В Казахстане размер налога на добавленную стоимость может быть повышен с текущих 12% до 20%.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании 28 января поручил правительству перейти на полную экономию средств в условиях сложной экономической ситуации в мире.
«Как бы тяжело ни было, но правительство должно обеспечить тотальную экономию средств и их расходование только на решение самых насущных задач. Пришло время затянуть пояса и жить по средствам», — заявил он.
На этом заседании премьер-министр Олжас Бектенов выступил с докладом об итогах 2024 года, которые оказались хуже ожиданий. В частности, ВВП в 2024 году вырос на 4,8% при плане 5,3% и цели 6%, инфляция сформировалась на уровне 8,6% (выше прогнозов в 6−8%). Курс тенге за прошлый год обесценился к доллару на 15,5%. Нацбанк проводил валютные интервенции, также власти вернули обязательную продажу 50% валютной выручки госкомпаний.
Кроме того, в Казахстане в последние годы стабильно наблюдается «бюджетный кризис». Дефицит растёт за счёт сильного роста государственных расходов на фоне снижения бюджетных поступлений. По подсчётам аналитиков АФК, за девять месяцев 2024-го план по налоговым сборам в республиканский бюджет исполнен лишь на 52%. Выпадающие налоговые поступления заменяют ростом прямых изъятий из Нацфонда и высоким привлечением госдолга.
Премьер-министр озвучил, что необходимо повысить ставку НДС, а также снизить нагрузку на фонд оплаты труда, перенеся её на продажи.
«Для этого необходимо повысить ставку НДС, одновременно снизив социальные и обязательные пенсионные выплаты работодателя. Это повысит конкурентоспособность предприятий, создаст для них необходимые финансовые резервы. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит бизнесу увеличить заработные платы работников. Дополнительные налоговые поступления будут направлены на стимулирование экономического роста, опережающее развитие инфраструктуры, поддержку перспективных бизнес-проектов в приоритетных отраслях», — сказал Бектенов.
Заместитель премьер-министра Серик Жумангарин напомнил, что на сегодня на обсуждении в парламенте находится проект нового Налогового кодекса и в нем предусмотрен ряд мер, связанных с сокращением налоговых льгот, повышением налогов для банков второго уровня, игорного бизнеса, предметов роскоши и так далее.
В частности, предлагается повысить ставку с текущих 12% до 20%, а также снизить порог оборота для постановки на учёт по НДС с 78 млн до 15 млн тенге (с 1,95 млрд до 376 млн сумов) в год.
По его данным, из более 2,3 млн зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиками НДС являются только 137,7 тысячи, или 6% субъектов бизнеса. Из них фактически оплачивают НДС лишь 88 тысяч или 4% от всего количества налогоплательщиков, сказал он, объясняя необходимость снижения порога.
Он подчеркнул, что страна нуждается в налоговой реформе, добавив, что в парламенте находится проект Налогового кодекса, в который скоро будут внесены правки.
«Мы собираемся поднимать НДС, ставка обсуждается. В парламенте находится проект Налогового кодекса и в него внесём правки. (…) Реформа нужна и глава государства её поддержал», — отметил вице-премьер.
При этом правительство взамен предлагает упразднить социальный налог. По словам вице-премьера Жумангарина, нагрузка на фонд оплаты труда, которую платит бизнес, составляет порядка 40%, что влияет на себестоимость товаров.
Касым-Жомарта Токаев прокомментировал, что необходимо проводить реформы.
«Нет сомнений в данном вопросе. Необходимо разъяснять обществу и населению. Допустим, социальный налог: как мы будем осуществлять администрирование. Все это необходимо обсудить и продумать, как осуществить эту реформы. В целом реформа необходима, я одобряю эту реформу, но надо обсудить, исследовать. Поэтому в настоящее время в Мажилисе рассматривается проект нового Налогового кодекса. Это хороший результат, но в 2025 году надо обратить внимание в первую очередь на налоговый и бюджетный кодекс. Поэтому давайте работайте, я подтверждаю, что реформа нужна, но сейчас нам нужно уменьшить трансферты из Нацфонда, усилить его сберегательную функцию, накопившиеся в фонде средства можно направить на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Таким образом мы будем усиливать развитие. Но все же я полагаю, что этот момент, в частности, социальный налог нужно очень внимательно продумать», — заявил глава государства.
Как пишет Forbes.kz со ссылкой на данные Министерства финансов Казахстана, доходы госбюджета составили 27,1 трлн тенге, что по сравнению с 2023 годом больше на 2,2 трлн тенге, или на 8,9%. Основную долю в доходах занимают налоговые поступления, однако пятая часть приходится на трансферты из Национального фонда. Это свидетельствует о высокой зависимости бюджета от нефтяных доходов, что создаёт риски для его устойчивости в условиях возможного снижения цен на сырьевые товары.
Расходы госбюджета составили 30,7 трлн тенге, что по сравнению с итогами 2023 года больше на 3 трлн тенге, или на 10,8%.
Дефицит бюджета составил 3,6 трлн тенге, что по сравнению с 2023 годом больше на 774,9 млрд тенге, или на 27,6%. Заявленный ненефтяной дефицит госбюджета оказался на исторически высоком уровне в 10,8 трлн тенге.