В апреле 2022 года Кабинет министров Узбекистана утвердил постановление «О введении системы обязательной цифровой маркировки лекарственных средств и медицинских изделий». Документом предусмотрено поэтапное введение в 2022—2025 годах системы обязательной цифровой маркировки средствами идентификации с учётом групп лекарственных средств (кроме субстанций) и медицинских изделий.

Пресечение продажи поддельных лекарств. Фото: пресс-служба СГБ.Пресечение продажи поддельных лекарств. Фото: пресс-служба СГБ.

Система маркировки лекарственных препаратов предполагает, что весь процесс движения препаратов от производителя до покупателей отслеживается. Он необходим для эффективного контроля качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией. Маркировка производится с помощью нанесения уникального кода на упаковку товара. Он позволяет идентифицировать препарат и отслеживать его перемещение от стадии производства до выхода из оборота.

маркировка лекарств, фармацевтика

По правилам, отсутствие маркировки на упаковке должно сделать продажу лекарств невозможной. Только после сканирования специального кода система автоматически сформирует запись со сведениями о товаре в чеке. Если маркировки на упаковке нет, операция не будет проведена через онлайн-кассу.

В Узбекистане система маркировки лекарственных средств начала внедряться в 2022 году для борьбы с контрабандой и ввозом лекарственных препаратов в обход официальных производителей и их дистрибьюторов. Другая цель внедрения системы — не допустить попадания в оборот контрафакта и фальсификата, то есть поддельных лекарств. На данный момент в систему включены все категории препаратов. По итогам двух лет реализации проекта можно констатировать, что государство продолжит развивать систему маркировки лекарств.

Вместе с тем, стоит сказать, что при внедрении любого нового проекта, тем более такого комплексного как маркировка, могут возникнуть сложности, включающие в себя технические, организационные и финансовые вопросы, что может сказаться на готовности к своевременному запуску. Здесь необходимо отметить, что в других странах, где была введена система цифровой маркировки, наблюдались аналогичные сложности. И все они были решены.

маркировка лекарств, фармацевтика

Если говорить про опыт компании AstraZeneca в вопросе запуска маркировки лекарств, предназначенных для Узбекистана, то мы работаем в тесном контакте с регулятором и оператором национальной системы CRPT Turon, выполняем все требования, которые предъявляет государство к маркировке лекарственных средств. Для внедрения маркировки компания начала искать возможности наносить штрих-код на мощностях партнёра методом стикерования, предъявляя к нему требования по качеству в соответствии с международными стандартами.

Помимо организационной составляющей в вопросе маркировки есть и технологическая: например, внедрение в наши компьютерные системы личного кабинета для работы с цифровой маркировкой. Поскольку для нас это новая практика при работе на рынке Узбекистана, на каждом этапе пути мы получаем исчерпывающие консультации и помощь оператора национальной системы для решения самых разных вопросов.

Думаю, трудности неизбежны при внедрении такой сложной системы отслеживания препаратов. Это определённый стресс для отрасли и регулирующих органов, который может повлиять на доступность лекарств. Однако это временная ситуация. Предполагаю, что на отладку всех процессов маркировки препаратов в стране может уйти ещё несколько месяцев, до тех пор пока производители не ввезут товар несколько раз, неоднократно опробовав новые процессы.

маркировка лекарств, фармацевтика

При этом сама маркировка лекарств как мера защиты граждан от опасной продукции очень важна. Уже сейчас мы видим, что количество чеков промаркированных лекарственных средств выросло в 800 раз. Маркировка служит подтверждением оригинальности препаратов и означает, что они были правильно произведены и ввезены — а значит, безопасны для граждан.

Однако только лишь одна цифровая маркировка не сделает рынок полностью транспарентным. Для этого требуется комплексная работа государства, в том числе ужесточение законодательства с точки зрения ввоза любых несертифицированных и некачественных лекарств. Например, сегодня в законодательстве Узбекистана не урегулирована проблема «параллельного импорта». Это означает, что сохраняется возможность ввоза лекарств из других стран без согласия правообладателя. Препараты ввозятся в обход таможни, без сертификации, без соблюдения холодовой цепи, и попадают на полки аптек с нарушением контроля качества, что создаёт большую угрозу для здоровья покупателей. Не урегулирована ответственность аптек за продажу таких препаратов. Все это препятствует организации полностью безопасного и белого рынка лекарственных препаратов.

Поэтому пока не будут закрыты все правовые дыры в законодательстве, контрафакт и контрабанда лекарственных препаратов в стране продолжатся даже с внедрением цифровой маркировки. В связи с этим в Узбекистане требуется совершенствование всего правового поля, которое касается лекарственных препаратов и их ввоза в страну.

Только после комплексной работы государства такие меры, как цифровая маркировка, будут работать максимально эффективно и позволят отслеживать каждую таблетку, защищая покупателей от некачественных и потенциально опасных лекарств.

маркировка лекарств, фармацевтикаАлексей Тетерюк — кандидат политических наук, MBA, член Российской ассоциации политической науки, менеджер по доступу на рынок и работе с государственными органами (фронтьерные рынки) международной биофармацевтической компании AstraZeneca, Россия и Евразия.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.