Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Поезд ушёл
Кто ездит на пригородных электричках и что пассажиры думают об этом транспорте
Пригородное железнодорожное сообщение – перспективное направление для развития транспортной системы больших городов, но пассажиры ташкентских электричек не довольны оказываемыми услугами. Фотокорреспондент «Газеты.uz» Евгений Сорочин спросил их, почему.
Пригородное железнодорожное сообщение плохо развито в Узбекистане, несмотря на востребованность среди населения, дешевизну и безопасность. Электрички имеют преимущества в скорости перед другими видами транспорта. Они более экологичные, чем автотранспорт, и способны перевозить большое количество людей за единицу времени.

Ташкент сегодня соединен пригородным сообщением с Ходжикентом, Хавастом, Гулистаном, Бекабадом, Ангреном и Сырдарьей. С лета прошлого года начала функционировать электрифицированная кольцевая железная дорога в Ферганской долине сообщением Наманган-Андижан-Маргилан-Коканд. По ней также запущены электропоезда. По данным АО «Узбекистон темир йуллари», ежедневный пассажиропоток в электричках составляет 8200 человек.

Компания планирует закуп новых электропоездов для направления Ташкент-Ходжикент. В УТЙ «Газете.uz» также отметили, что в в будущем также планируется продлить маршрут направления Ангрен-Ташкент до Келеса, а также запустить рейс из Ходжикента до Келеса через Назарбек. В компании рассказали, что ежедневно на дороге, соединяющей Келес с Ташкентом, образуются серьёзные пробки. Решить проблему может открытие новых направлений. Железную дорогу для этого строить не придётся – она уже существует. Сроки проектов пока неизвестны.

Кроме того, четыре года назад планировалось увеличить число рейсов по направлению Бекабад-Ташкент-Бекабад до двух в день, однако из-за отсутствия новых составов это так и не было сделано.

Фотокорреспондент «Газеты.uz» Евгений Сорочин доехал из Ташкента в Ходжикент и Сырдарью на электричке и узнал мнение пассажиров об услугах УТЙ.


Чрезмерные меры транспортной безопасности препятствуют быстрой логистике. Каждому пассажиру необходимо дойти до прорехи в заборе, показать паспорт, данные которого никуда не вносятся – охрана лишь просматривает тысячи документов в день. Затем граждане должны проскочить через металлодетектор и просканировать свою поклажу.

Пассажир Руслан вместе со своим отцом Шамилем два раза в месяц ездит из Ташкента в Сырдарью и обратно на электричке. В регионе мужчины рыбачат. Однако их не устраивает расписание. Первый поезд из Ташкента отправляется лишь в 9:35 утра. Для рыбаков это поздно.
«Раньше электричка из Ташкента была в 5-6 утра. Если мы выезжаем в 9:30, значит к берегу доберемся лишь к полудню», – говорит Руслан.

Мужчины проводят в области несколько дней, а затем возвращаются в столицу. Расписание на этом пути тоже подводит. Первые два состава уезжают из Сырдарьи в 4-5 утра, а следующий — почти в 3 дня. Правда, в 8 утра есть поезд из Бекабада в Ташкент, однако по четвергам он не ходит.
«Интервал между поездами очень большой. Представьте, из Сырдарьи в Ташкент он составляет 9 часов. Последняя уезжает в город в 16:30», – отмечает Шамиль ака.

Мужчины сетуют, что на любом другом транспорте добираться из Ташкента в Сырдарью и обратно быстрее, но дороже и менее безопасно.
реклама
реклама
Школьник Эркин рассказывает, что пользуется электричкой несколько раз в месяц. Он ездит из Янгиюля в Сырдарью к матери и друзьям. Мальчик считает, что поезда слишком рано отправляются в Ташкент и слишком поздно – из столицы. При этом проезд на электричке из Янгиюля в Сырдарью обходится пассажирам в 4500 сумов, а на такси выходит 20 тысяч.
Билетный кассир сообщил корреспонденту «Газеты.uz», что электричками больше всего пользуются сотрудники компании «Узбекистон темир йуллари». Расписание им часто подходит. Кроме того, они имеют льготы на проезд. Число гражданских пассажиров увеличивается с началом учебного года до летних каникул, а также в сезон уборки хлопка.
Корреспондент «Газеты.uz» Сабина Бакаева часто пользуется электричками по направлению Ташкент-Ходжикент-Ташкент. Это единственный общественный транспорт, на котором можно добраться в горы с велосипедом, не разбирая его.

Утренняя электричка отправляется в область из столицы в 7 утра. Следующая лишь в 14:06. Ташкентцы чаще ездят на электричках по выходным, когда работающим людям хочется не только отдохнуть в горах, но и выспаться. Однако общественный транспорт не позволяет это сделать. Последняя электричка из Ходжикента отправляется слишком рано – в 16:42. С учетом длительности поездки – 2 часа 15 минут – пассажиры не смогут отправиться в однодневную поездку, полноценно отдохнув, даже если отправятся в горы первым составом.
Для направления Ташкент-Ходжикент-Ташкент планируется закупить современные поезда, которые позволят сократить время поездки до 1 часа и увеличить пассажиропоток с 2000 человек до 12 000 в сутки. Однако в компании «Газете.uz» сообщили, что увеличивать число рейсов не планируется — «из-за отсутствия потребности».
Несмотря на все неудобства, у ташкентских электричек есть некий шарм. Атмосферу в них нельзя сравнить с междугородними поездами. Из-за медлительности нахождение в электричке часто кажется бессмысленным и бесцельным делом. Поездка размаривает как летний зной, стук колёс усыпляет тела, устраивающиеся на жестких деревянных скамьях (лишь один состав с мягкими сиденьями курсирует по направлению Ташкент-Бекабад). Пассажиры распивают алкоголь, тихо беседуют друг с другом и разгадывают кроссворды.
реклама
реклама
Но одним лишь шармом сыт не будешь. Чтобы убытки не тянули электрички ко дну, нужно повышать качество услуг, в том числе увеличивать число рейсов. Сейчас пригородное железнодорожное сообщение существует только для обслуживания определенного контингента жителей регионов. Утренние электрички зачастую приезжают в Ташкент слишком рано для работающих граждан, из Бекабада – слишком поздно. Кроме того, подвижной состав настолько изношен, что пассажиры с большей охотой предпочитают электричкам автотранспорт.

Учитывая растущие столичные пробки, Ташкенту необходимо больше вкладываться и развивать пригородное железнодорожное сообщение. Этот экологичный транспорт способен перевозить колоссальное количество пассажиров и не вынужден стоять в пробках.
Текст подготовила Сабрина Файзиева.
Автор фотографий: Евгений Сорочин

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». Запрещается любое использование графических и иных материалов, размещенных на сайте www.gazeta.uz, принадлежащих «Газета.uz» и иным третьим лицам.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

  1. 3 8

    Нигора

    18 сентября, 14:03

    Лет 20 назад будучи студенткой часто ездила на электричке.
    Расписание электричек было идеальное, в Гулистан утром поезд прибывал в 8.30 утра мы успевали к 1 паре.
    С утра народу было аж яблоку негде упасть, самое классное когда пускали по 8 вагонов вместо обычных 6ти.
    Также расписание выезда электричек с Гулистана совпадал с расписанием пар в институте. После 2 успевало на 12 45 или 13 часовую, там отъезжали 2 состава с разницей в несколько минут. Один Бекабадский другой с самого Гулистана по моему. После третьей пары мы успевали на 15 часовой с Гулистана он приезжал с Ташкента 30 минут стоял и уходил обратно, мы студентами ждали друг друга в определенном вагоне, договариваль заранее, ведь сотовых не было, знали друг друга в лицо.
    Вот только после 4ой пары на приходилось ждать до 5 ти вечера, кажется это был Бекабадская электричка идущая в Ташкент.
    Опять полная, возвращались все и студенты и преподаватели и рабочие и служащие.
    Самое классное в основном мы ездили бесплатно зайцем.
    Но были и рейды когда ходили контролёры, бывало и высаживали, а вот самое классное не попасться им.
    Электричка эта была целая эпоха со своими пассажирами, историями, судьбами.

  2. 1 11

    Mark

    18 сентября, 14:03

    O`ZBEKISTON TEMIR YO`LLARI! Прошу обратить внимание на то, как проводники незаконно пополняют свои карманы — схема простейшая. Дорога от конечки до конечки делится на три зоны, за каждую нужно платить по 1500 сум. Проводники на месте берут оплату за три зоны, а квитанцию дают в лучшем случае за две! Таким образом с каждого пассажира они оставляют себе от 1500 до 3000 сумов! Прикройте лавочку! Просто посадите тайных покупателей в каждый вагон и поймайте мошенника за руку!

    Борьба с коррупцией — дело каждого!

  3. 0 11

    Мухтар Газиев

    18 сентября, 14:43

    Полностью согласен со всем вышесказанным. Хотя не все недостатки были описаны.
    По удобству этот вид транспорта у нас сделан самым неудобным. Хотя мог бы стать самым удобным для поездок в горы, включая полное отсутствие пробок.
    Спасибо за репортаж.

  4. 0 9

    Patric Hornqvist

    18 сентября, 18:12

    Давно пора сделать что-то наподобие МЦК в Москве

  5. 0 5

    Андрей

    18 сентября, 20:08

    Сколько лет этим электричкам?!

  6. 0 3

    Кондюкова Марина Викторовна

    18 сентября, 21:54

    Кажется с 1972 года электрички в Ходжикент пустили, до этого был обычный локомотив. И тащатся они совершенно не как электрички. До Ташкента переездов совсем мало, но это не мешает им просто ползти. И эти жёсткие сиденья, совершенно неудобные для сидения. Совершенный ад, очень высокие ступеньки в вагонах и слишком низкие перроны.

  7. 0 4

    dim

    18 сентября, 22:21

    Какой красивый репортаж, спасибо!

  8. 1 2

    Алижон Абдухаликов

    19 сентября, 09:43

    г. Бекабад находится в конечной остановки всей протежоности жел. дороги и находится на окраине города рядом с границей Таджикистана. Было бы желательно пустить электричку дальше в сторону Таджикистана и дальше до Андижана. И тогда поток посажиров по прибавилось бы на все 100%. Ведь раньше так было..

  9. 0 6

    Vya4er

    19 сентября, 12:11

    Буквально недавно ездил на электричке, это было в первый раз! Вполне комфортный вид транспорта, несмотря на старые вагоны. Сразу посетила мысль, что при верном подходе электричка могла бы стать продолжением городского общественного транспорта. Достаточно лишь сделать расписание движения более регулярным, чтобы у народа была полная уверенность в том. что поезд действительно прибудет, стоит только подождать. На начальном этапе пусть будет интервал с периодичностью в час, но с раннего утра и до позднего вечера, а дальше уже можно уменьшать интервал следования исходя из потока. Стоит также задумать над повышением информативности на станциях и на подходах к ним. А то сейчас получается расчет идет лишь на тех, кто знает об электричке и кто слышал, ну и плюс где-то в интернете закинуто расписание движения. Но учитывая наши проблемы с транспортом, не все склонны верить какой-то там картинке.

  10. 0 3

    Дмитрий Недоступов

    19 сентября, 18:49

    Чрезмерные меры транспортной безопасности препятствуют быстрой логистике.
    Это только одна из причин неудобства, перестал ими пользоваться после того как отменили остановку на Центральном (Северном) вокзале. Вообще нонсенс — Центральный вокзал, а приходилось переться до станции Салар. К стати там вообще никто ничего не проверяет, также как и на всех последующих станциях. В свое время Бостанлыкскую зону хотели объявить экологическим заповедником. Все м туристам планировалось на собственных машинах доезжать только до Газалкента, а дальше троллейбус, как в Крыму.
    А сейчас посмотрите в районе “Бочки“ что твориться пробки на дорогах, так скоро и Чимган потеряем в плане экологии.

  11. 0 3

    Виталий Болбас

    19 сентября, 22:00

    Поддерживаю Vya4er.
    Перед публикацией данного комментария проверил сайт “Узжелдорпасс“ (uzrailpass.uz). Там предусмотрена страница для расписания пригородных поездов. Наиболее полное оно в узбекской версии сайта, но даже там оно устаревшее, “доковидное“.
    Наиболее полная и актуальная информация о пригородном сообщении размещена на сайте tashtrans.uz и в одноименном Telegram-канале, которые поддерживаются энтузиастами (!) и не имеют отношения к государственным организациям.
    Если отменяются рейсы, то об этом не узнать, не посетив ближайшую станцию или не позвонив в справочную 1005. Только в последнее время на Telegram-канале Ташкентского регионального железнодорожного узла (https://t. me/Toshkent_MTU) стали публиковаться сообщения об отмене того или иного рейса электрички.
    Было бы здорово хотя бы сделать надписи с названиями о. п. на всех остановочных пунктах, а то как понять обывателю, не всегда умеющему читать карты, куда он приехал?
    Очень хотелось бы видеть на остановочных пунктах расписание рейсов, но вряд ли кто-то будет обновлять его на табличках, а устаревшее расписание будет только вводить пассажиров в заблуждение.
    Зато можно перенять опыт столичных наркотогровцев, а именно: создать Telegram-канал c актуальной информацией о рейсах электрички, изготовить пару трафаретов и с их помощью красиво нанести ссылку на этот канал на стены заколоченных касс остановочных пунктов.

  12. 0 4

    Виталий Болбас

    19 сентября, 22:00

    Стоит задуматься о создании транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе остановочных пунктов и станций.
    Проще всего сделать это в Кибрае. Возле районного хокимията имеется конечная маршруток, курсирующих в Ташкент. Совсем рядом — остановочный пункт Кибрай. Достаточно обустроить проход до платформы и повесить несколько указателей на видных местах.
    Другая идея, которая имеет реальную перспективу — сделать ТПУ в Газалкенте. Достаточно передвинуть остановочный пункт Газалкент на 500 метров, поближе к автостанции (туда, где раньше была стелла). Туристы, едущие до Чимгана, могли бы экономить время, пересаживаясь на такси в Газалкенте. Находящийся рядом базар мог бы стать для них подспорьем. А сам факт организации ТПУ стал бы предпосылкой для организации круглогодичных автобусных маршрутов до Чимгана, Бельдерсая, Амирсая: пассажиров для них будет доставлять электричка. Рост транспортной доступности горных зон отдыха будет способствовать росту внутреннего туризма.
    Ещё один ТПУ мог бы быть в Чирчике, но для этого потребуется перенести реконструированную пару лет назад станцию Чирчик на несколько сотен метров, ближе к рынку. Однако, учитывая, что по соседству, на территории бывшего “Чирчиксельмаша“ планируется создать кластер сельскохозяйственного машиностроения (https://www.gazeta.uz/ru/2021/07/05/plants/), может появиться шанс для переноса станции из-за потребности в высвобождении её территории под кластер и в перекладке соответствующих подъездных путей.

  13. 0 0

    Искандар Ахмедов

    21 сентября, 12:12

    “увеличивать число рейсов не планируется — „из-за отсутствия потребности““ — сделайте удобное расписание и потребность появится. В УТЙ забывают: не пассажир для поезда, а поезд для пассажира.

  14. 0 0

    Nadira Shah

    21 сентября, 19:09

    Жаль.. не хотелось бы говорить, как о трамваях в Ташкенте, в прошедшем времени. А может ещё не ушел поезд то?
    Значит, необходима срочная модификация этого вида транспорта, тем более, что он- вид транспорта ( использование электричек ) экологически чистый.
    Спасибо газета. уз за внимание к тому, что требует внимания.

  15. 0 0

    Odil Alixodjayev

    21 сентября, 19:37

    Может в порядке эксперимента одно направление частным?

  16. 0 0

    Фархад Мирахмедов

    28 сентября, 06:34

    УзХЙ и УзТЙ считаются самыми закрытыми компаниями, с многомиллионным оборотом, и с высоким уровнем коррупции. Не будут воровать, на все денег хватит, в первую очередь на обновление подвижного состава

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.

Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.