Сенат Олий Мажлиса Узбекистана на заседании 24 января одобрил закон о введении системы штрафных баллов водителям за нарушения Правил дорожного движения, сообщила пресс-служба верхней палаты парламента. Для вступления закона в силу его должен подписать президент.
Напомним, 16 августа 2024 года закон был отклонён Сенатом и отправлен на доработку.
Председатель Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности Кутбидин Бурханов на заседании сообщил (видео), что в 2024 году 22% правонарушений, зафиксированных с помощью фото- и видеокамер, были совершены одним водителем на одном транспортном средстве до 4 раз, 18% — от 5 до 10 раз, 9,5% — от 11 до 20 раз, 1,3% — от 31 до 40 раз. Он добавил, что 0,1%, или 22 тысячи водителей, совершили более 100 нарушений ПДД.
Сенатор рассказал, что 6 декабря в Янгихаётском районе Ташкента водитель автомобиля Mercedes-Benz (1976 года рождения) с 19-летним водительским стажем, двигаясь на высокой скорости, въехал в заднюю часть автомобиля марки Nexia-2. В результате аварии один человек погиб, трое получили тяжёлые черепно-мозговые травмы и были госпитализированы. При проверке нарушений, совершённых этим водителем за последний год, выяснилось, что он совершил 26 нарушений ПДД.
Закон устанавливает ответственность путём применения административного наказания за нарушения Правил дорожного движения, за которые начислены штрафные баллы.
В отклонённой редакции документа не были установлены минимальные сроки лишения права управления транспортными средствами за накопленные штрафные баллы. Это может привести к формированию неоднородной судебной практики, заявил член Сената.
В соответствии с действующим Кодексом об административной ответственности минимальный срок лишения права составляет 15 дней. Однако применение такого срока для водителя, совершившего не менее 12 серьёзных нарушений в течение года, может помешать достижению целей закона, заявил Кутбидин Бурханов.
После рассмотрения закона в согласительной комиссии было установлено, что если количество штрафных баллов за нарушения превышает установленный лимит, минимальный срок лишения права управления транспортными средствами будет составлять не менее 6 месяцев.
Максимальный срок лишения водительских прав по КоАО составляет до 3 лет (статья 28).
Порядок применения баллов утвердит правительство
Размер и порядок применения баллов будет определён отдельным постановлением Кабинета министров.
Когда закон принимала Законодательная палата (в ноябре 2023 года), сообщалось, что отдельные штрафные баллы будут начисляться за каждое нарушение ПДД в течение 12 месяцев. Водителя лишат водительских прав на определённый срок, если наберётся 12 штрафных баллов. Это будет дополнительным наказанием к последнему совершённому правонарушению. При этом водителям, за определённый период не нарушившим ПДД, могут сократить штрафные баллы.
Начисленные баллы предлагалось регистрировать в системе E-jarimaball. Когда у водителя накопится 8 баллов, он получит предупреждение по SMS, а затем будет ещё раз предупреждён, когда число штрафных баллов превысит 12. Например, за проезд на красный свет светофора (статья 128−4 КоАО) предлагалось наказывать 2 штрафными баллами, за обгон (128−8) — 1,5 балла, за превышение скорости (статья 128−3 КоАО) — от 0,5 до 2 баллов, за тонировку без разрешения — 1−2 балла и так далее.
Кроме того, планировалось, что после истечения наказания, связанного с лишением прав, водителю необходимо будет сдать экзамен для получения водительского удостоверения. На данный момент неясно, вошло ли это в закон или будет прописано в постановлении правительства. «Газете.uz» не удалось получить текст закона для ознакомления.
Во время обсуждения документа сенатор Анвар Туйчиев спросил, кому будут начисляться штрафные баллы за нарушение ПДД, если автомобиль управлялся на основании доверенности.
Заместитель начальника Службы безопасности дорожного движения Эрали Бозоров заявил, что в законодательстве предусмотрена передача автомобиля близким родственникам без оформления доверенности.
При этом в страховом полисе должны быть указаны данные родственников. При фиксации правонарушения владелец автомобиля может обратиться в СБДД для разбирательства. Тогда штрафные баллы начислят на водителя, управлявшего автомобилем в момент нарушения.
По его словам, СБДД через информационную систему, которая прошла полную интеграцию с другими министерствами и ведомствами, может получить данные о лицах, передавшие право управлять автомобилем на основе доверенности.
В таких случаях будет применяться статья 17−1 КоАО (административная ответственность лиц за нарушения ПДД, зафиксированные специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации).
В частности, собственник авто освобождается от ответственности за ПДД, зафиксированное системами фото- и видеофиксации, совершенное с использованием принадлежащего ему транспортного средства, если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности, будет установлено лицо, кто управлял машиной в момент фиксации правонарушения.
Долгий путь к внедрению штрафных баллов
Внедрение системы штрафных баллов было предусмотрено ещё Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Узбекистане на 2018−2022 годы, принятой в мае 2018 года. Проект документа об этом планировалось разработать в 2019 году.
Постановлением президента от 2022 года систему штрафных баллов планировалось запустить с 1 декабря 2022 года. В ноябре того года в СБДД сообщили, что запустят систему в тестовом режиме — будут регистрировать нарушения без начисления штрафов. Тогда отмечалось, что законопроект ещё дорабатывается.
В ноябре 2023 года Законодательная палата приняла закон, необходимый для запуска системы начисления штрафных баллов. В августе 2024 года Сенат его вернул на доработку.