В Узбекистане планируется обязать организации, предоставляющие кредиты на приобретение потребительских товаров, передавать информацию об услугах рассрочки в кредитные бюро (оплата частями). Об этом во время медиа-диалога 22 января сообщил заместитель директора Департамента методологии регулирования деятельности кредитных организаций Алаутдин Арифханов, передаёт корреспондент «Газеты.uz».
Стоит отметить, что популярность POS-финансирования и BNPL-сервисов («покупай сейчас, плати потом») растёт, но информация о задолженности по этим услугам не учитывается банками. Это осложняет оценку реальной долговой нагрузки заёмщиков и повышает риски их закредитованности.
Объём задолженности, привлечённой потребителями, остаётся вне банковского регулирования, из-за чего они не имеют достаточную информацию о реальной кредитной нагрузке клиента при выдаче ему потребительского кредита или микрозайма.
«Пока изучается вопрос, что из BNPL может подпадать под нашу юрисдикцию. В мировой практике если рассрочка предоставляет на срок более одного года и если есть разница между суммой рассрочки и итогового платежа, то это подпадает под регуляцию», — заявил специалист.
В связи с этим, как сообщил Алаутдин Арифханов, планируется внести изменения в закон «Об обмене кредитной информацией», чтобы сделать обязательной предоставление кредитной информации в сервисах рассрочки.
«Сейчас вносится изменения и дополнения в Закон „Об обмене кредитной информации“ по предоставлению данные в кредитные бюро лизинговых, страховых компании и организаций, предоставляющие товары в рассрочку. Это позволит формировать более полную картину долговой нагрузки заёмщика и обеспечит кредитным организациям доступ к актуальной информации о всех обязательствах клиентов», — сказал Алауддин Арифханов.
В исследовании KPMG Caucasus and Central Asia в апреле 2024 года говорилось, что рынок POS-финансирования и рассрочки по товарообороту оценивается в диапазоне от 450 млн до 500 млн долларов в 2023 году. Две трети рынка занимали Uzum Nasiya и Alif Nasiya.
К 2027 году прогнозируется рост рынка до 1,5−2 млрд долларов.
KPMG отмечает, что POS-финансирование предполагает наценку на товары, оплачиваемую покупателями, которая варьируется от 0% до 68% для рассрочек на 3−12 месяцев. Некоторые участники рынка предоставляют «классический» BNPL без наценок для рассрочек на 3−4 месяцев, где комиссию платят продавцы.