В 2024 году 63 иностранные компании, оказывающие электронные услуги на территории Узбекистана, уплатили 115,8 млрд сумов налогов, что в 1,5 раза, чем в 2023 году (77,2 млрд сумов), сообщила пресс-служба Налогового комитета Узбекистана.
Число зарубежных интернет-компаний, которые платят НДС в Узбекистане, за год выросло на восемь, а их доход увеличился до 959 млрд сумов, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году (635,7 млрд сумов).
Почти весь объём налоговых поступлений приходится на 10 компаний:
- Meta (Facebook, Messenger, Instagram, Whatsapp, Oculus) — 41,7 млрд сумов (было 26,4 млрд сумов);
- Google — 28,99 млрд сумов (20,3 млрд);
- Apple — 27,3 млрд сумов (12,9 млрд);
- Amazon — 4,13 млрд сумов (2,2 млрд);
- Вooking.соm — 3,64 млрд сумов (1,6 млрд);
- Netflix — 1,43 млрд сумов (1,2 млрд);
- Zoom — 1,4 млрд сумов (763,3 млн);
- ACCA — 1,24 млрд сумов;
- Xsolla — 966,7 млн сумов (816,1 млн);
- Tiktok — 903 млн сумов.
Отметим, что социальная сеть TikTok с июля 2021 года находится в реестре нарушителей закона «О персональных данных», требующего размещения серверов, на которых обрабатываются персональные данные граждан Узбекистана, внутри страны. Ранее в него также входили Twitter, VK и WeChat, однако в августе 2022 года их исключили из списка, оставив только TikTok.
Оборот компаний:
- Meta (Facebook, Instagram, WhatsApp, Messenger) — 345,99 млрд сумов (было 238,9 млрд);
- Google — 240,1 млрд сумов (176,3 млрд);
- Apple — 227,14 млрд сумов (120,3 млрд);
- Amazon — 33,4 млрд сумов (22,6 млрд);
- Booking.com — 30,29 млрд сумов (19,6 млрд);
- Netflix — 11,7 млрд сумов (10,1 млрд);
- Zoom — 11,57 млрд сумов (8,98 млрд);
- ACCA — 10,15 млрд сумов;
- Xsolla — 8,04 млрд сумов (6,9 млрд).
- TikTok — 7,46 млрд сумов.
Стоит отметить, что Meta (Facebook, Instagram, WhatsApp) оказала электронные услуги почти на 346 млрд сумов (рост — в 1,4 раза), что говорит о возросших тратах компаний на рекламу и продвижение в соцсетях.
Так называемый «налог на Google» предусмотрен новой редакцией Налогового кодекса, которая вступила в действие с 1 января 2020 года. Налог взимается за электронные услуги, которые подразумевают предоставление прав на использование программного обеспечения (включая игры через интернет), права на использование электронных книг, образовательных материалов, музыкальных произведений и других.
Налоговый комитет открыл специальный НДС-офис, чтобы зарубежные интернет-компании могли через него встать на учёт в качестве плательщиков этого налога.