В 2024 году 63 иностранные компании, оказывающие электронные услуги на территории Узбекистана, уплатили 115,8 млрд сумов налогов, что в 1,5 раза, чем в 2023 году (77,2 млрд сумов), сообщила пресс-служба Налогового комитета Узбекистана.

Число зарубежных интернет-компаний, которые платят НДС в Узбекистане, за год выросло на восемь, а их доход увеличился до 959 млрд сумов, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году (635,7 млрд сумов).

Почти весь объём налоговых поступлений приходится на 10 компаний:

  • Meta (Facebook, Messenger, Instagram, Whatsapp, Oculus) — 41,7 млрд сумов (было 26,4 млрд сумов);
  • Google — 28,99 млрд сумов (20,3 млрд);
  • Apple — 27,3 млрд сумов (12,9 млрд);
  • Amazon — 4,13 млрд сумов (2,2 млрд);
  • Вooking.соm — 3,64 млрд сумов (1,6 млрд);
  • Netflix — 1,43 млрд сумов (1,2 млрд);
  • Zoom — 1,4 млрд сумов (763,3 млн);
  • ACCA — 1,24 млрд сумов;
  • Xsolla — 966,7 млн сумов (816,1 млн);
  • Tiktok — 903 млн сумов.

Отметим, что социальная сеть TikTok с июля 2021 года находится в реестре нарушителей закона «О персональных данных», требующего размещения серверов, на которых обрабатываются персональные данные граждан Узбекистана, внутри страны. Ранее в него также входили Twitter, VK и WeChat, однако в августе 2022 года их исключили из списка, оставив только TikTok.

Оборот компаний:

  • Meta (Facebook, Instagram, WhatsApp, Messenger) — 345,99 млрд сумов (было 238,9 млрд);
  • Google — 240,1 млрд сумов (176,3 млрд);
  • Apple — 227,14 млрд сумов (120,3 млрд);
  • Amazon — 33,4 млрд сумов (22,6 млрд);
  • Booking.com — 30,29 млрд сумов (19,6 млрд);
  • Netflix — 11,7 млрд сумов (10,1 млрд);
  • Zoom — 11,57 млрд сумов (8,98 млрд);
  • ACCA — 10,15 млрд сумов;
  • Xsolla — 8,04 млрд сумов (6,9 млрд).
  • TikTok — 7,46 млрд сумов.

apple, google, meta, netflix, интернет-компании, налог на google

Стоит отметить, что Meta (Facebook, Instagram, WhatsApp) оказала электронные услуги почти на 346 млрд сумов (рост — в 1,4 раза), что говорит о возросших тратах компаний на рекламу и продвижение в соцсетях.

Так называемый «налог на Google» предусмотрен новой редакцией Налогового кодекса, которая вступила в действие с 1 января 2020 года. Налог взимается за электронные услуги, которые подразумевают предоставление прав на использование программного обеспечения (включая игры через интернет), права на использование электронных книг, образовательных материалов, музыкальных произведений и других.

Налоговый комитет открыл специальный НДС-офис, чтобы зарубежные интернет-компании могли через него встать на учёт в качестве плательщиков этого налога.