начал работать на своем посту в январе 2018 года. Уэйд известен активной реконструкцией улиц, продвижением велосипедов в качестве альтернативного транспорта, сохранением исторических зданий и парков. Наш человек!


Мэр Толидо Уэйд Капсукевич.

Земля в иллюминаторе

Я решил обсудить с Уэйдом проблемы, которые существуют в Ташкенте, и узнать, какие механизмы применяются в его городе для решения аналогичных проблем. Начали мы с самого болезненного: распределения земли. В Ташкенте только-только начали говорить о том, что наконец-то нужно создать генеральный план города. Пока что с землей у нас все очень хаотично, и точечная застройка порой вызывает большое недовольство у граждан.

Уэйд Капсукевич: Большинство земли в Толидо не принадлежит государству, она принадлежит частным гражданам. В нашем округе вся земля разделена на 210 тысяч участков земли. 208 тысяч из них принадлежат частным владельцам. Я владею участком, где мы живем с моей семьей. Государство никак не вовлечено в продажу земли, это частное дело. Если нам нужно приобрести землю для государственных нужд, то мы стараемся ее купить: идем к хозяину и делаем ему предложение. В большинстве случаев получается договориться. Хозяин получает деньги, мы строим то, что нам нужно.

Уэйд: Иногда, и это случается очень редко, когда две стороны не могут договориться, государство может легально изъять землю у частного владельца. Мы все равно заплатим, тут нет сомнений! Но иногда люди не хотят отдавать землю, даже если им заплатить миллиард долларов. Тогда мы будем доказывать в суде, что изъятие земли в интересах всего общества. Владелец вправе нанять адвоката, чтобы бороться против изъятия. И решать будет судья, который даст или не даст нам такое право.

Здесь все достаточно просто. В Узбекистане нет частной собственности на землю, хотя есть мнение о том, что необходимо ее ввести. Нам ближе вопрос распределения государственной, общественной земли. Как с этим поступают в Толидо? Ответ: они не торопятся.

Уэйд: Вот хороший пример. У нас за рекой есть большое зеленое поле. Оно принадлежит городу Толидо. Это 70 акров очень ценной земли, и что-то там должно происходить. Она стоит пустой уже 15 лет. Город хочет развивать эту землю. С нашей точки зрения, бизнесмены смогут сделать это лучше, чем администрация города. И стоит вопрос: кому достанется эта земля? В течение 15 лет разные бизнесмены приходят и приносят предложения. У нас была группа инвесторов из Китая и другие бизнесмены с другими идеями. Наконец, в прошлом году мы приняли решение.

Уэйд: Мы решили продать землю джентльмену из Коламбуса, что в штате Огайо. Потому что мы почувствовали, что его план имеет больше всего смысла. Он собирается построить там несколько жилых домов и другую недвижимость. Победитель был выбран не потому, что он заплатил нам. Мы выбрали его, потому что почувствовали, что у его плана больше всего шансов на успех. Инвесторы из Китая, наверное, думают: «Нет, наш план был лучше». Возможно, и может быть, мы и не правы. Мы тоже делаем ошибки.

Уэйд: Наши аргументы были такие: у этого инвестора было больше денег, а значит больше гарантий для успеха. Для города это будет лучше. Много раз бизнесмены хотели купить эту землю и просили налоговые послабления. Это значит, что деньги пойдут в обратном направлении. Видите? Нет такого, чтобы инвесторы давали нам взятки. Наоборот, они просят у нас поддержку. А этот джентльмен не просил льгот. Мы бережем деньги наших налогоплательщиков.

Уэйд сказал, что решение о выборе инвестора он принял самостоятельно, и признался, что администрация города не застрахована от ошибок. У нас в Ташкенте происходит то же самое. Решения принимаются за закрытыми дверями, и нет механизма для их контроля. Какие инструменты есть у жителей Толидо?


Уэйд демонстрирует общественную землю, которая недавно была продана частному инвестору.

Уэйд: Распределение общественной земли да и вообще любой процесс, который связан со строительством, абсолютно открыт для общественности и прессы. Если кому-то нужно построить объект, то устраиваются общественные слушания. Инвестор идет и устанавливает на участке знак, что, например, слушания состоятся в здании мэрии 10 августа в 16:00. Есть закон, который требует анонса таких мероприятий. Это нужно для того, чтобы у общества был шанс дать свои предложения, высказать свое мнение. Это не наша идея — так говорит закон, и все должны его выполнять.

Давайте посоветуемся!

В Ташкенте уже несколько месяцев как действует Общественный совет города, который пытается сделать городскую администрацию прозрачнее и дружелюбнее. Его первые шаги порой вызывают шквальный и демотивирующий огонь критики. При этом желающих работать в совете немного. А что ташкентцы скажут, когда узнают, что в 280-тысячном Толидо при хокимияте города работают 35 общественных советов? О, американцы любят заботиться о своем городе.

Уэйд: 200 лет назад жил джентльмен Алексис де Токвиль, он был французом. Он приехал в США как исследователь и написал книгу об американцах. И одна вещь, которую он тогда подметил, актуальна и сейчас. Он сказал: «Американцы любят формировать группы». Это один из компонентов, который связывает всю нацию. Люди часто думают, что мы индивидуалисты. И это правда, у американцев есть свирепое желание быть независимыми. Но в то же время в нашем ДНК есть страсть формировать группы, клубы и организации. Это часть нашей культуры.

Уэйд: У нас есть группы по любому поводу. Абсолютно любому. У каждого парка в городе есть свой совет. У каждого! Люди собираются и пишут рекомендации о том, что нужно изменить в парке. При администрации Толидо есть 35 советов, которые помогают нам управлять городом. Да, я и городской совет можем игнорировать их рекомендации. Но мы этого не делаем! Если кто-то собирается и тратит свое время, то мы слушаем его. Это в наших интересах! Потому что если мы не будем слушать, за нас не будут голосовать.

Уэйд показывает мне свежую газету, на которой видна фотография: возле его дома собрался митинг. Люди протестуют против несправедливого, по их мнению, убийства подозреваемого полицейским. На этом примере он хочет показать, насколько важна свобода слова и как важно дать людям право высказаться с критикой действия властей, пусть они даже и не правы.

Уэйд: Если какая-то проблема становится очень важной, то граждане формируются в группы органично, без лидера, по собственному желанию. Вот, смотрите, люди собрались перед моим домом прошлой ночью, они стояли до часу ночи. Не на моей частной земле, это запрещено. Они стояли на общественной, скандировали слоганы. И это в порядке вещей! Это здоровая ситуация для демократии. Наша страна была основана бунтарями, людьми, которые протестовали против статус-кво. Я говорил с шефом полиции, он сказал: «Мы можем усмотреть здесь нарушение закона. Например, есть закон против нахождения в общественном месте без цели». Но я сказал: «Нет, не нужно». Лучше разрешить им протестовать. Это более умная стратегия.

Уэйд: Часть нашей системы взаимодействия с общественностью — это разрешить группам людей делать то, что они хотят. Даже если я не согласен с ними! Например, я думаю, что они совершенно неправы. Они эмоциональны, их факты совершенно неверны. Это ничего, пусть выскажутся. У нас в городе 280 тысяч человек. Пусть протестуют 20 из них. Не стоит трогать их. Это часть нашей политики. Разрешить определенное количество самовыражения. Если они начнут заходить на частную территорию и бить мои окна — вот тогда они будут арестованы.

Брать или не брать?

В ходе проекта «Америка работает» я обсуждаю тему коррупции с каждым американским чиновником. Уэйд Капсукевич не стал исключением. Что мотивирует не брать взятки лично его?

Уэйд: Конечно, размер зарплаты очень важен для того, чтобы чиновник не брал взяток. Мэр Толидо получает хорошую зарплату. Но наш городской совет получает мало денег. Наши 12 членов совета — это пенсионеры или люди, которые работают где-то еще. Член совета получает примерно 2 тысячи долларов в месяц. Я получаю 120 тысяч долларов в год (10 тысяч в месяц). И я один из самых низкооплачиваемых мэров в США. Это точно. Каждый раз общественный совет собирается и думает — поднимать ли зарплату мэру и членам совета? Год назад этот совет рекомендовал поднять зарплаты, мы провели референдум среди жителей, и они сказали «нет».

Уэйд: С такими зарплатами нам очень тяжело найти людей в штат. Я искал шефа администрации. По закону, я не могу платить за эту позицию больше 120 тысяч в год. Когда мы стали искать кандидатов, мы разослали объявления во все места. Никто не ответил! Есть маленький город Хэмильтон, южнее Цинциннати. Он в 20 раз меньше Толидо. Там шеф администрации получает 200 тысяч в год. Очень трудно привлечь талантливых людей. И в то же время в городе есть люди, которые думают, что нам платят чересчур много! «А, они все равно коррумпированы», — говорят они. Нам тяжело.


Рабочее место мэра Толидо.

Уэйд рассказывает, что важной мерой по борьбе с коррупцией является прозрачность доходов американских политиков. По его мнению, это не всем им нравится, но политики обязаны быть прозрачными для общественности.

Уэйд: Люди, которые идут в политику, в основном уже богаты. Мы идем в политику не ради денег. Тем не менее, я вижу угрозу коррупции в системе пожертвований на избирательные кампании. Есть опасность, что крупные доноры чьих-то кампаний получат специальные привилегии, если их кандидат станет мэром. Из-за этого мы обязаны заполнять бесчисленные документы для комиссий по этике, советов по выборам. И все эти документы открыты для общества. Можно узнать, кто давал нам пожертвования, в каком размере. Я должен сообщать о своих собственных средствах, показать свою недвижимость, источники дохода, инвестиции, которые у меня есть. У нас очень много ограничений. И они не идеальны. Некоторые люди нарушают их.

Пешеход — друг человека

В материале про полицию Сиэтла я выяснил, что в США, как правило, дизайном городских улиц занимается администрация города. Полиция лишь советует, как лучше. И американский дизайн хорош — переходить улицы здесь удобно и безопасно.

Уэйд: За улицы и дороги города отвечает администрация города, никак не полиция. У нас есть департамент транспорта, департамент инженеров, они занимаются дизайном. Принимают решение, нужен ли здесь круг, какие поставить знаки и какая должна быть скорость. Есть федеральные стандарты для дизайна безопасных улиц. Инженеры не могут позволить себе сделать скорость в 100 миль час на улице со школой. Даже если этого захотят.

Уэйд: Каждый раз, когда кто-то умирает в ДТП, это большая беда. К счастью, в Толидо все в порядке с безопасностью. Я могу сказать со всей уверенностью, что я не помню, когда в последний раз у нас сбили пешехода на улице. Возможно, 10 лет назад. Есть города, где происходит 10−15 подобных случаев каждый год. В Толидо это очень, очень, очень редкий случай. Может быть, один пешеход в каждые два года. Но я даже не могу вспомнить.

Трудно осознать подобное. Ташкент больше Толидо в 10 раз, но гибнет у нас людей несоизмеримо больше. Как им это удалось?

Уэйд: Есть много факторов. Часть заслуг принадлежит нашим инженерам, правильно спроектировавшим дороги. Другая причина, на самом деле, является плохой стороной Толидо. У нас нет столько пешеходов, сколько я бы хотел видеть. Я мечтаю, чтобы толидцы больше ходили, больше ездили на велосипедах. Я бы хотел, чтобы мы были в этом плане европейцами. К сожалению, если вы посмотрите из окна на наши улицы, вы не увидите много пешеходов. Люди предпочитают автомобили. Наш общественный транспорт очень беден. И я бы хотел, чтобы он был лучше, и мы работаем над этим.

Уэйд: Мы пробуем разные инициативы, чтобы заинтересовать людей общественным транспортом. Я, пусть это и звучит для вас бессмысленным, каждую неделю один день пользуюсь автобусом, чтобы приехать в офис. Я попал в национальные новости, когда стал так делать. Я делаю это, чтобы поднять интерес к общественному транспорту, показать, что это позитивный способ передвижения. Мы внедряем программу городского проката велосипедов. В других городах это уже привычно, но мы только начинаем. Мы ищем уникальные пути, чтобы продвигать деавтомобилизацию. Стараемся строить больше велодорожек. Когда перестраиваем старые дороги, то всегда добавляем велодорожки. Мы не можем заставлять людей оставить автомобили. У нас свободное общество. Но мы можем заинтересовать.


«Я приехал сегодня на автобусе. Ты должен тоже это попробовать! Больше информации на Tarta.com. Лучший способ добраться сюда». Табличка, прикрепленная на парковочном месте Уэйда Капсукевича в администрации города.

Зелень, которую любят американцы

И конечно, напоследок я не мог не обсудить с Уэйдом проблему вырубки деревьев. У нас, к сожалению, не получилось провести радикальных реформ в этой сфере. И я даже не смог объяснить американскому мэру нашу боль.

Уэйд: Этой проблемы не существует в Толидо. Я никогда не слышал о городе, в котором есть проблема незаконной вырубки деревьев. Мы очень сильно стараемся не рубить ни одно дерево, даже если оно заболело. У нас есть отдел по деревьям. Но, в основном, он занимается жалобами людей. Если нужно подрезать ветки, например. Я не могу представить себе человека на этой Земле, который любит деревья больше, чем я люблю, честно. Я сказал своей жене, что когда я умру, она должна сделать все что угодно, но похоронить меня под деревом. У нас был житель, который позвонил нам в слезах, когда узнал, что его дерево придется срубить из-за болезни. Он звонил и плакал, просил, пожалуйста, не рубите его, пожалуйста. Мы делаем все, что можем, чтобы сажать новые деревья. Когда мы вынуждены их рубить из-за болезни, у нас сердце разрывается.

В Толидо хорошо освоили популярный прием городского планирования, когда деревья используются для усиления безопасности на дорогах.

Уэйд: Мы высаживаем деревья в городе, чтобы успокоить трафик. Вы можете поставить знак скорости, но это не означает, что люди будут его соблюдать. Есть разные инженерные и дизайнерские стратегии, трюки, чтобы заставить людей ехать медленнее. Парковка под наклоном, узкие дороги. Когда вы расширяете дороги, люди начинают ехать быстрее. Много разных вещей. И одна из самых главных, верите или нет, — сажать деревья. Много исследований доказывают, что когда вы едете по дороге, вдоль которой высажено много деревьев, то подсознательно начинаете ехать медленнее.

Так как тема сохранения городских деревьев мне очень близка, я решил побеседовать об этом еще с одним мэром из штата Огайо. Я отправился в городок Боулинг Грин, которым руководит мэр Ричард Эдвардс. Здесь живут всего лишь 30 тысяч человек, не считая студентов Bowling Green State University. Но местные жители отличаются невероятной страстью к деревьям. Город 38 лет подряд получает национальную награду «Город деревьев США» и 24 года подряд — звание «Росток» за большое количество высаженных деревьев.


Мэр Боулинг Грина Ричард Эдвардс демонстрирует свидетельство статуса «Город деревьев США».

Чтобы добиться этого, в Боулинг Грин внедрили свой, уникальный механизм. Представьте, за каждым деревом в городе здесь ухаживает важный человек: Городской садовник. У него в подчинении есть несколько человек. И они знают все про каждое дерево. Как вы уже наверное догадались, в городе есть и общественный совет по деревьям. Шесть человек собираются раз в месяц по четвергам и обсуждают с садовником и с мэром проблемы деревьев. Совет и садовник занимаются огромным количеством инициатив. Раздел садовника на сайте более информативен, чем большинство сайтов городов Узбекистана.

Так, здесь можно попросить помочь подрезать дерево, записаться на образовательный семинар по деревьям, поучаствовать в городском конкурсе на лучшее фото дерева, посмотреть реестр всех деревьев, узнать, как и где будет проходить посадка новых деревьев, и многое-многое другое.

Ричард Эдвардс: У нашего городского садовника есть степень магистра в ботанике. Мы сажаем много деревьев. Деревья очень важны для нашего города. У нас нет проблемы с тем, чтобы их кто-то рубил. Некоторые деревья нужно рубить, они портятся, и это очень болезненный процесс. Это как забрать жизнь у человека. Вы знаете, у нас некоторые жители каждый день совершают молитвы своим деревьям. И когда ты говоришь людям, что их дерево нужно срубить, иногда случаются ужасные ситуации. Мы постоянно наблюдаем за каждым деревом в городе, чтобы не допустить их болезни, не допустить вырубки.

Когда я уезжал из Боулинг Грин, мой здешний друг Джон показал мне письмо, которое он утром вынул из почтового ящика. «Смотри», — сказал он, — «это от Городского садовника!» Садовник лично пишет письмо жителю города, если ему нужно зайти на частную территорию и проверить состояние дерева. Это очень настойчивый человек. Он знает каждое дерево в городе, и все они посчитаны и задокументированы. О каждом дереве заботятся. О каждом.

Это была последняя публикация проекта Никиты Макаренко «Америка работает». Предыдущие три выпуска были посвящены американской системе правосудия, полиции и начальной школе. Благодарим вас за внимание!

«Газета.uz» и Никита Макаренко благодарят Национальную авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари» за поддержку проекта «Америка работает».

Отдельную благодарность мы выражаем Посольству США в Узбекистане за информационную поддержку, Государственному комитету по развитию туризма за предоставленные сувениры для гостей и предпринимателю Олиму Мухамадиеву за логистическую поддержку.